Ирина Семьина
Использование ментальных карт в познавательном развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Рекомендации по использованию карты.
Страница 1. Жилище и его содержание.
Используя эту страницу, мы знакомим детей с жильем наших предков. Они жили в избах, построенных из дерева. Дерево рубили топором. Поэтому и избы назывались Рубленные. В доме обязательно была печка, которая отапливала дом (топили дровами, на печке спали (старики и дети, в печке готовили.
Еду готовили в чугунках, доставали из печи ухватом. В печи пекли хлеб, для этого использовалась деревянная хлебная лопата.
У печи стояли ведра с водой, которую носили из реки или колодца на коромысле.
Публикация «Использование ментальных карт в познавательном развитии дошкольников» размещена в разделах
- Интеллект-карты. Методика ментальных карт Тони Бьюзена
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» май 2020
За печью был женский угол, в котором стояла прялка. Здесь хранились утюги. Сначала рубель (деревянная палка с насечками, потом угольный. Здесь же за печкою жил домовой.
Обстановка избы была деревянная, посуда из дерева либо глиняная. Глиняную посуду делал гончар.
Освещалась изба лучиной, которую вставляли в светец-металлическая палка на подставке. Все металлические изделия (замки, светцы, петли, серпы и пр) изготавливались кузнецами.
• В старших группах можно более детально познакомить с работой кузнецов, а также с верованиями славян в разных духов (леший, кикимора, берегиня, водяной)
Страница 2. Как одевались…
Основной деталью одежды и женской и мужской была рубаха. Женщины поверх рубахи надевали сарафан, поневу, в праздничные дни-епанечку (жилетку, душегрею. В зимнее время поверх одежды надевался зипун.
Голова замужней женщины должна всегда быть покрыта. Если девушки носили кокошники, то замужняя женщина надевала кичку. (О других видах головных уборов лучше говорить со старшими детьми. Это может быть отдельная карта, беседа).
На ногах чаще всего были лапти (рассказать из чего их делали, либо сшитые поршни. В зимнее время-валенки.
У мужчин одежда была проще: рубаха чуть выше колен, порты, онучи, лапти. В праздничные дни надевали расшитую рубаху, у кого позволял достаток-то из яркого шелка или просто ярко крашенную. В зимнее время надевали зипун, кафтан, овчинную шубу. На голове шапка.
• В старшей группе можно познакомить детей с элементами узоров-оберегов, которыми расшивали одежду славяне.
Страница 3. Русские народные инструменты.
Самый знакомый детям инструмент-это ложки и бубен. Но у наших предков было очень много интересных инструментов. Одним из первых появился инструмент-дрова, прапрадед современного ксилофона. Дети знакомятся с тем, что инструменты были духовые, струнные, ударные.
Духовые-кугиклы, свистульки, рожок, жалейка, свирельки. Подробнее познакомить детей с инструментами помогут видео, там же можно послушать звучание инструментов.
Струнные – гудок (один из самых древних инструментов, гусли (здесь следует рассказать о слепых гуслярах, которые ходили по ярмаркам, пели песни о русских витязях, о любви, верности, домра, позднее появилась балалайка.
Ударные инструменты-это конечно ложки, дрова, бубны, трещотки, бубенцы. Это те самые инструменты, которые чаще всего использовались в ярмарочных, колядовых гуляниях, в праздновании масленицы.
Гораздо позже появилась гармошка. Об истории гармошки нужно рассказывать отдельно, но для более старших детей.
Страница 4. Русская народная игрушка.
Игрушки славянских детей совсем не похожи на то, во что играют наши дети сейчас. Первые игрушки родители вытесывали детям из дерева, используя обычный нож. Позже мастерство развивалось, и вот уже с ярмарки повезли детям подвижную игрушки. Это были фигурки животных, которые двигались –богородскую игрушку.
В более позднее время любимой игрушкой стала матрешка (страница 6)
Конечно самыми знакомыми для нас являются свистульки и игрушки из глины. Это дымковская, филимоновская, абашевская игрушка. (на каждой территории была своя игрушка. Это также отдельный разговор.)
Еще один часто используемый материал-это солома. После уборки урожая оставшаяся солома служила в том числе для изготовления детских игрушек.
До сих пор на ярмарках можно приобрести игрушки из бересты. Они также пришли к нам от наших предков. Это мастерство сохранилось до наших дней благодаря любителям старины, старинных промыслов, тех, кому не безразлична история страны.
Страница 5 Наши защитники.
В рамках программы этого года (средняя группа) дети знакомятся с русскими богатырями, элементами одежды, оружия.
Детям можно рассказать о подвигах Александра Невского, Дмитрия Донского-почему их так прозвали, в чем их заслуга. Обязательно нужно рассказать, что эти люди не только независимость страны отстаивали, но и собирали Русь в большое сильное государство.
Также детям 4-5 лет можно рассказать о Суворове, как любили уважал русского солдата, как готовил их к походам, выигрывал битвы.
Имя Кутузова даем в связи с нашествием Наполеона.
А также даем представление о героях флота на примере адмирала Ушакова.
• В старшей группе можно познакомить детей с героями флота (адмиралы Нахимов, Макаров, с подвигом Минина и Пожарского, героями ВОВ.
Страница 6. Русская матрешка.
Эта страница поможет детям запомнить процесс изготовления матрешки, познакомит с особенностями росписи матрешек. Можно даже поиграть в игру «Угадай сказку» на примере матрешки.
Рекомендации
по использованию ментальных карт
по теме
«Приобщение детей к истокам русской истории»