Использование кейс-метода в работе старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов

Анна Каминская
Использование кейс-метода в работе старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов

Кейс-метод (case method, case-study) – это метод анализа практической ситуации, реальной и гипотетической. Суть кейс-метода заключается в том, чтобы стимулировать познавательную активность участников через практическую деятельность и диалог с помощью смоделированной ситуации

1. Как с помощью кейсов научить воспитателей решать образовательные ситуации

Предложите воспитателям решить проблемные кейс-ситуации. С их помощью они проанализируют трудности в работе с детьми и предложат способы, как с ними справиться. Используйте два готовых кейса и ключи к ним.

2. Включите кейсы в коллективную работу с воспитателями

Формировать и совершенствовать любые профессиональные компетенции воспитателей лучше, когда они взаимодействуют друг с другом в группе или небольшом коллективе. При этом важно выбрать правильный обучающий материал.

Практические кейс-ситуации, которые объединяют нормативные требования, теорию и практику, пусть даже короткие, – эффективный инструмент в творческой деятельности и саморазвитии педагогов. Их можно приводить в качестве примера, на их основе можно разобрать спорный вопрос. Этот практический материал поможет смоделировать проблемные задания для воспитателей.

Любая моделируемая ситуация, гипотетическая или реальная, должна предполагать вариативность решений, мнений, точек зрения. Воспитатели могут не только решать кейс-задания, но и попробовать смоделировать проблемно-практические ситуации.

Чтобы наладить взаимодействие воспитателей, предложите им разработать кейс-ситуации друг для друга. Работа над каждым кейсом требует творческого вклада и значительного времени. Поэтому целесообразно, чтобы в этом процессе участвовал весь педагогический коллектив.

Если на начальном этапе воспитатели не смогут самостоятельно придумать кейс-ситуации, разберите вместе с ними готовые. В качестве примера в приложении представлены ролевой кейс «Каприз или креативность» и кейс-задача «Если не знаем, почему». К каждому кейсу есть ключ. Он содержит по три варианта ответов и их интерпретацию.

Воспитатели часто рассказывают о проблемах, которые возникают, когда они проектируют образовательный процесс самостоятельно. Кейс-ситуации, которые имеют связь с их собственным опытом, помогают разобраться в этих проблемах. Таким образом, в работес любой категорией слушателей действует общее правило: только теоретические аргументы не сделают профессиональное образование компетентностным. Воспитателю, как и детям, интересно только то, что затрагивает его личные мотив.

Какие компетенции у воспитателей формирует работа с кейс-ситуациями

Аналитические навыки и умение прогнозировать.

Способность работать с информацией, отделять основную идею от сопутствующих обстоятельств.

Умение формулировать и обосновывать собственную точку зрения как необходимый элемент профессиональной деятельности.

Способность искать альтернативные варианты в условиях неопределенности

3. Предложите использовать кейсы для самообразования

Когда воспитатели освоят кейс-метод, предложите им проектировать кейсы в ходе самообразования. Для этого они должны вести собственную картотеку практических примеров, историй, событий, детских высказываний, ситуаций во взаимоотношениях с коллегами и родителями воспитанников. Так воспитатели научатся слушать и слышать детей, понимать интересы всех участников образовательных отношений.

Проектирование кейс-ситуаций – процесс творческий, однако требует соблюдать алгоритм. Важно продумать сюжет кейса, его лейтмотив. Он зависит от нескольких факторов.

Ролевой фактор определяет, кто участник кейса в сюжете проблемной ситуации – действующее лицо или наблюдатель. Например, ролевой кейс предусматривает участника в качестве одного из героев, а проективный кейс предполагает активное наблюдение ситуации «со стороны».

Целевой фактор определяет характер решений. Они отражают сформированность искомых компетенций и личностных характеристик воспитателя: умение мыслить, анализировать ситуацию с разных сторон, находить причины проблем, видеть вариативность путей решения, давать непосредственную и опосредованную оценку. Подобный кейс может иметь приложения в виде статистических данных, фрагментов аналитических отчетов и мониторинговых исследований, которые касаются педагогической диагностики, удовлетворенности педагогов и родителей образовательным процессом. Существуют кейсы-задачи, которые требуют от участника не рассуждений, а аргументированного пошагового алгоритма действий. Они предполагают либо скрупулезно описанный сюжет и обстоятельства, либо четкие исходные данные, которые связаны с конкретными действующими лицами. Проблемный фактор определяет проблематику кейса, которая составляет его основную «завязку». Это необязательно конфликт. Кейс может содержать описание обстоятельств,которые определяют проблему: острые и внезапно возникающие события (форс-мажор, противоположность суждений участников образовательных отношений, несоответствие поставленных педагогических или управленческих задач и имеющихся средств.

Когда воспитатель создает кейс, он должен описать свое решение предлагаемой ситуации. Это не значит, что он дает заведомо правильный ответ. Воспитатель формулирует методические рекомендации к интерпретации возможных ответов.

Таким образом, кейс-метод можно использовать, чтобы повысить методологическую культуру и способность воспитателей к саморефлексии, разнообразить форму проведения педагогических советов, способы обмена педагогическим опытом и самоанализа эффективности педагогических действий.

Публикации по теме:

Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс-технологии «Формирование социальной компетентности детей дошкольного возраста с использованием кейс - технологии» 2 слайд. Главной задачей государственной.

Использование пособия «Волшебный куб» в повседневной работе воспитателяИспользование пособия «Волшебный куб» в повседневной работе воспитателя "Использование "Волшебного куба" в повседневной работе воспитателя" Добрый день, уважаемые коллеги и друзья. В своей предыдущей публикации.

Повышение профессиональной компетентности педагогов по проблеме речевого развития дошкольников в условиях внедрения ФГОС до МОУ «Анишинская СШ имени героя Советского Союза А. С. Гостева» Консультация для воспитателей «Повышение профессиональной компетентности педагогов.

Фотоотчет о районном методическом объединении «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами»Фотоотчет о районном методическом объединении «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами» Фотоотчет с на районного методического объединения «Использование метода интерактивной игры в работе с педагогами» Для повышения профессионального.

Библиотека изображений:
  • Профессии и труд
  • Праздники
  • Праздники
Автор публикации:
Использование кейс-метода в работе старшего воспитателя как фактор успешной профессиональной компетентности педагогов
Опубликовано: 24 февраля 2021 в 22:03
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
15 апреля. Всемирный день искусства

Международный день искусства отмечается ежегодно, начиная с 2012 года. 15 апреля было выбрано датой торжества потому, что это день рождения знаменитого художника и изобретателя Леонардо Да Винчи. Нам всем...

14 апреля. День кубиков на МААМ

Игрушкам, в которые играют дети на протяжении столетий, посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь нашей специальной подборкой, чтобы провести этот день с детьми за играми и занятиям с...

Фотоотчёт о изготовлении стенгазеты «Дружбой с детства дорожи!», в технике...
В нашей группе «Родинчок», прошёл среднесрочный проект «Умей дружбой дорожить», целью которого было научить детей дорожить дружбой, выявить друзей в группе....
Фотоотчёт ОД по рисованию «Как я с мамой (папой) иду из детского сада домой»
Цель: формирование умения рисовать фигуру человека, передавать различие в величине взрослого и ребёнка. Задачи: - вызвать у детей желание передать в рисунке...
Сценарий праздника к 23 февраля «Мы — мужчины» для старшей группы 5–6 лет 2021 г
Ведущий: День нашей армии сегодня, И ей уже немало лет. Привет защитникам народа! Российской армии… Дети: привет! 1 ребенок: Чудесный праздник в...