МААМ-картинки

Использование историко-культурного потенциала при формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения

Лилия Нуртдинова
Использование историко-культурного потенциала при формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения
▼ Скачать + Заказать документы

Использование историко – культурного потенциала при формировании духовно – нравственных ценностей подрастающего поколения.

В современных условиях все острее встает вопрос повышении эффективности патриотического воспитания молодежи, поиска средств и технологии, соразмеренных этому процессу. Задача патриотического воспитания в наши дни – сформировать просвещенного и убежденного патриота – гражданина, обладающего не только чувством любви к Родине, но и знанием его истории, культуры, сопричастного к жизни народа. Все это требует по – новому ставить задачу патриотического воспитания молодежи, поиска новых социально – культурных технологий патриотического воспитания и развития его социально – культурных технологий.

Публикация «Использование историко-культурного потенциала при формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения» размещена в разделах

«Патриотизм, соединенный с интересом и любовью ко всем нациям – непременное условие нормального здоровья ума и сердца. Ибо для человека естественно любить свою землю, свое село и город, свою страну и ее народ, а так же своих соседей, другие народы и весь земной шар – и нашу большую Родину»

Д. С. Лихачев

Исторически сложилось так, что любовь к Родине, патриотизм во все времена в Российском государстве были чертой национального характера. Но в силу последних перемен все более заметной стала утрата нашим обществом традиционного российского патриотического сознания. В связи с этим очевидна неотложность решения острейших проблем воспитания патриотизма в работе с детьми дошкольного возраста. Это сложный педагогический процесс, в основе которого лежит развитие нравственных чувств.

Базой патриотического воспитания является нравственное, эстетическое, трудовое, умственное воспитание маленького человека.

В процессе такого разностороннего воспитания, зарождаются первые ростки гражданско – патриотических чувств.

Воспитание гражданина – это многогранный процесс, охватывающий целый комплекс задач: воспитывать у ребенка любовь и привязанность к семье, родному дому, детскому саду, родной улице, городу; формировать в нем чувство хозяина – бережное отношение к родной природе и всему живому, недрам земли и общественному достоянию, хлебу и продуктам питания (будущему гражданину предстоит по – хозяйски беречь и распоряжаться всеми этими богатствами); вызывать в ребенке чувство гордости за достижения страны; воспитывать любовь и уважение к людям труда; развивать интерес к доступным ребенку явлениям общественной жизни, традициям; формировать чувство интернационализма, уважение и симпатии к народам, населяющим нашу страну.

Формирование истинного патриотизма связано с высшим уровнем развития личности, особенно в социально – духовном и нравственном плане. На этом уровне развития личности идентифицирует себя с Родиной, Отечеством. Её «Я» становится частицей, неразрывно связанной со множеством других «Я» социума, что в реальной действительности и конкретной деятельности проявляется в единении их чувств, ценностей, взглядов, норм, идеалов, целей, действий и поступков, интегрирующим моментом которого выступают высшие интересы общества, активная реализация идеи служение Отечеству. Истинный патриотизм предполагает формирование и длительное развитие целого комплекса положительных, реально проявляемых качеств личности. Стержнем этого развития являются духовно – нравственный и историко – культурный компонент. Истинный патриотизм выступает в единстве глубочайшего духовного освоения истории и культуры своего народа и активно – деятельностного участия в решении важнейших проблем современного общества.

История народной культуры стремится выявить и показать социальные аспекты культурной жизни, роль народа и государства, деятельность интеллигенции и отдельных представителей различных ветвей культуры в историко – культурном процессе. История культуры – история многовекового искусства, возделывания жизни и созидания бытия. Изучение истории культуры родного края позволяет не только познавать этот многовековой опыт формирования разума, но и приобщать к нему, впитать в себя все лучшее, что создано великим народом, внести свой вклад в общую культурную сокровищницу нашего общества.

Лучшими формами реализации данных элементов народной культуры в патриотическом воспитании служат уроки истории, походы и экскурсии по памятным природным и историческим местам своего края.

Искусство родного края – тот дом, из которого ребенок отправляется по дорогам мирового искусства, поэтому творчество родного края должно быть им остро прочувствовано. Не понимая родное искусство, человек не способен чувствовать культуру другого народа, понимать психологию человека другой национальности. Это очень важно, ведь мы все живем в большой многонациональной стране, традиции и обычаи которой должны быть близки, любимы каждому гражданину.

Традиции народной культуры имеют огромный педагогический потенциал, способный оказать значительное влияние на приобщение подрастающего поколения к патриотическим, гражданским и эстетическим ценностям.

Народная культура состоит из следующих элементов: общественно – исторический опыт поколения, народные традиции, культура, обычаи, обряды, литература, музыка, искусства, любовь к своей Родине. К родной земле, к своему народу, уважение права на свободу личности, на национальную и религиозную терпимость, уважительное отношение к другим народам, народному творчеству, народным художественным промыслам.

В процессе наблюдения установлено, что комплексное применение различных средств, форм и методов патриотического воспитания дошкольников в сочетании со средствами народной культуры позволяет воспитывать у детей патриотические чувства, формировать патриотическое сознание (любовь к Родине, родному краю, языку, традиции и культуре).

Чувство Родины начинается с восхищения тем, что видит перед собой маленький человек, чем он изумляется и что вызывает отклик в его душе. Прежде всего, это место где он родился и живет. Родная природа один из сильных факторов воспитания любви к Родине. От любования ее красотой, бережного отношения к миру природы до понимания преобразующей роли труда человека в природе – все это источники формирования любви к родному краю.

У маленького гражданина появляется возможность сравнить то, что есть, с тем, что было. Это направление патриотического воспитания я раскрыла в следующих мероприятиях: фольклорный праздник «Наш дружный хоровод», занятие «День независимости», музыкальное развлечение «родной свой край, люби и знай», экскурсии по городу, просмотр презентации «Мой любимый город Казань».

Одна из задач патриотического воспитания – развивать у ребенка эмоционально – положительное отношение и чувство симпатии ко всем народам, населяющим нашу страну.

Правильное отношение к людям разных национальностей создается у ребенка под влиянием взрослых, благодаря постоянному соприкосновению с окружающей средой и общественными событиями. Для этого необходимо детей знакомить с различными народами и их традициями. В этом направлении проводились следующие мероприятия:

- экскурсия по достопримечательностям города «Мой любимый город Казань»;

- цикл музыкальных бесед:

- «Гостеприимство народов разных национальностей»

- «Новогодние традиции»;

- посиделки «Аулак ой»;

- беседа с элементами фольклора «Эбиемнен сандыгы»

Самое главное приобретение человека в период детства и ученичества – это вера в себя, вера в то, что он знает и умеет, чувство собственного достоинства.

Для формирования чувства патриотизма важно не забывать, что сами по себе знания являются пищей ума, а патриотизм от «ума» не бывает, он бывает только от «сердца». Ум как бы раскручивает духовно – нравственную работу души, а уже, в свою очередь, любящее сердце, создает патриотическое мировоззрение.

Очень важно осознать именно духовно – нравственную природу патриотизма, потому что вне общего контекста духовно – нравственного воспитания, патриотизм в лучшем случае превратится в профанацию, а в худшем, в шовинизм, национальное чванство, агрессивность по отношению к чужим.

Список использованной литературы :

1. Мухина В. М., Рустамова А. Ю., УруджевВ. В. Патриотическое воспитание средствами народной культуры в образовательном процессе // Современные проблемы науки и образования – 2016 - №3//

2. Соловьев Е. В. Социально – культурные технологии патриотического воспитания молодежи в процессе возрождения народных обрядов, - Москва, Теория, методика и организация социально – культурной деятельности, 2009с.

Публикации по теме:

Воспитание духовно-нравственных ценностей у детей старшей группы. Занятие «Кто создал мир? Первый и второй день создания»Воспитание духовно-нравственных ценностей у детей старшей группы. Занятие «Кто создал мир? Первый и второй день создания» Занятий на тему: «Кто создал мир (первый и второй день создания)» (для воспитанников старшей группы) по учебно методическому комплекту.

Из опыта работы «Развитие духовно-нравственных ценностей дошкольников посредством сказки» «Чтение сказок – тропинка, по которой, умный, думающий воспитатель находит путь к сердцу ребенка» /В. А. Сухомлинский. / Федеральный государственный.

Духовно-нравственное просвещение и воспитание подрастающего поколения Духовно-нравственное просвещение и воспитание подрастающего поколения Главные задачи духовно-нравственного воспитания – сохранение семейных.

Духовно-нравственное воспитание подрастающего поколенияДуховно-нравственное воспитание подрастающего поколения «В детстве, человек должен пройти эмоциональную школу – школу добрых чувств. Если добрые чувства не воспитаны в детстве, их никогда не воспитаешь…».

Формирование духовно-нравственных ценностей в семье у детей старшего дошкольного возраста через связь поколений Проблема духовно-нравственного воспитания личности всегда была актуальной и приобретает особое значение. Согласно содержанию Государственного.

Формирование российской гражданской идентичности у подрастающего поколения в условиях поликультурной образовательной среды РУССКИЕ НАРОДНЫЕ ПОДВИЖНЫЕ ИГРЫ КАК СРЕДСТВО ПОЛИКУЛЬТУРНОГО ВОСПИТАНИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ Вострова Т. И., заведующая МБДОУ №33 «Малинка», г.

Презентация «Использование развивающих игр при формировании элементарных математических представлений у дошкольников» «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка.

Педагогический совет «Построение образовательного процесса ДОУ на основе духовно-нравственных ценностей» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 30 «Аленушка» г. Волжского Волгоградской области» (МДОУ д/с № 30).

Роль художественной литературы в формировании нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста Роль художественной литературы в формировании нравственных ценностей у детей старшего дошкольного возраста В настоящее время Россия переживает.

Роль игр-драматизаций в формировании нравственных ценностей В современной дошкольной педагогике игры-драматизации относятся к разновидности творческих театрализованных игр. Театрализованные игры,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование историко-культурного потенциала при формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения
Опубликовано: 26 января 2018 в 11:26
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование историко-культурного потенциала при формировании духовно-нравственных ценностей подрастающего поколения» (включая файлы) размещена пользователем Лилия Нуртдинова (УИ 97555) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД