Сюняева Дарья Олеговна
Использование компьютерных технологий, направленных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
Использование компьютерных технологий, направленных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста.
Сюняева Дарья Олеговна, учитель-логопед,
ГБДОУ детский сад № 11 компенсирующего вида, Калининского района
г. Санкт-Петербурга
Публикация «Использование компьютерных технологий, направленных на развитие речи и мышления детей дошкольного возраста» размещена в разделах
Компьютер – современный прибор с помощью которого человек может заходить в интернет, печатать разные документы, играть в разные игры. В современном обществе без компьютера никуда. Без него сложно прожить современному человеку или ребенку.
Сегодня нет необходимости обсуждать, нужна или не нужна компьютеризация специального образования. Сама жизнь поставила специалистов перед проблемой внедрения компьютерной техники в систему специального образования.
С целью оптимизации коррекционного процесса, для осуществления качественной индивидуализации обучения детей, роста мотивации, заинтересованности детей в занятиях в современных условиях применяются новые технологии с использованием компьютера, и специальных компьютерных развивающих, коррекционных программ.
Компьютерные игры – новый вид развивающего обучения. Они изменили жизнь наших детей куда больше, чем телевизор изменил жизнь наших бабушек и дедушек.
Целью применения компьютерных технологий в организованной деятельности детей является прочное запоминание материала, создание положительного эмоционального фона.
Задачи:
• расширять словарный запас, представления об окружающем мире;
• расширять зону ближайшего развития ребенка;
• способствовать интеллектуальному и социальному развитию детей;
• мотивировать познавательную деятельность ребенка за счёт коммуникации, взаимопонимания и достижения положительного отношения к логопедической работе;
• развивать эмоционально-волевую сферу детей;
• побуждать к активной творческой деятельности;
• создавать положительную эмоциональную атмосферу сотрудничества.
Рассмотрим плюсы компьютерных технологий :
• предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
• несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
• движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
• проблемные задачи, поощрение ребенка при их правильном решении самим компьютером являются стимулом познавательной активности детей;
• предоставляет возможность индивидуализации обучения;
• в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе, в том, что он многое может;
• позволяет моделировать такие жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Рекомендации по применению компьютерных технологий :
1. Представление данной технологии должно занимать не более 3-5 минут от общей организованной деятельности.
2. Предъявлять презентации и задания необходимо согласно тематике календарно-тематического планирования.
3. Рекомендуется использовать экран и проектор в работе для снижения нагрузки на зрение детей.
Компьютерные технологии, используемые в работе учителя-логопеда условно можно разделить на 3 блока.
1. Компьютерные игры
Используемые компьютерные игры в работе логопеда условно можно разделить на несколько подвидов:
- Программно-методические комплексы, электронные учебники
- Образовательные, развивающие игры по развитию речи, коррекции речевого развития, подготовке по обучению к грамоте
- Электронные сборники занимательных игр, направленных на развитие познавательных процессов
- Мультимедийные энциклопедии
Например :
1. "Учимся говорить правильно”
2. "Баба-Яга учится читать”
3. «Баба-Яга. Пойди туда-не знаю куда»
4. "Игры для Тигры”
5. «Играю с мамой (Фрукты. Ягоды)”
6. "Гарфилд дошкольникам. Основы чтения”
7. "Гарфилд дошкольникам. Основы грамматики и письма”
8. «Маленький искатель»
9. «Лунтик познает мир»
10. «Уроки мудрой совы»
11. «Несерьезные уроки»
12. «Занимательная логика»
13. «Домашний логопед»
14. «В помощь логопеду»
15. «Букварик-Смешарик».
2. Компьютерные игры с использованием интернета.
- Картинки-раскраски по лексическим темам
-Мерсибо
-«Лунтик познает мир
- Онлайн-игра «Раскрась алфавит»
- Онлайн-игра фонетическая раскраска
3. Мультимедийные презентации (авторские и из ресурсов Интернета)
- Презентации - картинки;
- Электронные книжки;
- Сказки, загадки;
- Электронные игры по развитию речи и ВПФ;
- По лексическим темам и ознакомлению с окружающим миром и др.
«Играю с мамой. Фрукты. (Ягоды.)»
- обогащение словаря (знакомство с названием, внешним видом фруктов (ягод), формирование представления о том, как растут и созревают фрукты (ягоды).
- развитие мелкой моторики (раскрашивание фруктов (ягод) с помощью мышки).
«Играю с мамой. Фрукты. (Ягоды.)»
- обогащение словаря (знакомство с названием, внешним видом фруктов (ягод), формирование представления о том, как растут и созревают фрукты (ягоды).
- развитие мелкой моторики (раскрашивание фруктов (ягод) с помощью мышки).
«Баба-Яга. Поди туда…»
- классификация предметов по лексическим темам;
- развитие зрительного восприятия, внимания и мышления (подобрать узор, узнать по силуэту, «Лабиринт»);
- развитие слуховой (выбрать по словесной инструкции от 3 до 6 предметов) и зрительной (запомнить и найти предмет среди ряда похожих на него) памяти;
- игра на ориентацию в пространстве (найти предмет слева от, вверху и т. д.)
- игра «Съедобное – несъедобное».
- различение предметов по величине (большой – средний, маленький).
«Баба-Яга. Поди туда…»
- классификация предметов по лексическим темам;
- развитие зрительного восприятия, внимания и мышления (подобрать узор, узнать по силуэту, «Лабиринт»);
- развитие слуховой (выбрать по словесной инструкции от 3 до 6 предметов) и зрительной (запомнить и найти предмет среди ряда похожих на него) памяти;
- игра на ориентацию в пространстве (найти предмет слева от, вверху и т. д.)
- игра «Съедобное – несъедобное».
- различение предметов по величине (большой – средний, маленький).
«Несерьезные уроки. Логика и внимание.»
- развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков
- развитие слуховой памяти;
- развитие зрительного и слухового внимания;
- закрепление названий основных и оттеночных цветов.
«Лунтик познает мир»
- обогащение словаря по темам: растения, животные, птицы, профессии;
- развитие внимания и памяти;
- развитие реакции.
«Лунтик учит буквы»
- знакомство с изображением и названием букв;
- нахождение слов с заданной буквой по картинкам;
- дополнение недостающих элементов буквы;
- развитие слухового внимания.
«Маша и медведь.
Развивающие занятия для малышей»
- развитие зрительного восприятия, внимания и мышления;
- развитие слуховой и зрительной памяти;
- игра на ориентацию в пространстве.
- развитие зрительного и слухового внимания;
«Домашний логопед»
- развитие фонематического восприятия на материале - неречевых звуков;
- автоматизация звуков в скороговорках и чистоговорках;
- рекомендации родителям (артикуляционная гимнастика в картинках, упражнения на развитие мелкой моторики, фонематического слуха, постановка и автоматизация звуков).
«Занимательная логика для малышей»
- классификация предметов («Разложи картинки»)
- развитие внимания и мышления («Найди пару», «Четвертый лишний»)
- развитие памяти («Что изменилось?»)
«Гарфилд малышам
(Учим звуки. Развиваем мышление)»
- развитие фонематического восприятия
- развитие навыков звукового анализа;
- знакомство с понятиями согласные и гласные звуки
- развитие зрительной памяти;
- развитие фонематического восприятия на материале неречевых звуков;
- развитие логического мышления;
- развитие словаря по основным лексическим темам.
«Игры для тигры»
Компьютерная логопедическая программа «Игры для Тигры» предлагает более 50 упражнений с несколькими уровнями сложности, объединенных в четыре тематических блока. Каждый блок программы состоит из нескольких модулей. При этом упражнения, входящие в состав модулей направлены на коррекцию и развитие определенных языковых и речевых компонентов :
- «Просодика» ( Модули: дыхание, слитность, ритм, высота и тембр);
«Звукопроизношение»;
- «Фонематика» ( Модули: звуки, слова, анализ, синтез);
- «Лексика» ( Модули: слова, словосочетания, валентность).
Таким образом, применение компьютерных технологий делает процесс коррекции речи более эффективным и динамичным по сравнению с традиционными методиками, так как задания представлены в интерактивно-игровой форме. Это ведет к росту мотивационной готовности ребенка к занятию и положительно сказывается на результатах логопедической работы.
В использовании компьютерных технологий учителем-логопедом можно выделить такие преимущества, как информационная емкость, доступность, компактность, наглядность, эмоциональная привлекательность, мобильность, многофункциональность, что обеспечивает положительную динамику обучения и развития детей.
Однако, считаю важным отметить, что информационно-коммуникационные технологии не могут и не должны заменять живое общение педагога и родителя с ребёнком.