Занятие по развитию всех сторон речи детей в детском саду в средней группе «Использование малых фольклорных форм»

Елена Нуриманова
Занятие по развитию всех сторон речи детей в детском саду в средней группе «Использование малых фольклорных форм»

При обследовании речи детей в средней группе были выявлены недоста- точные речевые навыки, в том числе: бедный словарный запас, недоста- точная речевая активность и, как следствие этого – низкая познавательная активность. Наблюдения показали, что при проведении систематической работы по развитию речи, включающей в себя все разделы (формирование и обогащение словаря, формирование грамматически грамотной речи, разви- тие звуковой культуры речи, ознакомление с художественной литературой, дети хорошо усваивают доступный их возрасту материал, проявляют боль- шой интерес к новому, непознанному.

С улучшением речи улучшились и взаимоотношения между детьми, у детей появилась возможность больше общаться, развивать коммуникативные способности, поэтому было принято решение продолжать углублённую работу по развитию речи, причём использовать для этой работы больше фольклорного материала.

Народ существует, пока существует его язык. Значит, и судьба народа – это судьба языка. Повсеместно в наше время наблюдается процесс упрощения, оскудения русского языка, исчезают его красота, образность, появляется всё больше заимствованных из других языков слов, слов-паразитов. Исключи- тельно мал и примитивен словарный запас большинства взрослых, поэтому особенно важно показать детям красоту русского языка через словесное народное творчество.

Выдающиеся русские педагоги К. Д. Ушинский, Е. И. Тихеева, Е. И. Флерина, А. П. Усова, А. М. Леушина неоднократно подчёркивали огромные возмож- ности малых фольклорных как средства воспитания культуры речи детей.

К. Д. Ушинский утверждал, что пословицы, поговорки, скороговорки, прибаутки помогают развивать в детях чутьё к звуковым красотам русского языка. Е. И. Тихеева, Е. А. Флерина также считали, что фольклор даёт прекрас- ные образцы русского языка, подражая которому, ребёнок успешно учится родному языку. Загадки, пословицы, поговорки, заклички, потешки, скороговорки, сказки образны, поэтичны, наделены сравнениями, яркими эпитетами, метафорами, в них много определений, олицетворений.

Поэтический язык малых фольклорных форм прост, точен, выразителен, содержит синонимы, антонимы, сравнения, гиперболу. В основе многих пословиц, поговорок лежит метафора. Она служит средством достижения наибольшей экспрессии и живописности. Не менее богат и язык загадок. Ши-

рокий спектр изобразительно-выразительных средств используется здесь для кодирования образов, предметов и явлений.

Народное творчество - это родные корни, основа, совершенно необходи-

мая в пору детства. Из этой «художественной мудрости» затем произрастает мудрость философская, мировоззренческая.

Программные задачи по развитию речи детей дошкольного возраста предусматривают использование малых фольклорных форм, однако нужно отметить, что задачи по знакомству дошкольников с родной культурой сформулированы слишком общо. Например, «воспитывать любовь к Родине, родному городу», «познакомить с некоторыми изделиями народно-прикладного искусства» и т. п. При этом не всегда обозначены средства и методы решения данных задач. Мы поставили перед собой цель: развивать речь детей, максимально используя малые фольклорные формы (устное народное творчество). Кроме того, осуществлять нравственное, эстетическое воспитание детей, опираясь на родную культуру. Именно родная культура должна стать неотъемлемой частью души ребёнка, началом, порождающим личность.

Мы наметили следующие этапы работы:

Вводный.

Он направлен на:

А) расширение словаря детей, накопление ими знаний о человеке и видах его деятельности (бытовая, игровая, художественная, трудовая)

Б) на развитие у детей способности логически рассуждать, приходить к простейшим умозаключениям.

В) на приобретение через народные произведения действенного опыта социального поведения, чисто человеческого видения и отношения к тем или иным сторонам общественной жизни.

На этом этапе можно использовать как вербальные (словесные, так и невербальные (наглядные). Но не нужно увлекаться внешней яркостью наглядных средств, так как доказано, что внешние эффекты – зрелищность – подавляют речь. Ребёнок должен вжиться в ситуацию, понять её. Вот тогда уже потоком пойдёт речь, так как есть что сказать, появляется потребность выразить себя в слове.

1этап.

На первом этапе очень важно использовать потешки, уже знакомые детям с раннего возраста и вновь вводимые. Для рассказывания потешек с использованием приёма «зеркальности» (инсценирование произносимой строки) и приёма «отставленного действия» (иллюстрация всего произведения после рассказывания) применяются различные виды театров (пальчиковый, теневой, кукольный).

Таким образом, подводим детей к восприятию других форм фольклора.

2этап.

От восприятия потешек переходим к восприятию народных сказок, причём необходима системная работа при отборе содержания фольклорной тематики от потешки к сказке.

Сказка должна преподноситься в светлых тонах, при этом ярко выделяются позитивные, положительные моменты, негативные стороны как преодолимые на фоне действенного, доброго восприятия мира. Ребёнка нельзя сталкивать с безысходностью, с непреодолимой несправедливостью.

Главное – это умение раскрывать произведение так, чтобы свет и тепло его озарило сердце ребёнка, чтобы сказка готовила ребёнка к жизни, воспитывала добрые чувства, побуждала к положительным поступкам, действиям.

Очень важно пробудить у ребёнка желание самому рассказывать сказки, развивать речевое творчество детей. Нужно побуждать детей к речевой и эмоциональной активности, в том числе при рассказывании использовать яркость диалектической речи, элементы песенного искусства. На этом этапе уже применяем игру-драматизацию, различные виды театров (пальчиковый, теневой, би-ба-бо). Нужно использовать фольклор не только на занятиях, но и в повседневной жизни, использовать в разговоре с детьми пословицы, поговорки, скороговорки, для этого педагог должен знать очень много фольклора наизусть. Кроме того очень важно иметь под рукой картотеку наиболее часто используемого фольклора.

На этом этапе важно научить ребёнка наблюдать, накапливать знания, а так же применять эти знания в жизни.

Бесценным для развития речи жанром народного фольклора являются загадки, которые уже на 4-5-м году жизни помогают научить ребёнка различать в слове несколько значений, умение понимать переносное значение слов. Загадки привлекают поэтическими образами, удивляют неожиданными сравнениями. Точный выбор слов, меткие художественные средства делают их произведениями, доставляющими эстетическое наслаждение. Загадки активизируют познавательную деятельность, заставляют думать, угадывать скрытый смысл, заостряют внимание на отдельных предметах, явлениях. При подборе загадок для детей каждой возрастной группы я исходила из того круга предметов и явлений, с которыми дети уже знакомы.

Е. И. Тихеева предлагает вначале научить ребёнка отгадывать загадки о предметах таким образом: на стол выставляются несколько игрушек, к каждой подбирается загадка. Этот путь для ребёнка несложен, но полезен тем, что загадки раскрывают особенности родного языка и его образов, приучают к острой и живой мысли, поэтизируют окружающий мир, показывают такие стороны явлений, которые часто остаются незамеченными в повседневной жизни. При наблюдениях нужно учить детей выделять различные признаки внешнего вида, функции, материал, способы использования и т. д. При этом необходимо сопоставлять и сравнивать предметы, явления, пользуясь метафорическими средствами языка и тем

самым развивать образное мышление детей.

Мы повторяли каждую загадку несколько раз чтобы дети могли её лучше запомнить, полнее выделить признаки. Анализировали загадку, помогали детям обратить внимание на признаки и связи между ними. Затем мы давали образец доказательства путём последовательной постановки вопросов в

соответствии со структурой загадки. В случае пропуска ребёнком какого-либо признака или связи нужно задавать ему вопросы дискуссионного характера, которые показывают односторонность его отгадки. При отгадывании загадок важен не только результат – правильно отгадать их, но и доказательство, то есть умение логично и последовательно путём рассуждения убедить, что отгадки найдены правильно. Уметь доказывать – это не только уметь правильно логически мыслить, но и уметь правильно выражать свою мысль, облекая её в точную словесную форму. Речь-доказательство требует особых, отличных от описания и повествования, речевых оборотов, грамматических структур, особой композиции. В речи-доказательстве часто приходится пользоваться предложениями сложной грамматической структуры. Доказательство заканчивается выводом. Приёмами построения речи-доказательства, специфической лексикой, свойственной этой речи, дети должны овладевать постепенно. Мы добились того, что дети почти всегда пытались не просто отгадать загадку, но и доказать свою правоту.

Дошкольникам труднее отгадывать метафорические загадки, нежели описательные. Это указывает на то, что осознание переносного значения слов и словосочетаний возможно лишь на определённом уровне развития абстрактного и образного мышления. Поэтому при использовании метафорических загадок мы учили детей воспринимать образное содержание загадок, объясняла их. Позже обращали внимание на сочный, колоритный язык, учили понимать целесообразность использования выразительно-образных средств.

3этап.

На этом этапе мы стали подводить детей к придумыванию поговорок, пословиц, загадок, сказок, то есть к словесному творчеству. Словесное творчество – процесс сложный, связанный с общим развитием ребёнка. Существует прямая связь между развитием речи детей и их творчеством. Ибо само творчество немыслимо без овладения богатством того языка, на котором ребёнок говорит, думает. Работа проводилась по двум направлениям:

-развитие поэтического слова

-побуждение детей к творческой словесной деятельности, используя следующие методы:

-знакомство с произведениями искусства

-проведение занятий типа игровых упражнений, на которых дети будут расширять знания о художественном слове, его эмоциональной окраске в различном контексте

-привлечение детей к творческим заданиям.

Очень важно, когда эстетические возможности ребёнка развиваются не только при восприятии художественных произведений, но и в собственной деятельности.

При придумывании загадок, сказок мы использовали в работе с детьми такую схему:

а) выбор объекта

б) выбор свойств объекта

в) ассоциации, которые вызывает объект и его свойства;

для наиболее способных детей-

г) использование метафоры

д) использование рифмы.

Дети с удовольствием включаются в процесс создания новой загадки, пословицы, сказки. Иногда получается, иногда – не совсем, но важен сам факт активного отношения детей к творчеству, их желание превратить свою мысль в литературное произведение. Важно оформить созданные произведения: например, сделать «Книгу сказок» (с иллюстрациями детей, «Загадки для малышей» и др., чтобы дети могли видеть реальный результат своей деятельности.

При работе со старшими детьми важно использовать такую формы работы как фольклорный праздник, театрализованное представление, что невоз- можно без тесного сотрудничества с музыкальным руководителем, так как в русском фольклоре каким-то особенным образом сочетаются слово и музыкальный ритм, напевность. Именно в народных праздниках и традициях фокусируются тончайшие наблюдения за характерными особенностями природы в разное время года. Эти наблюдения связаны и с трудом, и с общественной деятельностью человека.

Результативность работы отражена в систематических обследованиях всех сторон речи детей. По результатам обследования так же планируются приоритетные на данном этапе направления работы по развитию речи.

Таким образом, систематическое использование малых фольклорных форм чрезвычайно эффективно для усвоения родного языка. Воспитатель не должен ориентироваться только на свой словарный запас, который не всегда может быть исчерпывающим. Народное творчество, образцы лучших мастеров слова, с детства воспринятые ребёнком, воспитывают у него чуткость, любовь к родному языку.

ОБСЛЕДОВАНИЕ развития некоторых сторон речи 2015-2016 уч. г.

Формир-е словаря Разв. связной речи Ознак. с худ. лит-рой

Начало года Конец года Начало года Конец года Начало года Конец года

В. у. 10% 30% 10% 25% 25% 46%

С. у. 75% 62% 74% 64% 71% 63%

Н. у. 15% 8% 16% 6% 4% 1%

Причина низкого уровня развития некоторых сторон речи у детей:

1. Нерегулярное посещение детского сада некоторыми детьми

2. У двоих детей диагностирована ЗПР, ЗРР.

Книга "Радужные сказки" (иллюстрации авторов)

Занятие по развитию всех сторон речи детей в детском саду в средней группе «Использование малых фольклорных форм»
Публикации по теме:

Использование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возрастаИспользование малых фольклорных форм как условие развития речи детей младшего дошкольного возраста На сегодняшний день устное народное творчество (пестушки, потешки, колыбельные песни) к сожалению не применяются. Народ почти забыл обряды,.

Использование малых фольклорных форм в работе с дошкольниками Консультация для педагогов. Детский фольклор - область народной культуры, своеобразный инструмент социализации ребёнка. Как сфера народной.

Использование скороговорок, как малых фольклорных жанров, в формировании звуковой культуры речи на логопедических занятия Нечаева Елена Викторовна логопед Использование скороговорок, как малых фольклорных жанров, в формировании звуковой культуры речи на логопедических.

Использование в работе с дошкольниками малых фольклорных форм Основной моделью общения с детьми принимаю личностно-ориентированную модель, т. к. предпочитаю общаться с детьми на равных, видеть в ребёнке.

Конспект интегрированного занятия с использование малых фольклорных форм «В гости к бабушке-загадушке» . Разработка конспекта интегрированного занятия Конспект интегрированного занятия Возрастная группа: 3-4 Количество детей: 10 Тема: «В.

Конспект НОД в средней группе «Весенняя сказка» с использованием малых фольклорных форм Конспект НОД в средней группе на тему: «Весенняя сказка» (использование малых фольклорных форм) Конспект НОД в средней группе по интеграции.

Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм ]Опыт работы по теме: «Воспитание экологической культуры детей старшего дошкольного возраста путем использования малых фольклорных форм».

Представление педагогического опыта «Использование малых форм фольклора в развитии речи детей младшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №89 комбинированного вида» Представление педагогического.

Проект «Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста»Проект «Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста» Тема проекта: Использование малых форм фольклора как средство развития речи детей младшего дошкольного возраста Актуальность: Один из принципов.

Использование малых фольклорных форм в экологическом воспитании дошкольников В настоящее время нельзя не заниматься экологическим воспитанием, в какой бы области не специализировался педагог. Экология является не.

Библиотека изображений:
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Занятие по развитию всех сторон речи детей в детском саду в средней группе «Использование малых фольклорных форм»
Опубликовано: 24 декабря 2017 в 19:41
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
23 апреля. Юбилей книги «Муха-Цокотуха»

«Муха-Цокотуха» — единственная сказка, которую К. Чуковский по собственному признанию написал без оглядки, за один день, словно по внушению нахлынувших радостных чувств. Автор даже пустил в пляс, сочиняя...

23 апреля. День рождения Шекспира

«А не пора ли нам, друзья мои, замахнуться на Вильяма нашего Шекспира?» – спрашивал руководитель народного театра у актёров, в комедии «Берегись автомобиля». Этот юмористический монолог в исполнении...

Комплексно-тематическое планирование «Весна пришла, весне дорогу!» в средне-старшей...
Дата: с 11. 03. по 15. 03. Тема: Весна пришла, весне дорогу! Задачи: расширять знания детей о времени года – весне; поддерживать проявление интереса...
Сценарий праздника Весны для детей старшей группы детского сада
Сценарий праздника Весны для детей старшей группы детского сада Подготовила Редок Екатерина Григорьевна Цель: Закреплять представления детей о приметах,...
Конспект урока химии в 9 классе «Серная кислота»
Тема урока: Серная кислота /концентрированная/. Качественная реакция на серную кислоту и ее соли. Дидактические цели. Образовательная. Продолжить...