Папки-передвижки

Использование книжной графики как важная часть работы по художественно-эстетическому развитию и социализации детей

Титова Наталья Анатольевна
Использование книжной графики как важная часть работы по художественно-эстетическому развитию и социализации детей

Воздействуя на дошкольников книга, с её сильно звучащим словом, живописным рисунком, динамичными образами, где писатель и художник служат одной цели : увлечь маленького слушателя, пробудить в нём воображение, обогатить его мысли, чувства, научить слушать, смотреть понимать, одновременно сочувствовать, радоваться, переживать и сопереживать, одним словом – наполнять мир его чувств и представлений светлыми и добрыми образами, радостными красками, формами, линиями, создающими в душе ребёнка ощущение красоты и общей гармонии.

Публикация «Использование книжной графики как важная часть работы по художественно-эстетическому развитию и социализации детей» размещена в разделах

Заинтересовать детей книжной графикой можно лишь в том случае если систематически рассматривать с ними рисунки, выполненные разными художниками к разным произведениям. Рассматривание иллюстраций можно включить в занятия по развитию речи, изобразительной деятельности, а также музыкальные. Лишь на основе зрительного и речевого восприятия возможно понимание содержания всей книги. Вначале надо постараться вызвать у детей эмоциональный отклик на рисунок художника, а затем прислушаться к их реакции.

На занятиях при ознакомлении с новой книжкой целесообразно прочесть детям текст, а затем рассмотреть с ними иллюстрации. Картинка – иллюстрация, помещаемая в детской книжке, помогает воспитателю полнее преподнести ребёнку текст, но может и помешать восприятию, если показать её не вовремя. Надо чтобы картинка следовала за словом, а не наоборот: иначе она может увлечь детей настолько, что они только её будут представлять себе мысленно, зрительный образ не сольётся со словом, потому что дети «не услышат» слова, его звуковая оболочка их не заинтересует. Исключение составляет красочная обложка книги, вызывающая естественный интерес, любопытство к данной книжке.

После того как книжка прочитана, внимание детей фиксировано на её содержании, воспитатель должен показать иллюстрации. Дети узнают на них героев, вещи, события, о которых шла речь в тексте. При повторном чтении книжки после рассматривания иллюстраций словарный материал усваивается детьми очень интенсивно.

Естественно в случаях, когда в книжке идёт речь о вещах, неизвестных детям, т. е. встречаются незнакомые и непонятные им слова, целесообразно до чтения при объяснении этих слов показать соответствующие картинки. Например, перед чтением «Сказки о рыбаке и рыбке» А. С. Пушкина нужно показать изображения землянки, невода, а городским детям - даже корыта.

В младшем дошкольном возрасте у детей воспитывается любовь к книге и иллюстрации, умение сосредотачивать внимание на тексте, слушать его до конца, понимать содержание и эмоционально откликаться на него. У малышей формируют навык совместного слушания, умения отвечать на вопросы, бережного отношения к книгам.

Занимаясь с детьми 3 – 4 лет, важно привлечь их внимание к картинке. Один из приёмов, при помощи которого можно заинтересовать малыша содержанием иллюстрации, - предложить ему поставить себя на место действующего лица. Ребёнок становится героем интересного для него события и с увлечением начинает рассказывать про самого себя.

У детей средней группы происходят некоторые изменения в понимании и осмыслении текста, что связано с расширением опыта. Дети устанавливают простые причинные связи в сюжете, в целом правильно оценивают поступки персонажей. У пятилетнего ребёнка возникает пристальный интерес к содержанию произведения, постижению его внутреннего смысла. С детьми рассматривают иллюстрации приёмом соотнесения фраз текста с рисунками.

В старшем дошкольном возрасте дети начинают осознавать события, которых не было в их личном опыте, их интересуют не только поступки героя, но и мотивы, переживания, чувства. Они способны иногда улавливать подтекст. Оценка различных иллюстраций детьми становится более обоснованной, если их приучить рассматривать и сравнивать иллюстрации разных художников к одному и тому же литературному произведению. Работа в старшей группе направлена на развитие эстетического вкуса : детей учат понимать содержание художественного произведения, замысел художника, некоторые средства выразительности, присущие разным видам искусства. Решение этих задач происходит в несколько этапов.

1. Ознакомительный. У детей формируем устойчивый интерес к книжной графике, внимательное и бережное отношение к книге, желание постоянно общаться с ней; мы объясняем, как важны в книге рисунки, показываем, как много интересного можно узнать, внимательно рассматривая иллюстрации, обращаем внимание на оформление, подводим к пониманию того, что иллюстрация сопровождает текст, поясняет его и соответствует жанру литературного текста (сказочное или реалистическое, юмористическое или фольклорное, героическое или сатирическое и т. д.); обращаем внимание на индивидуальную творческую манеру того или иного художника, особенности их почерка, закрепляем знание имён художников – иллюстраторов и произведения, которые они оформляли. Для реализации этих задач необходимо создать специальные условия. В книжном уголке организовать выставки произведений различных художников – иллюстраторов. Проводить циклы занятий по ознакомлению с их творчеством с использованием презентаций, игры – драматизации по сказкам, стихам; дидактические игры: «Угадай – ка», «Угадай, из какой я сказки?», «Лото» и т. п. На этом этапе к образовательному процессу необходимо подключить родителей, которые оказывают помощь в организации выставок книг, иллюстрированных художниками, подбирают информацию об их жизни и творчестве, совместно посещают музей, библиотеку, выставки.

