Оксана Малкина
Использование камешков марлбс в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР
▼ Скачать + Заказать документы
Использование камешков марлбс в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР.
В дошкольном возрасте интенсивно формируется речевая моторная область. Упражнения на развитие мелкой моторики не только стимулируют развитие речи, но и, как указывают психологи, логопеды и педагоги, являются мощным средством повышения работоспособности головного мозга. Трудно себе представить, что регулярная стимуляция зон коры головного мозга средствами упражнений на развитие моторики приводит деятельность ЦНС в действие и как бы подталкивает её на ускорение речевого развития. Процесс сложен и более понятен специалистам определенного профиля. Поэтому нас педагогам, остается только учитывать, что моторика – это двигатель, запускающий речь ребёнка, и помнить слова В. Сухомлинского, что «Ум ребёнка находится на кончиках пальцев».
Публикация «Использование камешков марлбс в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР» размещена в разделах
Один из нетрадиционных приёмов по развитию моторики и речи ребёнка служат игры с камешками марблс, которые все больше приобретают популярность педагогов, логопедов и психологов.
Марблс – это наборы, состоящие из стеклянных камешков различного размера, цвета и формы. Их вполне можно считать универсальным пособием, так как применять можно в различных вариантов: от декора до образовательных задач.
Использование шариков Марблс на практике решает следующие задачи:
1. Развитие мелкой моторики, зрительно – двигательной координации.
2. Формирование правильного захвата шарика кистью руки.
3. Развитие сложно координированного движения пальцев и кистей рук.
4. Развитие тактильных ощущений.
5. Развитие пространственных представлений.
6. Формирование представления о буквах и звуках.
7. Развитие лексико-грамматических понятий.
8. Развитие фонематического слуха и восприятия.
9. Развитие связной речи.
10. Формирование математических представлений и понятий.
11. Развитие зрительного внимания, памяти, мышления.
12. Развитие фантазии ребёнка
Работа с камушками Марблс активизирует и развивает внимание, сенсорное восприятие, мелкую моторику, воображение учащихся. Повышают речевую активность детей. Данные игры могут быть использованы в самостоятельной деятельности, режимных моментах и на занятиях. Ребенку предлагаются камешки, карточки и т. д.
Приведем несколько вариантов игр.
Игры на автоматизацию поставленных звуков
Умный лабиринт
Цели: Закрепление поставленного звука Р. Повторение лексической темы «Овощи». Закрепление предлога В.
Ход игры: Прокати шарик – марблс и назови все овощи со звуком Р.
Проговори по образцу: Помидор в корзину.
Лабиринт на звук
Цели: Закрепление поставленного звука.
Ход игры: Выкладывание камешков – марблс с проговариванием звука, слогов, слов с поставленным звуком.
Проговори правильно
Цели: Закрепление поставленного звука в чистоговорках и стихах.
Ход игры: Дети выкладывают рисунок и проговаривают чистоговорку или стихотворение на поставленный звук.
Игры на развитие психических процессов и снятие напряжение
Запомни и повтори
Цели: Развивать зрительную память. Закреплять цвета.
Ход игры: Ребёнку дается образец, затем он убирается и ребенок воспроизводит его по памяти. Игру можно упражнять, добавляя образцы.
Какое у тебя настроение
Цели: Формирование осознания собственных эмоций и чувств других людей. Обогащение эмоциональной лексики. Закрепление антонимов в речи.
Ход игры: Ребенок выкладывает свое настроение. Подбирает антоним и выкладывает к нему своё настроение.
Игры на коррекцию лексико-грамматических категорий
Назови ласково
Цели: Упражнять в словообразовании, постановка существительных в уменьшительно-ласкательную форму.
Ход игры: Выкладывать по лабиринту камешки – марблс и ставить существительные в уменьшительно-ласкательную форму.
Какой формы предмет?
Цели: Закрепление названий геометрических тел. Упражнять в правильном словообразовании относительных прилагательных.
Ход игры: Назови, какой формы морковь. Скажи по образцу: морковь треугольной формы.
Кто за кем?
Цели: Закрепление и введение в речь предлога – ЗА.
Ход игры: Ребёнок проходит лабиринт и называет, кто за кем.
Игры для обучения грамоте
Чудесный мешочек
Цели: Развитие фонематического звука и закрепление понятий гласный и согласный
звук.
Ход игры: Дети достают из мешочка камешек и называют слово, которое начинается
на звук в зависимости от цвета камешка (согласный твердый – синий, согласный
мягкий – зеленый, гласный-красный).
Разбери слово
Цели: Формирование звукобуквенного разбора слова. Закрепление цветовых
обозначений звуков. Деление слов на слоги. Развитие фонематического слуха.
Закрепление изученных букв. Упражнение в чтении.
Ход игры: Дети собирают из разрезных карточек картинку. Делят слово на слоги.
Делают звукобуквенный разбор слова. Выкладывают звуки в зависимости от цвета.
Выкладывают слово из букв - красный).
Необычная буква
Цели: Повторение изученной буквы.
Ход игры: Вариант 1. Ребенок по готовому образцу выкладывает букву.
Вариант 2. Ребенок выкладывает изучаемую букву и придумывает на эту букву слово.
Игры на развитие мелкой моторики
Рассели камешки марблс в твоем городе.
Цели: Работать над развитием пространственного восприятия. Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Вводить в речь наречия прямо, направо, налево.
Ход игры: Ребёнок создаёт город лабиринт и проходит этот лабиринт шариком марблс. Проговаривая направления.
Пересыпать в другую коробочку.
Цели: Развивать мелкую моторику. Закреплять цвета.
Ход игры: Вариант 1. Ребёнок перекладывает ложкой шарики в другую емкость, проговаривая цвета шариков.
Вариант 2. Ребенок перекладывает пинцетом шарики в другую емкость, проговаривая цвета шариков.
Игры по развитию пространственного восприятия
Найди место камешку
Цели: Развивать пространственное восприятие. Вводить в речь понятия правый – верхний угол и т. д. Профилактическая работа по ориентированию на тетрадном листе. Профилактика дисграфии. Закрепление цветов.
Ход игры: Ребенка просят по инструкции разложить камешки.
Объемные картины
Цели: Развивать пространственное восприятие. Вырабатывать усидчивость. Умение работать в группах. Развивать глазомер.
Ход игры: Дети совместно по готовой схеме вместе с педагогом выкладывают рисунок.
Игры на развитие творческих способностей
Летняя полянка
Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук.
Ход игры: Дети украшают летнюю полянку камешками.
Кто живет в воде?
Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над
положительным эмоциональным фоном ребенка.
Ход игры: Дети создают из камешков марблс пейзаж морского дна.
Игры для развития связной речи
Создай свою картину
Цели: Развивать творческие способности. Развивать мелкую моторику рук. Работать над положительным эмоциональным фоном ребенка. Развивать связную речь.
Ход игры: Ребенок работает с кинетическим песком и формочками, создает свой сюжет. Составляет рассказ по завершению работы.
Сезонное дерево
Цели: Закреплять у детей последовательность времен года. Формировать связную речь. Развивать творческие способности.
Ходи игры: Ребенок рассказывает, какие деревья весной, и выкладывает первые зеленые
листочки на деревьях. Затем весной расцветают цветы, например на сливовом дереве, ребенок добавляет цветы. Летом появляются плоды, сливы. Осенью плоды собирают и листья желтеют. Зимой деревья под снегом.