Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов с дошкольниками ОВЗ

Синицына Наталья Александровна
Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов с дошкольниками ОВЗ

Проблема эффективности коррекционной помощи детям с ОВЗ остаётся очень актуальной. Наука о развитии умственных способностей и достижении физического здоровья через двигательные упражнения которая посвящена развитию и улучшению работы психических процессов - это кинезиология. По данным исследований физиологов, единство мозга складывается из деятельности двух полушарий, связанных между собой системой нервных волокон. Мозолистое тело (межполушарные связи) находится между полушариями головного мозга в теменно-затылочной части и состоит из двухсот миллионов нервных волокон. Оно необходимо для координации работы мозга и передачи информации из одного полушария в другое.

Известно, что любые действия рук или ног сначала импульсами проходят через мозг. Полушария головного мозга могут эффективно развиваться через специальные действия - кинезиологические упражнения. В результате их продолжительного выполнения развивается мозолистое тело головного мозга ребенка, повышается стрессоустойчивость, снижается утомляемость, а также улучшается работа психических процессов.

При подготовке детей к школе необходимо большое внимание уделять развитию мозолистого тела. Основное развитие межполушарных связей формируется у девочек до 7-ми лет у мальчиков до 8-ми – 8,5 лет. Совершенствование интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развивающая работа должна быть направлена от движений к мышлению, а не наоборот.

Мы рады поделиться своим опытом применения кинезиологических упражнений с использованием пальчиковых игр и развития общей моторики, при выполнении которых происходят сложные процессы, приводящие к сбалансированной работе моторных и сенсорных центров как каждого полушария мозга, так и среднего мозга, достигается объединение эмоций и процессов мышления (усиление межполушарной интеграции, приводя к наиболее эффективной коррекционной работе (обучению) и психо-речевому развитию детей ОВЗ.

Данные упражнения представлены по степени усложнения начиная с простых и заканчивая более сложными. Выполняются сначала правой рукой, затем левой, после двумя руками одновременно. В дальнейшем двумя руками ассиметрично. Также хочется отметить, что они полезны как детям, так и взрослым. Они способствуют снятию усталости, обостряют внимание и память, значительно повышают способность концентрироваться на выполняемой работе. При систематических занятиях для усложнения при выполнении упражнений используют разные приемы: ускорение темпа; исключение зрительно-речевого контроля (выполнение упражнений с закрытыми глазами, слегка прикушенным языком); наоборот – подключение к движениям рук движений языка или глаз.

Упражнения на развитие общей моторики

Упражнение "Крюки".

Чтобы снять напряжение, успокоить нервную систему, сосредоточиться и быстро восстановить психоэмоциональное равновесие - необходимо сесть на стул, скрестить ноги, положив лодыжку левой ноги на лодыжку правой ноги.

Затем скрестить руки, положив запястье правой руки на запястье левой руки, после чего соединить пальцы в замок, так, чтобы большой палец правой руки оказался поверх большого пальца левой руки.

Вывернуть соединенные в замок руки перед грудью «наизнанку», чтобы сцепленные пальцы были направлены кверху. Смотреть прямо, взгляд вверх, кончик языка прижат к верхнему нёбу (можно на вдохе прижимать к твердому нёбу кончик языка, расслабляя его на выдохе).

Посидеть в этой позе 1—5 минут до появления зевка либо до ощущения достаточности.

Упражнение "Ухо — нос".

Левой рукой взяться за кончик носа, а правой рукой — за левое ухо. Одновременно отпустить ухо и нос, хлопнуть в ладоши, затем поменять положение рук «с точностью до наоборот».

Упражнение "Кочерга".

Приподнятую стопу вывернуть внутрь и качать ею вперед и назад, одновременно противоположной рукой качать в противоположную сторону. То же другой ногой и другой рукой.

Усложнение.

Добавляется рука одноименная качающейся ноге, которая находится вдоль тела и просто сжимается и разжимается в кулак.

Упражнение "Святоша".

Поза сидя (можно стоя или лежа, ноги держать параллельно, не скрещивая. Соединить попарно кончики пальцев обеих рук, словно обхватывая небольшой шар, и расположить кисти перед грудью. Взгляд направлен вниз, кончик языка зажат между зубами. Находиться в этом положении 1—2 минуты, до появления зевоты или до ощущения достаточности.

Упражнение «Слон».

Ухо плотно прижать к плечу. Одновременно вытянуть одну руку, как хобот слона, и начать рисовать ею горизонтальную восьмерку, начиная от центра зрительного поля и идя вверх против часовой стрелки. Глаза следят за движениями кончиков пальцев. Затем поменять руки. Упражнение выполнять медленно, по 3—5 раз каждой рукой.

Упражнение «Перекрестное марширование».

Дети выполняют марширование, высоко поднимая колени попеременно касаясь правой и левой рукой по противоположной ноге. Затем, шагают касаясь рукой одноименного колена. Заканчивают касаниями по противоположной ноге.

Упражнение «Мельница».

Рука и противоположная нога вращаются круговыми движениями сначала вперед, затем назад, одновременно с вращением глаз вправо, влево, вверх, вниз. Время выполнения 1-2 минуты.

Упражнение «Вертолет».

Правую руку согнуть в локтевом суставе и положить на правое плечо вращать ей по направлению вперед, одновременно делая круговые движения назад согнутой в локтевом суставе левой. Поменять положение рук и повторить упражнение.

Усложнение: Происходит за счет того, что ребенок, выполняя эти движения одновременно, высовывает и засовывает язык.

Упражнение «Робот».

Встать лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами, руки и ноги должны двигаться параллельно, а затем передвигаться, используя противоположные руки и ноги.

Упражнение «Колено – локоть».

Стоя. Поднять и согнуть левую ногу в колене, локтем правой руки дотронуться до колена левой ноги, затем тоже с правой ногой и левой рукой.

Упражнение «Акробат».

Стоя на коленях, руки на поясе повернуть туловище вправо, коснуться правой рукой левой пятки, затем левой рукой правой пятки, повторить.

Упражнение «Паучок».

Лечь на спину, руки за головой прямые, поднимая прямую правую ногу вперёд-вверх, коснуться левой рукой правой голени, вернуться в исходное положение. То же с левой ногой и правой рукой, повторить.

Упражнение «Ножницы».

Лечь на спину, ноги прямые, руки вдоль туловища, поднять прямые ноги и руки под углом 90 градусов, выполнять перекрёстные движения ногами и руками одновременно вправо-влево, затем поменять движения и выполнять перекрестные движения рука нога по направлению вперед-назад.

Упражнение «Велосипед».

Упражнение выполняется в парах. Встать напротив друг друга, коснуться ладонями ладоней партнера. Совершать движения, аналогичные тем, которые выполняют ноги при езде на велосипеде, с напряжением.

Упражнение «Птица».

Встать пятки вместе, носки врозь, руки внизу, поднять руки через стороны вверх, скрестить над головой, затем опустить руки через стороны вниз, скрестить за спиной, повторить.

Упражнение «Хвалим – ругаем».

Выполнять движения одновременно. Одой рукой гладить себя по голове и другой рукой стучать по животику.

Упражнения на развитие мелкой моторики.

Все представленные ниже упражнения ребенок сначала учится выполнять одной, а затем другой рукой и только после отработки и автоматизации движения упражнение выполняется двумя руками одновременно. Усложнение выполнения упражнений происходит за счет отсутствия зрительного контроля за движениями (можно выполнять с закрытыми глазами или смотреть перед собой, а не на руки).

Упражнение «Фонарики».

Руки лежат на столе ладонями вниз.

Инструкция: Сейчас мы с тобой будем зажигать фонарики. Посмотри, как я буду это делать. Педагог кладет руки на стол ладонями вниз, пальцы раскрыты. Посмотри фонарики горят. Затем сжимает руки в кулаки. Фонарик погас! Опять раскрывает пальцы. Фонарик зажёгся!

Педагог показывает, ребенок повторяет, при затруднении педагог выполняет вместе с ребенком держа его ладони. Лучше выполнять это упражнение сидя за столом руки лежат на столе. В дальнейшем ребенок удобно сидит на стуле ладошки на коленях.

Усложнение.

Инструкция: Будем зажигать фонарики и хлопать в ладошки. Посмотри, как я буду это делать.

Педагог показывает образец выполнения. То же исходное положение и выполнение, но смена положения рук происходит через хлопок.

Усложнение.

Инструкция: Будем зажигать фонарики и хлопать в ладошки, но не двумя руками одновременно, а по очереди. Посмотри, как я буду это делать. Педагог показывает образец выполнения. То же исходное положение и выполнение, но смена положения рук происходит под счет с сжатием одной руки в кулак. Одна рука ладонью вниз с раскрытыми пальцами, а другая пальцы сжаты в кулак. Один фонарик горит, а другой погас, теперь другой фонарик горит, а этот погас. Педагог меняет положение рук одну руку сжимая в кулак, а другую разгибая пальцы, чередуя движения, через хлопок.

Упражнение: «Мотор».

Поза рук: руки согнуты в локтях и лежат параллельно друг другу на столе. Левая рука первая, правая за ней. Ребенок выполняет вращательные движения вперед, меняя руки местами.

Инструкция: Мы завели машину, заработал мотор. (можно добавить произношение звуков, имитируя звук мотора)

Усложнение.

Ребенок выполняет вращение рук с одновременным сжатием кулака на ближней руке, тогда как на дальней руке ладонь находится на ребре. Позы выполняются одновременно двумя руками при их чередовании.

Упражнение: «Солнышко -тучка».

Поза рук: одна рука согнута в кулак, другая ладонь ребром прикасается к кулаку. Ребенок выполняет позы одновременно двумя руками, одной показывая солнышко (кулак) второй тучку (рука ребром ладони).

Инструкция: Выглянуло солнышко. Солнышко спряталось за тучку. Теперь поменяли ручки. Правая рука солнышко, а левая тучка.

Усложнение.

Ребенок выполняет позы одновременно двумя руками, чередуя их выполнение через хлопок.

Упражнение: «Блинчики».

Ладони лежат на столе, одна рука прижата к столу, другая ладонь лежит тыльной стороной. Нужно поменять положение ладоней так, чтобы та ладонь которая лежала тыльной стороной была прижата к столу, а ладонь которая была прижата к столу была повернута ладошкой вверх и прижата тыльной стороной. Смена положения ладоней меняется одновременно можно под счет педагога.

Инструкция: Сейчас мы с тобой будем печь блинчики, не торопись, нужно, чтобы они хорошо поджарились. Посмотри, как я буду это делать.

Педагог показывает, ребенок повторяет, при затруднении педагог выполняет вместе с ребенком держа его ладони. Лучше выполнять это упражнение сидя за столом руки лежат на столе. В дальнейшем ребенок удобно сидит на стуле ладошки на коленях.

Усложнение.

Инструкция: Будем печь блинчики, не торопись, нужно, чтобы они хорошо поджарились. Посмотри, как я буду это делать.

Педагог показывает образец выполнения. То же исходное положение и выполнение, но смена положения рук происходит через хлопок.

Усложнение.

Инструкция: Будем печь блинчики с начинкой, не торопись, нужно, чтобы они хорошо поджарились. Посмотри, как я буду это делать.

Педагог показывает образец выполнения. То же исходное положение и выполнение, но смена положения рук происходит под счет с сжатием одной руки в кулак. Ладони меняют положение раз, два и на счет три та рука которая должна лежать прижатой ладошкой к столу сжимается в кулак.

Упражнение: «Яблочко червячок».

Положение рук: одна рука согнута в кулак, другая в кулак с поднятым большим пальцем.

Инструкция: Это яблочко. (педагог показывает кулак). В яблочке живет червячок (показывает кулак с поднятым большим пальцем). Червячок вылез из яблочка погреться на солнышке. Наступила ночь, он опять спрятался в яблочко.

Усложнение.

Ребенок выполняет позы одновременно двумя руками, одной первую описанную выше позу, другой вторую. Чередуя их выполнение через хлопок.

Упражнение: «Первый -последний».

Руки согнуты в кулачки на одной руке выпрямлен мизинчик, на другой указательный пальчик. на другой делаем хлопок меняем.Первая поза пальцев: указательный и мизинец выпрямлены и отведены в сторону, средний безымянный и большой собраны щепотью.Вторая поза: щепотью собраны мизинец, указательный и большой, а средний и безымянный отодвинуты в сторону.

Инструкция: По порядку рассчитайся. Кто первый? Первый указательный пальчик. (Педагогпоказывает первую позу: рука согнуты в кулак с выпрямленным указательным пальцем). Кто последний? Последний мизинчик. (Педагогпоказывает вторую позу: рука согнуты в кулак с выпрямленным мизинцем). Сначала ребенок учится выполнять позы и их чередование одной рукой, затем двумя руками.

Усложнение.

Ребенок выполняет позы одновременно двумя руками, одной первую описанную выше позу, другой вторую. Чередуя их выполнение через хлопок.

Упражнение: «Кольцо».

Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо с большим пальцем последовательно указательный, средний и т. д.

Инструкция: Сейчас мы с тобой будем играть. Посмотри, как я буду это делать. Я соединяю пальчики и у меня получаются колечки.

Сначала ребенок учится соединять пальцы на одной руке, затем на другой. После того как движения отработаны и автоматизированы малыш соединяет пальчики одновременно на двух руках.

Усложнение.

Инструкция: Будем соединять колечки одновременно на двух руках. На одной руке соединяем большой палец с указательным, на другой большой палец с мизинцем. Теперь перебираем пальцы одновременно на двух руках.Пальцы на одной руке соединяются в следующем порядке: большой -указательный, большой- средний, большой- безымянный, большой – мизинец.На другой руке: большой – мизинец, большой- безымянный, большой – средний, большой – указательный. Педагог показывает образец выполнения.

Упражнение «Зайчик лисичка».

Первая поза пальцев зайчик: указательный и средний палец подняты верх, мизинец безымянный и большой согнуты.Вторая поза: мизинец и указательный пальцы подняты верх, а большой, средний и безымянный пальцы соединяются и выпрямлены вперед.

Инструкция: Посмотри это зайчик. Покажи зайчика. Это лисичка. Покажи лисичку (педагог показывает позы ребенок учится выполнять их сначала на одной руке затем одновременно двумя руками). Зайчик боится лисичку и убегает от нее. (Педагог показывает движения, правой рукой зайчика левой лисичку одновременно. Затем правой рукой лисичку, левой зайчика.)

Усложнение.

Инструкция: Нужно, чтобы лисичка и зайчик не встретились. Педагог показывает образец выполнения. То же исходное положение и выполнение, но смена положения рук происходит через хлопок.

Упражнение: «Цветок».

Первая поза пальцев: указательный и мизинец выпрямлены и отведены в сторону, средний безымянный и большой собраны щепотью.Вторая поза: щепотью собраны мизинец, указательный и большой, а средний и безымянный отодвинуты в сторону.

Инструкция: Это цветок, он распускается. (Педагог показывает первую позу, а затем вторую). Сначала ребенок учится выполнять позы и их чередование одной рукой, затем двумя руками.

Усложнение.

Ребенок выполняет позы одновременно двумя руками, одной первую описанную выше позу, другой вторую. Чередуя их выполнение и ускоряя темп выполнения.

Упражнение: «Пальчики здороваются».

Положение рук ладонь прижата к другой ладони. Поочередно отрывая пальцы друг от друга и опять соединяя, последовательно указательный с указательным, средний со средним и т. д.

Инструкция: Сейчас мы с тобой будем играть. Посмотри, как я буду это делать. Я соединяю ладошки, пальчики здороваются. Сначала указательные, теперь средние, безымянные и мизинцы, теперь в обратном порядке. (педагог показывает порядок действия).

Сначала ребенок учится соединять пальцы в одном направлении, затем в обратном порядке.

Усложнение.

После того как движения отработаны и автоматизированы, пальцы сдвигаются таким образом, большой палец правой руки соединен с указательным пальцем левой руки, указательный палец правой руки соединен со средним пальцем левой руки, средний палец правой руки соединен с безымянным пальцем левой руки, безымянный палец правой руки соединен с мизинцем левой руки. Мизинец правой руки и большой палец левой остаются свободными без пары. И по подобию как в предыдущем упражнении соединяются сначала в одну сторону затем в обратную.

Инструкция: Будем соединять пальчики по-другому. Прижми ладошки друг к другу и сдвинь их, так чтобы пальчики по краям были без пары. Теперь они начинают здороваться.

Проба выполняется в прямом и в обратном (от мизинца к указательному пальцу) порядке.

Упражнение: «Кулак-ребро-ладонь».

Три положения руки на плоскости стола, последовательно сменяют друг друга. Ладонь на плоскости, сжатая в кулак ладонь, ладонь ребром на плоскости стола, распрямленная ладонь на плоскости стола. Выполняется сначала правой рукой, потом -левой, затем -двумя руками вместе по 8-10 раз.

Можно давать себе команды (кулак -ребро-ладонь)

Инструкция: Поиграем в игру. Я покажу как нужно выполнять движения.

Педагог называет положение руки и показывает образец.

Усложнение задания происходит за счет того, что ребенок одной рукой показывает ребро, другой ладонь. Например, педагогпроизносит инструкцию: «Левая рука ладонь, правая рука ребро. Левая рука кулак, правая рука ребро.

Упражнение: «Симметричные рисунки»

Ребенку предлагают рисовать в воздухе обеими руками зеркально симметричные рисунки (начинать лучше с круглого предмета: яблоко, арбуз и т. д. Главное, чтобы ребенок смотрел во время «рисования» на свою руку). Также можно выполнять эти рисунки на листе бумаги.

Инструкция: Перед тобой лежит лист и два карандаша. Ты будешь рисовать геометрические фигуры, которые я буду показывать (называть) одновременно двумя руками.

Усложнение задания происходит за счет того, что ребенок рисует одновременно двумя руками разные рисунки. Например, одной рукой рисует квадрат и в это же время другой рукой круг.

Упражнение: «Пистолет револьвер рогатка».

Три положения руки: первое пистолет – указательный и средний палец выпрямлены, остальные пальцы согнуты в кулак, рука горизонтальна полу. Вторая поза револьвер – большой палец поднят вверх, указательный выпрямлен вперед, остальные пальцы согнуты. Третья поза рогатка – указательный и мизинец подняты вверх, остальные пальцы согнуты.Ребенок учится выполнять все позы чередуя их: пистоле – револьвер – рогатка.

Инструкция: Поиграем в игру. Я покажу, как нужно выполнять движения.

Педагог называет позу и показывает образец.

Усложнение задания происходит за счет того, что ребенок одной рукой показывает пистолет, другой револьвер, затем той рукой которой он только, что показывал пистолет, показывает рогатку и так движения чередуются по кругу.

Получается, что ребенок выполняет разные позы одновременно двумя руками.

Использованная литература

1. Деннисон П. Гимнастика мозга / перевод. – М.: Частное Образовательное Учреждение Психологической Помощи «Восхождение», 1997г.

2. Деннисон П., Деннисон Г. Программа «Гимнастика мозга». Пер. С. М. Масгутовой. – М., 1997.

3. Использование метода кинезиологии в работе с дошкольниками/, , // Северная Двина май-июнь).

4. Кинезиология, или природная мудрость тела. - СПб.: Невский проспект, 20с.

5. Колеченко педагогических технологий. –СПб: КАРО, 2007. - С. 14

6. Кордуэлл М. Психология А –Я: словарь - справочник / перевод. – М.: ФИАР – ПРЕСС, 2000 – 448с.

7. Костромина избежать перегрузок глаз // Начальная школа№ 8. - С. 81-85

8. Психологический словарь / под ред.. – 2-е изд.: - М.: Педагогика пресс, 2009 – 440с.

9. Сиротюк А. Л.Обучение детей с учетом психофизиологии: Практическое руководство для учителей и родителей. – М.: ТЦ Сфера, 2001. – 128 с.

10. Сиротюк проблем обучения и развития методом кинезиологии. - М.: Аркти, 2003. – 156 с.

11. Сиротюк развития интеллекта дошкольников. —М: ТЦ Сфера, 2008.48 с.

12. Ханнафорд К. Мудрое движение. Пер. С. М. Масгутовой. – М., 2000

Публикации по теме:

Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми по развитию речи «Применение кинезиологических упражнений в работе с детьми по развитию речи» «Мозг хорошо устроенный стоит больше, чем мозг хорошо наполненный».

Влияние кинезиологических упражнений на развитие мозга Выступление на МО спецгрупп заварухинойС. Ю., Кольцовой Е. А. «Влияние кинезиологических упражнений на развитие мозга»Учеба, это то, что.

Дидактические игры на развитие ручной моторики с использованием кинезиологических упражнений Дидактические игры на развитие ручной моторики (с использованием кинезиологических упражнений) «Пальцеход» Нашиваем на плотный материал.

Использование народной игрушки в работе с младшими дошкольниками Использование народной игрушки в работе с младшими дошкольниками. «Игрушка -неизменный спутник детства, друг ребенка, главное действующее.

Использование нетрадиционных методов в разучивании подвижных игр с правилами и текстом с дошкольниками с ОВЗ Использование нетрадиционных методов в разучивании подвижных игр с правилами и текстом с дошкольниками с ОВЗ. Перед педагогами дошкольных.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Использование театрализованной деятельности в работе с дошкольникамиИспользование театрализованной деятельности в работе с дошкольниками Использование театрализованной деятельности в работе с дошкольниками. Театр - самый доступный вид искусства для детей-дошкольников. В ходе.

Мастер-класс для педагогов «Использование интерактивной доски в деятельности педагога при работе с дошкольниками» Мастер-класс для педагогов «Использование интерактивной доски в деятельности педагога при работе с дошкольниками» Цель: Использования интерактивной.

Мастер-класс «Применение кинезиологических упражнений в работе педагога-психолога ДОУ» Цель мастер-класса: познакомить педагогов с новой современной здоровьесберегающей технологией – кинезиологией через организацию системы.

Методы и приемы в логопедической работе с дошкольниками с ОВЗ Информация из методической литературы указывает на то, что каждая сторона развития речи – звукопроизношение, лексико-грамматические категории,.

Библиотека изображений:
  • Домашние животные
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Использование кинезиологических упражнений в работе педагогов с дошкольниками ОВЗ
Опубликовано: 21 декабря 2018 в 11:34
+17Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
14 мая. День народной куклы на МААМ

Очередной тематический день посвящен игрушкам, которые дошли до нас из глубины веков. Воспользуйтесь специальной подборкой игр и занятий, чтобы познакомить детей с видами народных  кукол и сделать для...

14 мая. День радуги на МААМ

После весеннего дождя так приятно увидеть в небе радугу – чудесное явление природы, в котором семь цветов плавно переходят друг в друга через множество промежуточных оттенков. Очередной тематический день...


Горячие темочки