2. Практический. На этом этапе совершенствуем умения в использовании различных приёмов рисования (линия, штрих, пятно, точка, знакомим детей с различными видами линий, разными способами штриховки, способствуем появлению чувства удовлетворения, радости от успешной деятельности детей. Для реализации этих задач на всех этапах используются разнообразные методы и приё мы:

- познавательные занятия по ознакомлению с художниками иллюстраторами;

- рассматривание, сравнение, обсуждение, эстетическая оценка иллюстраций;

- проектная деятельность;

- чтение художественной литературы;

- рассматривание альбомов об искусстве графики;

- игры и упражнения, направленные на развитие эстетических и творческих способностей;

- приём «вхождения» в картину;

- экскурсии в библиотеку, художественный музей, на выставки;

- организация выставок в книжном уголке в группе детского сада;

- творческое экспериментирование с изобразительными материалами, освоение нетрадиционных техник;

- викторины;

- литературные досуги;

- игры – драматизации;

- выставки детских работ.

Одна из важных составляющих при ознакомлении с книжной графикой – создание предметно – развивающей среды с учётом возрастных и индивидуальных возможностей детей, а также принципов доступности и новизны: наличие в группе высокохудожественных иллюстраций, книг по искусству, художественно – развивающих игр, дидактических пособий, художественной литературы для чтения детям и рассматривания иллюстраций, различные виды театров (настольный, пальчиковый, кукольный, а также чтобы в группе в свободном доступе имелся материал для рисования, лепки и аппликации, художественного труда (бумага разных видов, форматов и цветов, пластилин, краски, кисти, карандаши, цветные мелки. Природный и бросовой материал и др.).

Важно, чтобы такая работа велась в тесной связи со всеми сторонами воспитательно – образовательного процесса (развитие речи, обучение навыкам изобразительной деятельности, музыкальное воспитание). Работа, которая проводится в системе, даёт очень заметные результаты в эмоциональном и нравственном развитии детей.

Таким образом, книжная иллюстрация как особый вид изобразительного искусства оказывает громадное влияние на формирование чувственного восприятия мира, развивает в ребёнке эстетическую восприимчивость, выражающуюся прежде всего в стремлении к красоте во всех её проявлениях, формирует художественный вкус, даёт простор воображению и собственному творчеству детей.

Литература:

1. Гриценко З. Роль книжной иллюстрации в формировании читателя// Дошкольное воспитание. // 2012г. № 2

2. Доронова Т. Н. Дошкольникам о художниках детской книги М., 1991.

3. Курочкина Н. А. Знакомим с книжной графикой. СПб,2001г.

4. Лихачёва Е. В. Ознакомление с книжной графикой детей дошкольного возраста. // Воспитатель. //2015г. № 6

5. Лебедева С. А., Зайцева Е. А., Ткаченко Е. Ю. Интерактивный музей как современная технология работы с дошкольниками. // Воспитатель. //2015г. № 6.

6. Л. Кудрявцев Красивая книга. Дошкольное воспитание // № 11/ 2015г.

7. Е. Станиславская Татьяна Ерёмина - мастер радостной акварели Д. В. // № 10/2014г

Публикации по теме:

«Если б я был пожарным». Детские работы по художественно-эстетическому развитию«Если б я был пожарным». Детские работы по художественно-эстетическому развитию Детские работы по художественно-эстетическому развитию. Подготовительная группа ГБДОУ №10 Кировского района города Санкт-Петербурга. Тема:.

Конспект НОД по художественно — эстетическому развитию для детей с ЗПР (5–6 лет) по теме: «Маяк» Цель: обобщить и расширить знания детей об объемной поделке из бросового материала (бобин). Задачи: 1. Учить детей выполнять объемную поделку.

Нетрадиционная форма работы с родителями детей раннего возраста. Клуб по художественно-эстетическому развитию «Чудотворцы» .

Нетрадиционная техника рисования — средство работы педагога по художественно-эстетическому развитию детей Запрос современного общества требует от человека не шаблонных привычных действий, а подвижности и гибкости мышления, быстрой ориентации,.

План работы по художественно-эстетическому развитию Образовательная область: Художественно – эстетическое развитие Задачи:художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок.

Организация работы дошкольного образовательного учреждения по художественно-эстетическому развитию детей «Воспитание – это не сумма мероприятий и приемов, а мудрое общение взрослого и ребенка» В. А. Сухомлинский Художественно-эстетическое развитие.

Педагогический совет по художественно-эстетическому воспитанию в ДОУ (часть вторая) СТАНЦИЯ ХУДОЖЕСТВЕННО-РЕЧЕВАЯ Проблема развития речи в широком понимании является частью проблемы словесного творчества детей дошкольного.

План работы кружка «Гармония»  (оригами) по художественно-эстетическому развитию детей подготовительной группы Введение Одной из важных задач обучения и воспитания в подготовительной группе является – подготовка ребёнка к школьному обучению. Это сложный.

Сценарий праздника по художественно-эстетическому развитию в подготовительной группе «В гостях у Феи Живописи и Феи Графики» Персонажи: Фея Живопись и Фея Графика — девочки подготовительной группы, Баба Яга — взрослый. ВЕДУЩАЯ. - Доброе утро! Здравствуйте дети.

Семинар-практикум для воспитателей «Особенности восприятия ребёнком дошкольного возраста произведений книжной графики» Особенности восприятия ребёнком дошкольного возраста произведений книжной графики. I часть. Теоретическая. Проводит методист. Обсуждаются.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование книжной графики как важная часть работы по художественно-эстетическому развитию и социализации детей
Опубликовано: 27 февраля 2016 в 07:59
+22Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД