МААМ-картинки

Консультация «Использование метода кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Алла Ищенко
Консультация «Использование метода кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста»

Введение

Известный педагог В. А. Сухомлинский говорил: «Забота о здоровье детей – это величайший труд педагога». У современных педагогов есть большой выбор программ, технологий, методик. Все они направлены на всестороннее развитие ребенка: нравственное, умственное, эстетическое, трудовое и физическое. Но традиционные методы психолого-педагогического воздействия на ребенка не приносят устойчивого положительного результата, так как не устраняют первопричину данных нарушений. В отличие же от них, метод кинезиологии направлен на коррекцию механизма возникновения психофизиологических отклонений в развитии. Применение данного метода позволяет улучшить у ребенка речь, внимание, моторику, снижает утомляемость, активизирует интеллектуальные и познавательные способности.

Публикация «Консультация „Использование метода кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста“» размещена в разделах

Сегодняшние дошкольники – это будущее третьего тысячелетия, и им необходимо научиться ориентироваться в огромном потоке информации, усваивать колоссальные объемы знаний, подготовиться к успешному обучению в школе. Это возможно только при правильном физическом, умственном развитии и полноценном здоровье.

Миссией нашего ДОУ является интеллектуально-творческое развитие дошкольников в условиях здоровьесберегающего пространства. Поэтому приоритетными направлениями работы являются : интеллектуально-творческое развитие и здоровьесбережение детей дошкольного возраста. Обозначив проблему интеграции приоритетных направлений работы в рамках реализации программы развития, мы попробовали по- новому взглянуть на синтез развития умственных способностей и физического здоровья через определенные двигательные (кинезиологические) упражнения.

Основная часть

Кинезиология — наука о развитии умственных способностей и физического здоровья через определённые двигательные упражнения.

Основателем научной кинезиологии в Древней Греции считался АСКЛЕПИАД, живший более 2000 лет назад.

Истоки кинезиологии :

• Древнекитайская философская система Конфуция.

• Древнеиндийская йога.

Кинезиотерапия в Древней Греции (врач Греции Гиппократ)

Современные кинезиологические методики.

Направлены на активизацию различных отделов коры больших полушарий, что позволяет развивать способности человека или корректировать проблемы в различных областях психики.

АКТУАЛЬНОСТЬ. Самый благоприятный период для развития интеллектуальных и творческих возможностей человека — от 3 до 9 лет, когда кора больших полушарий еще окончательно не сформирована. Именно в этом возрасте необходимо развивать память, восприятие, мышление, внимание. Часто родители и педагоги заменяют психологическое развитие ребенка информационным, изучая математику, языки и т. д. Преждевременное обучение ребенка недопустимо, так как в результате может быть сформирована минимальная мозговая дисфункция (один участок мозга развивается быстрее за счет другого). Это приводит в дальнейшем к неуспешности в обучении, плохой памяти, рассеянному вниманию, проблемам в эмоциональной сфере.

Специальные кинезиологические упражнения :

позволяют активизировать межполушарные взаимодействия,

приводят к гармонизации баланса жизненной энергии у человека,

обладают оздоравливающим и антистрессорным эффектом,

снижают утомляемость,

повышают способность к произвольному контролю,

улучшают мыслительную деятельность, память и внимание.

Занятия проводятся по специально разработанному комплексу, в который включены:

Упражнения для развития мелкой моторики.

Растяжки.

Дыхательные упражнения.

Глазодвигательные упражнения.

Телесные упражнения.

Упражнения на релаксацию.

Массаж (самомассаж).

Продолжительность занятий — 10—15 мин.

Периодичность — ежедневно.

Время занятий — утро, день.

Требования. Все упражнения воспитатель должен выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность.

Цель занятия:

развитие межполушарного взаимодействия;

синхронизация работы полушарий;

устранение дезадаптации в процессе обучения;

развитие мелкой моторики;

развитие умственных способностей;

развитие памяти, внимания, речи;

формирование пространственных представлений;

развитие мышления;

устранение дислексии.

Упражнения для развития мышц руки и мелкой моторики. Известно, что развитие интеллектуальных и мыслительных процессов необходимо начинать с развития движений пальцев и тела. Развитию кисти руки принадлежит важная роль в формировании головного мозга и становлению речи, так как рука имеет самое большое представительство в коре головного мозга.

Ведь не зря В. А. Сухомлинский говорил: «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев».

Пальчиковые упражнения с младшими дошкольниками необходимо выполнять в медленном темпе от 3 до 5 раз сначала одной рукой, затем другой, а в завершение — двумя руками вместе. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими.

Для развития тонкой моторики рук используется разнообразный спортивный инвентарь: скакалки, гимнастические палки, малые мячи, кольца, палочки, флажки, мешочки и др. Хорошие результаты по развитию тонкой моторики рук показывают упражнения с малыми мячами и утяжеленными мешочками. Можно использовать мячи, разные по размеру, материалу, фактуре. Через мышечное чувство, зрительную и тактильную чувствительность в процессе действий ребенок научится сравнивать мячи, осуществлять свой конкретно-чувствительный опыт.

В зависимости от индивидуальных возможностей ребенка и этапа работы над освоением движений можно варьировать характер манипуляций с утяжеленным мешочком или другими предметами (перекладывание, подбрасывание, ловля и др.) темп работы и степень ее сложности, количество одновременно задействованных в работе предметов, организация занятий.

Кинезиологические упражнения нужно выполнять вместе с детьми, постепенно от занятия к занятию увеличивая время и сложность, включая в режим дня дошкольника [2]. Длительность игр с двухлетними малышами – 5 -10 минут, занятия с детьми 3 – 4 лет до 15 минут, с ребятами 5 – 7 лет – 30 минут в день. Указания ребенку должны быть спокойными, доброжелательными и четкими. Заниматься необходимо регулярно и систематически, учитывая индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение.

Кинезиологические упражнения органично включаются в пальчиковые игры, которые так любят дети. Эти упражнения способствуют развитию мелкой моторики, синхронизации работы полушарий головного мозга. Кроме пальчиковых игр, в кинезиологические упражнения входят дыхательные и глазодвигательные упражнения, упражнения на релаксацию организма и массаж.

Растяжки нормализуют гипертонус (неконтролируемое чрезмерное мышечное напряжение) и гипотонус (неконтролируемая мышечная вялость).

Дыхательные упражнения улучшают ритмику организма, развивают самоконтроль и произвольность.

Телесные упражнения развивают межполушарное взаимодействие, при этом снимаются непроизвольные, непреднамеренные движения и мышечные зажимы. (человеку для закрепления мысли необходимо движение).

Упражнения на релаксацию способствуют расслаблению, снятию напряжения.

Глазодвигательные упражнения позволяют расширить поле зрения, улучшить восприятие, снять напряжение.

Педагоги и родители понимают, что мало вырастить ребенка, надо его еще и правильно воспитать, чтобы не покалечить ранимую детскую психику. Но большие нагрузки даже в дошкольном возрасте, могут привести к хроническому стрессу, последствиями которого становятся повышение невротизации детей.

Таким образом, кинезиологические упражнения помогают развивать тело, повышать стрессоустойчивость организма, синхронизировать работу полушарий, улучшать мыслительную деятельность, улучшать память и внимание, облегчить процесс чтения и письма, развивать творческую деятельность ребенка. Тем самым, через эти методики можно помочь дошкольнику не только благополучно и гармонично развиваться, но и более качественно подготовится к школе.

Рекомендации по применению:

Доброжелательная обстановка.

Систематичность.

Усложнение и наращивание темпа заданий.

Точность выполнения движений и приемов.

Использование разнотипных и однотипных движений рук.

Включение всех 5 пальцев каждой руки.

Использование движений на сжатие, растяжение и расслабление мышц.

Применение упражнений на занятиях и в свободное время.

Проведение кинезиологических упражнений перед интенсивной умственной нагрузкой.

Продолжительность занятий от 5-10 до 20 – 35 минут в день, в зависимости от возраста.

Упражнения можно проводить только в том случае, если идет стандартная учебная работа. Творческую деятельность прерывать нецелесообразно.

Вывод: Таким образом, использование метода кинезиологии позволяет более эффективно корректировать нежелательные формы поведения, отклонения в развитии психических процессов и речи, овладевать умениями, которые ранее были им не доступны.

Публикации по теме:

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Консультация с педагогами Киракосян Юлия Викторовна, старший воспитатель ГБДОУ детский сад №77 Калининского района Санкт-Петербурга «Использование.

Использование ИКТ в работе с детьми старшего дошкольного возраста Государственное бюджетное учреждение Амурской области «Тындинский социальный приют для детей» Доклад на тему: «Использование ИКТ.

Использование цветового игротренинга в работе с детьми дошкольного возраста Работаю педагогом-психологом в детском саду с 1997 года. На протяжении многих лет применяю в своей практической деятельности технологию.

Использование логопедической ритмики в работе с детьми старшего дошкольного возраста ИЗ ОПЫТА РАБОТЫ В течение 2-х лет я использую логопедическую ритмику на занятиях с детьми, страдающими различными нарушениями. Движения.

Использование фольклора в работе с детьми дошкольного возраста Консультация на тему: «Использование народного фольклора в работе с детьми дошкольного возраста». Воспитатели: Аксенова О. А. Гарбузова.

Использование палочек Кюизенера в работе с детьми дошкольного возраста СЛАЙД №1 Проблема обучения математики в современной жизни приобретает все большее значение. Это объясняется, прежде всего, бурным развитием.

Использование природного материала в работе с детьми дошкольного возраста Богат и разнообразен природный мир нашей страны. Любовь к родному краю призывает людей беречь природу, охранять и приумножать ее богатства.

Использование сказкотерапевтического метода с детьми младшего дошкольного возраста. Почему сказкотерапия? С детства мне всегда был близок мир сказок, потому что именно в сказках добро всегда побеждает зло, гадкий утёнок.

Создание и использование лэпбуков в работе с детьми дошкольного возрастаСоздание и использование лэпбуков в работе с детьми дошкольного возраста С внедрением ФГОС дошкольного образовательного процесса, каждый воспитатель ищет новые подходы, идеи в своей работе. Я начала использовать.

Применение метода сказкотерапии в работе с детьми дошкольного возраста Цель: Содействие  речевому  развитию с помощью сказкотерапии, обогащение словаря,  развитие образного строя и навыков связной речи через.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Консультация «Использование метода кинезиологии в работе с детьми дошкольного возраста»
Опубликовано: 10 ноября 2017 в 10:28
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2 апреля. Международный день ложки. Передвижка «История русской ложки»

2 апреля отмечаем праздник ложки — столового прибора, без которого ни супа, ни каши не съешь. Деревянная ложка – символ традиций и самобытности русской культуры.

1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД