МААМ-картинки

Использование культурного наследия Тульского края в работе с детьми дошкольного возраста на примере НОД «Тула — Родина моя»

Светлана Тетерева
Использование культурного наследия Тульского края в работе с детьми дошкольного возраста на примере НОД «Тула — Родина моя»
▼ Скачать + Заказать документы

Использование культурного наследия Тульского края в работе с детьми дошкольного возраста на примере НОД «Тула – Родина моя»

На сегодняшний день очевидна актуальность проблемы сохранения и восстановления традиционной русской народной культуры. Традиция обозначает исторически сложившиеся и передаваемые из поколения в поколение обычаи, порядки, правила поведения, предания. Каждый народ имеет свои корни. Это язык, культура, история, традиции, обычаи. Только на основе ознакомления с прошлым своего народа можно понять его настоящее и предвидеть будущее.

Публикация «Использование культурного наследия Тульского края в работе с детьми дошкольного возраста на примере НОД „Тула — Родина моя“» размещена в разделах

Главная и основная цель работы - это приобщение детей к народной культуре и традициям, используя культурное наследие Тульского края.

Воспитывая ребенка на традициях, исторических событиях, достопримечательностях малой Родины, мы помогаем ему установить положительные отношения с миром людей, природы и с самим собой.

Понимание Родины у дошкольников тесно связано с конкретными представлениями о том, что им дорого и близко. Научить чувствовать красоту родной земли, красоту человека, живущего на этой земле, воспитывать любовь к родным местам, ко всему, что окружает ребенка с детства. Культура родного края должна войти в сердце ребенка и стать неотъемлемой частью его души.

Одной из основных задач является возрождение народных промыслов. Приобщение детей к народной культуре является средством формирования у них патриотических чувств и развития духовности.

Глубокий, духовный, творческий патриотизм надо прививать с раннего детства. Он прямо связан с личной духовностью человека, ее глубиной. Поэтому у ребенка нужно пробудить чувство любви к Родине, к малой Родине – Туле, Тульскому краю. Именно пробудить, а не навязывать. Родная культура, как отец и мать, должна стать неотъемлемой частью души ребенка, началом, порождающим личность.

Непосредственно образовательная деятельность в подготовительной группе.

Познание.

"Тула - Родина моя"

Цели:

• Обобщить знания детей о родном городе, Туле, о его достопримечательностях.

• Воспитывать любовь к родному краю, гордость за свою малую родину.

Воспитывать нравственные качества личности ребенка: доброту, справедливость, гордость за свой край.

• Развивать творческие способности детей. Обогащать словарный запас детей.

• Систематизировать и закрепить знания детей о труде мастеров народных промыслов.

• Развивать умение видеть красоту изделий прикладного творчества, формировать эстетический вкус.

Материалы: альбом с фотографиями, картинки или фотографии достопримечательностей Тулы, самовары, пряники, оружие – макеты, гармошка, филимоновские свистульки, музыкальный зал оформлен в тематике занятия.

Ход занятия.

(Звучит песня «Тула – земля моя»)

Воспитатель. Проходите, дети. Посмотрите, как изменился наш музыкальный зал. Здесь мы видим и фотографии, и выставку разных предметов. Все эти предметы связаны с Тулой. Сегодня мы с вами поговорим о нашем родном городе, о Туле. Как говорится: «Где родился, там и сгодился». Ведь Тула - наша Родина. А что же мы зовем Родиной?

Реб. Что мы Родиной зовем?

Дом, в котором мы живем,

И березки, вдоль которых

Рядом с мамой мы идем.

Воспитатель. Вы, дети, родились в Туле. Об этом городе много написано стихотворений. Давайте послушаем.

Реб. Я родился в Туле –

Город очень нужный!

В Туле – самовары,

Пряники и ружья!

Ясную Поляну –

Знает каждый в мире

Город наш любимый

С каждым днем красивей.

Реб. Ах, ты, город, мой красивый

Я твой облик полюбил:

Кто-то вымолвит счастливо,

Кто-то звонко повторил:

«Тула, Тула, Тула – я,

Тула – Родина моя

Воспитатель. Тула – один из тех городов России, где живет дух народа, где практически каждая его частичка проникнута национальной самобытностью и неповторимостью. Богатство русской культуры запечатлено в архитектурном облике города, в его многочисленных музеях и других достопримечательностях. Какие вы знаете достопримечательности? (дети называют)

(Фотографии на проекторе достопримечательностей Тулы)

Воспитатель. Дети, мы живём с вами на богатейшей Тульской земле. Наш Тульский край богат народными умельцами и промыслами. А вы знаете, какими промыслами славится наш родной край? (перечисление детьми : пряники, оружие, самовар, гармонь, филимоновская игрушка)

Воспитатель. Дети, а вы знаете, что является символом Тулы? Конечно же, самовар. Тула гордится своими великими самоварщиками. Тульский самовар считается самым лучшим! Самовары делали из красной и зелёной меди, серебра, причем самой разнообразной формы: чаша, ваза, рюмка, банка. Первый самовар был изготовлен Назаром Лисицыным. Позднее стали выпускать электрические самовары, а так же расписные.

(дети отправляются к витрине с самоварами и рассматривают их)

Реб. Самовар раздула Тула –

Тула родина моя –

Белой скатертью взмахнула

От Заречья до Кремля.

Самовар гудит,

И топчет тропку в небо

Белый дым.

Где б ты ни был

Днем ли, ночью –

Словно дома

Рядом с ним.

Воспитатель. Традиционно к чаю подавались Тульские пряники.

(дети отправляются к витрине с пряниками, рассматривают)

Воспитатель. Тульский пряник - визитная карточка Тулы. Пряники были разные - лепные, печатные, обрядовые, силуэтные. С пряниками было связано много народных обычаев и традиций. Особые пряники делались в связи с каким-нибудь торжественным событием. Тульские пряники считались у наших предков дорогими подарками. По народному поверью считалось, что пряники имели целебные свойства и помогали в лечении болезней. Пряники, конечно, были излюбленным лакомством, особенно для детей. Для них выпекали фигурные пряники в форме рыбок, птичек, с именами, с отдельными буквами. Тех, кто делал пряники, называли "прянишниками". Профессия эта передавалась по наследству. Послушаем стихотворение о прянике:

Реб. Тульский пряник – душист и сладок

Лакомство и радость детворе

Слышалось в нем ржание лошадок

Петушиный окрик на заре.

Воспитатель. Ребята, обратите внимание, что же здесь за игрушки.

( ответы детей: Филимоновские свистульки)

(Дети рассматривают выставку свистулек)

Воспитатель. Расскажите, чем отличается филимоновская свистулька от других игрушек (ответы детей). Цвета – яркие: желтый, красный (малиновый, зеленый и синий.

Воспитатель. До чего же хороша Тульская гармошка. Тульский народ умел не только работать, но и умел хорошо отдыхать. Люди пели много песен, знали множество танцев. И помогала им в этом Тульская гармонь.

(Дети подходят к выставке гармошек, рассматривают)

Реб. На радость и на счастье

Как ветер парусам –

В наследство тульский мастер

Гармонь оставил нам.

Старинный город Тула

Умельцами богат.

Гармонь меха рванула

С Воронки до Карпат.

Воспитатель. Тула веками оружие ковала и от врага Москву защищала.

(Дети подходят к выставке с моделями оружия)

Воспитатель. Да, Тула славилась своими оружейными мастерами. История тульского оружейного дела уходит в те времена, когда при защите российских рубежей от набегов кочевников, жителям Тулы не хватало оружия. Оно изготавливалось в Москве, а доставлять его было делом долгим и хлопотным. Петр I знал и ценил оружейных мастеров. Поэтому, указом царя Петра I, было решено основать оружейное дело непосредственно в Туле.

Воспитатель. Скажите, а какой мастер кузнечных дел прославил Тулу? Да это Левша. Чем он так прославился? (ответы детей- подковал блоху, дети рассматривают картинки, изображающие Левшу)

Руки впрямь золотые,

Нараспашку душа.

Жил да был в нашей Туле

Легендарный Левша.

Мастерством несказанным

Он людей удивлял –

Делал меткие ружья

И блоху подковал.

Потому в каждом доме,

На любом этаже –

В нашей Туле и ныне

По такому Левше.

Каждый мастер-умелец

В деле чудо свершит.

Словно неба без солнца,

Тулы нет без Левши.

Воспитатель. А вы, ребята, хотите стать мастерами? Тогда давайте оденем специальную одежду – я приготовила вам вот такие фартуки. Давайте их оденем и с помощью нашей чудо-карусели перенесемся в прошлое. Для этого надо взяться за ленты и произнести волшебные слова:

Еле, еле, еле,еле

Завертелись карусели.

А потом кругом, кругом.

А потом бегом, бегом.

Время, время, не спеши,

Карусель останови

Раз, два, раз, два

Начинается игра.

Вот и перенеслись мы с вами в прошлое.

На экране появляется Левша (он находится в своей мастерской и что-то мастерит, в руке у него молоток)

Левша. Здравствуйте, ребята! А узнали ли вы меня (Ответы детей) Я смотрю вы тоже одеты как мастеровой народ, а чем же вы занимаетесь? Покажите ка мне, что не перевелись еще мастера на земле тульской.

Воспитатель. Давайте покажем, что мы тоже можем быть мастерами.

Вы заранее выбрали, чем вы будете заниматься, а сейчас проходите в свои мастерские, рассаживайтесь. Здесь у нас Мастерская филимоновской игрушки (на столах стоят таблички с надписью «Мастерская филимоновской игрушки», у детей бейджи с надписью – «мастер филимоновской игрушки» и имя, проходите мастера. Дальше – гармонная мастерская (анологичные соответствующие таблички и надписи, проходите, рассаживайтесь. И третья мастерская пряничников (тоже соответствующие таблички и надписи) – проходите, рассаживайтесь.

Объяснение цели, постановка задачи для детей, напоминание о правильном положении за столами. Дети приступают к выполнению поставленной задаче: одни – приступают к росписи ранее вылепленных фигурок филимоновских игрушек, другие – к украшению ранее приготовленных макетов гармоней, третьи – к лепке пряников из заранее приготовленного пряничного теста.

Воспитатель. Ох, ребятки молодцы, потрудились вы на славу. Какие замечательные поделки у вас получились – настоящие мастера.

На экране появляется Левша.

Левша: Молодцы, ребятки! Вижу, отлично вы справились с делами. Спасибо вам за усердие и старания! Теперь я вижу, что не перевелись еще на Тульской земле мастера.

Воспитатель. Все что вы сделали сегодня, мы покажем другим детям, сделаем выставку. Вот и пришла пора возвращаться нам обратно в наш любимый детский сад. Давайте подойдем к нашей чудо-карусели, произнесем волшебные слова:

Еле, еле, еле, еле

Завертелись карусели.

А потом кругом, кругом.

А потом бегом, бегом.

Тише, тише, не спешите,

Карусель остановите

Раз, два, раз, два

Вот и кончилась игра.

Вот мы и вернулись.

Заключение

Воспитатель. Наша тульская земля славится народными умельцами, промыслами, и мы по праву можем гордиться нашей малой родиной - Тульским краем. Мы сегодня побывали с вами на выставке и узнали много нового. Как же мы можем назвать свою любимую Тулу? Тула самоварная, оружейная, мастеровая. А еще говорят о Туле: «Тульский край – пряничный рай».

Что же вам, ребятки, запомнилось из нашего путешествия, и о чем же вы расскажете своим мамам и папам? (Ответы детей)

Публикации по теме:

Музыкальный фольклор — средство развития личности ребенкаМузыкальный фольклор — средство развития личности ребенка Цель:Приобщение детей старшего дошкольного возраста к традиционной народной культуре Задачи:Охарактеризовать музыкальный фольклор как явление.

Презентация Использование перфокарт в работе с детьми старшего дошкольного возраста по ФЭМП Презентация «Использование дидактических игр с перфокартами в работе с детьми старшего дошкольного возраста по формированию элементарных.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование культурного наследия Тульского края в работе с детьми дошкольного возраста на примере НОД «Тула — Родина моя»
Опубликовано: 7 августа 2013 в 19:02
+9Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование культурного наследия Тульского края в работе с детьми дошкольного возраста на примере НОД «Тула — Родина моя»» (включая файлы) размещена пользователем Светлана Тетерева (УИ 11048) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД