МААМ-картинки

Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Татьяна Савина
Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми младшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми младшего дошкольного возраста

Воспитатель: Савина Т. В.

2021 г.

Каждый дошкольник - маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Задача воспитателей и родителей - помочь ему сохранить и развить стремление к познанию, удовлетворить детскую потребность в активной деятельности, дать пищу для развития ума ребёнка. Логическое мышление по праву занимает очень большое место в системе дошкольного образования. Оно оттачивает ум ребёнка, развивает гибкость мышления, учит логике. Первым помощником в формировании логического мышления является игра - одно из самых привлекательных для детей занятий. Современные требования Федерального государственного образовательного стандарта к развивающему обучению в период дошкольного детства диктуют необходимость создания новых форм игровой деятельности, при которой сохранялись бы и синтезировались элементы познавательного, учебного и игрового общения.

Публикация «Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми младшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Актуальность данного опыта обусловлена тем, что начинать работу по становлению психических процессов (памяти, внимания, воображения, логического мышления) необходимо с дошкольного возраста.

Этой проблемой занимались такие представители науки: Л. А. Венгер, Д. Б. Эльконин, Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев. В. А. Сухомлинский писал: «Без игры не может быть полноценного умственного развития. Игра - это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире. Игра - это искра, зажигающая огонёк пытливости и любознательности». Наиболее эффективным пособием, на мой взгляд, являются логически блоки Дьенеша. Я определила тему своей работы «Использование блоков Дьенеша для развития логического мышления у детей дошкольного возраста». Работу в данном направлении я начала в 2017 году. Логические блоки ЗолтанаДьенеша представляют собой набор из 48 фигур, которые различаются четырьмя свойствами: формой, цветом, размером, толщиной. В наборе нет двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Логические игры с использованием блоков способствуют развитию логического мышления, аналитических способностей, формируют навыки, необходимые для решения логических задач : умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словом их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одно, одновременно два или три свойства, обобщать объекты по одному, двум или трём, свойствам.

Игры с блоками Дьенеша способствуют развитию речи: малыш вынужден строить высказывания с союзами "и", "или", частицей "не" и др. Подобные игры способствуют ускорению процесса развития у дошкольников простейших логических структур мышления и математических представлений.

Ведущая педагогическая идея заключается в создании системы материалов по развитию логического мышления у дошкольников.

Цель моей работы заключается в создании условий для развития логического мышления детей дошкольного возраста через использование блоков Дьенеша.

Задачи:

1. Изучить теоретическую часть развития вопроса.

2. Создать соответствующую предметно-развивающую среду.

3. Организовать работу кружка «Математическая игротека».

При решении поставленных задач изучала и анализировала методическую литературу, современный передовой опыт по проблеме логического развития, приняла участие в вебинарах «Организация образовательной деятельности с развивающими играми в ДОО в соответствии с ФГОС».

Разработала перспективный план работы кружка «Математическая игротека» во 2 младшей группе «Сказочная страна» на 2001-2022 учебный год.

Организационный раздел

Организация предметно - развивающей среды для реализации программы.

Формы организации работы с логическими блоками.

1. НОД (комплексные, интегрированные, обеспечивающие наглядность, системность и доступность, смену деятельности.

Блоки используются в НОД, как часть занятия для закрепления геометрических фигур, цвета, величины. Это замечательный дидактический материал для решения логических задач по лексическим темам «Овощи», «Фрукты», «Ягоды», «Животные», «Рыбы» т. д. Например, используя обручи, мы садим огород, собираем грибы и ягоды.

2. Совместная и самостоятельная игровая деятельность (дидактические игры, настольно – печатные, подвижные, сюжетно – ролевые игры).

Для дидактических игр – это «Чудесный мешочек», «Найди клад», «Бусы», «Хоровод», «Найди пару», необходимы только логические блоки Дьенеша. Настольно – печатные игры можно взять из брошюры, а можно придумать самим. В подвижных играх можно использовать кодовые карточки – это ключи к гаражам, место в автобусе, ориентиры домиков и т. д. В сюжетно – ролевых играх «деньги» в игре «Магазин», письма и открытки в игре «Почта» и т. д. Особенности структуры игр и упражнений позволяет по – разному варьировать возможность их использования на различных этапах обучения. Дидактические игры распределены по возрасту детей. Но каждую игру, возможно, использовать в любой возрастной группе (усложняя или упрощая задания, тем самым предоставляется огромное поле деятельности для творчества

Формы работы :

- игра

- упражнение

- игры с альбомами

Методы:

- игровой

- диалогический

- показ

- проблемная ситуация

Методическое обеспечение программы. Средства обучения и воспитания.

Наборы логических блоков «Дьенеша» - 6 коробок.

"Найди все фигуры (блоки, как эта" по цвету (по размеру, форме). "Найди не такую фигуру, как эта" по цвету (по форме, размеру).

2. Найди все такие фигуры, как эта по цвету и форме (по форме и размеру, по размеру и цвету).

"Найди не такие фигуры, как эта" по цвету и размеру (по цвету и форме, по форме и размеру; по цвету, размеру и форме).

"Найди такие же, как эта" по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера или такие же по размеру, но другого цвета.

Наряду с логическими блоками применяются карточки, на которых условно обозначены свойства блоков : цвет, форма, толщина, размер. «Помоги фигурам выбраться из леса», «Угадай, какая фигура», «Раздели блоки».

Дорожки «Рассели жильцов», «Загадки без слов»

Обручи

Наглядно - дидактическое пособие «Маленькие логики». В альбоме содержатся силуэты (бусы, дорожка, домик, солнышко, бабочки, на которые ребенок помещает блоки, ориентируясь сначала на один, а затем на два признака.

Создала предметно-развивающую среду, которая включает в себя дидактические средства, наглядный материал: блоки Дьенеша, модели; схемы.

На основе логических блоков изготовила игровой материал. Старалась, чтобы игровые упражнения и игры отличались занимательностью и соответствовали уровню сложности заданий.

2 этап – практический

Прежде чем приступить к целенаправленным играм и упражнениям, ребятам была предоставлена возможность самостоятельно познакомиться с логическими блоками. Они использовали их по своему усмотрению в разных видах деятельности. Наблюдая за детьми, делала выводы о степени мыслительной деятельности каждого ребёнка, находила ту «ступень», с которой следует начинать движение вперёд. Я разработала цикл НОД кружка с включением данного дидактического материала на основе программы «От рождения до школы». Был составлен перспективный план на среднюю группу с постепенным усложнением материала и игровых заданий. Вся работа планировалась в игровой форме. Детям предлагается помочь попавшему в беду герою, разобраться в сказочной ситуации - всё это стимулирует интерес к занятию, умственную деятельность. Практика показывает, что увлечённые игрой дети быстро усваивают материал, приобретают нужные умения, навыки мыслительной деятельности, такой подход предупреждает утомляемость. Для начального этапа подбирались самые простые игры, цель которых - в усвоении свойств, слов «такой же», «не такой» по форме, размеру, толщине.

1)- «Найди все фигуры (блоки) как эта по цвету (размеру, форме)»;

-«Найди не такую фигуру как эта по цвету (размеру, форме)»;

2) -«Найдите не такие фигуры, как эта по цвету и размеру»

-«Найдите такие же, как эта по цвету, но другой формы или такие же по форме, но другого размера и т. п.».

3) Предлагались детям игры и более сложного варианта: найдите такие

же, как предъявляемая фигура по цвету и форме, но другие по размеру и т. п.

4) В игре «Раздели фигуры» используются игрушки. Предлагается

разделить все фигурки между игрушками. Необходимо, чтобы дети разделили правильно, предлагать ответить на вопросы:

-Какие фигурки оказались у мишки? (все красные, а у зайки? (все не красные).

Можно предложить разделить по-другому: чтобы у мишки оказались все крупные, чтобы у зайки оказались все толстые. После этого усложняются игровые правила: разделите все фигуры так, чтобы у мишки оказались все синие, а у зайки все квадратные.

В работе с детьми использую опорные карточки-символы, которые помогают сориентироваться при выполнении задания, правильно построить свой ответ и подробно описать результат действий. Так, цвет обозначается пятном (красный, желтый, синий, форма - соответственно контурами фигур, толщина условными обозначениями человеческой фигуры (толстый и тонкий, величина - силуэтом дома (большой, маленький).

Пользуясь карточками, дети называют «имя» каждого блока. В словаре детей появились такие определения: «Это красный, большой, круглый, толстый». На карточке обозначен красный цвет, значит сюда можно положить красный блок. Задания постепенно усложняются. И дети постепенно учатся выявлять свойства блоков, как по слову, так и с использованием карточек.

Предлагаю детям игры: «Кто быстрее соберёт блоки, «Поручение», «На своё место», «Рассели жильцов», «Построй автотрассу» и слежу, чтобы дети выполняли все качественно, чтобы блоки в данных играх были в поле зрения играющих -это обеспечивает детям опору на непосредственном восприятии свойств блока при решении задач.

На данном этапе работы мною была дана консультация для родителей на тему «Логические блоки Дьенеша - универсальный дидактический материал»; провела открытый показ НОД по ФЭМП с использованием блоков Дьенеша. В дальнейшем планирую продолжить работу в данном направлении, провести родительское собрание с показом игр для детей с занимательными логическими блоками (обратить внимание родителей на коммуникативную, речевую и мыслительную стороны развития их ребёнка); выступить на педагогическом совете перед коллегами по проблеме «Развития логического мышления у детей дошкольного возраста».

Новизна опыта заключается в разработке авторских планов и конспектов НОД. Опыт работы может быть рекомендован как начинающим, так и опытным педагогам. Он может быть применён в конструировании - в процессе моделирования, в подвижных играх, в рисовании и аппликации - моделируем узор, орнамент, в сюжетно-ролевых играх, в самостоятельной игровой деятельности.

Анализируя уже проделанную работу можно сделать выводы о том, что отмечается положительная реакция у детей на игры с логическими блоками Дьенеша; идёт усвоение знаний о геометрических фигурах; ребята научились различать предметы по форме, цвету, размеру, толщине; заметно развиваются мыслительные процессы, способность к моделированию и замещению свойств, умение кодировать и декодировать информацию; дети делают первые шаги по высказыванию суждения, доказательства.

Список использованной литературы :

1. Лелявина Н. О., Финкельштейн Б. Б. Методические советы по использованию дидактических игр с блоками Дьенеша и логическими фигурами. – издательство ООО «Корвет»

2.https://shkola7gnomov.ru/parrents/pedagogicheskiy_navigator/metodika_denysha/id/839/

3.https://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2016/02/23/logicheskie-bloki-denesha

4.https://nsportal.ru/detskiy-sad/matematika/2012/12/15/metodika-raboty-s-blokami-e-denesha-i-palochkami-kh-kyuizenera.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Фотоотчёт «Использование блоков Дьенеша в работе со старшими дошкольниками»Фотоотчёт «Использование блоков Дьенеша в работе со старшими дошкольниками» Добрый день, уважаемые коллеги! Хочу представить фотоотчёт по использованию блоков Дьенеша в работе со старшими дошкольниками. Я часто.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Конспект ОД «Грузовик» по ОО «Познание» с использованием логических блоков Дьенеша для детей первой младшей группыКонспект ОД «Грузовик» по ОО «Познание» с использованием логических блоков Дьенеша для детей первой младшей группы Конспект НОД по теме: «Грузовик» Цель: Закрепить представления детей о геометрических фигурах, упражнять в их названии, закреплять навык.

Конспект занятия по ФЭМП с использованием логических блоков Дьенеша в средней группе «Путешествие в зимний лес» Цель: Формировать элементарные математические представление. Задачи: Обучать детей сравнивать предметы и геометрические фигуры по двум.

Консультация для воспитателей «Использование блоков Дьенеша в развитии математических способностей у дошкольников» Эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитым.

Мастер-класс для педагогов «Использование логических блоков Дьенеша в работе детьми младшего дошкольного возраста» Цель мероприятия. 1. Познакомить воспитателей с приемами работы с дидактическим материалом - логические блоки Дьенеша. План проведения.

Использование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возрастаИспользование разнообразных техник нетрадиционного рисования в работе с детьми младшего возраста Цель методической разработки: создать условия для развития художественно-творческих способностей детей младшего дошкольного возраста посредством.

Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников»Педагогический проект «Использование блоков Дьенеша в развитии логического мышления у старших дошкольников» 1. Обоснование проблемы проекта. Логическое мышление формируется на основе образного и является высшей стадией развития мышления. Достижение.

ОД «Путешествие на фабрику конфет». Применение логических блоков Дьенеша и палочек КюизенераОД «Путешествие на фабрику конфет». Применение логических блоков Дьенеша и палочек Кюизенера Веретенникова Полина Владимировна, воспитатель МБДОУ-детского сада № 424, г. Екатеринбург. Путешествие на фабрику конфет. Форма проведения.

Развитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков ДьенешаРазвитие интеллектуальной готовности детей 6–7 лет с помощью логических блоков Дьенеша Каждый родитель желает видеть своего ребёнка успешным в будущем: в учебе в школе, профессиональной деятельности. Безусловно, успешность.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми младшего дошкольного возраста
Опубликовано: 24 ноября 2021 в 22:26
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование логических блоков Дьенеша в работе с детьми младшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Татьяна Савина (УИ 770220) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД