Использование метода наглядного моделирования в развитии речи у детей дошкольного возраста с ОНР

Марина Черкашина
Использование метода наглядного моделирования в развитии речи у детей дошкольного возраста с ОНР

На современном этапе ФГОС ДО требует от педагогов качественно нового подхода к обучению и воспитанию детей, к организации всего педагогического процесса.

Дошкольное образование – это первая ступень в системе образования, поэтому основная задача учителей-логопедов, работающих с дошкольниками с ОНР – формирование интереса к процессу обучения и его мотивации, развитие и коррекция речи. [3]

Опыт работы с такими детьми показывает, что дети с различными речевыми нарушениями испытывают значительные трудности в усвоении программного материала, так как имеют речевую патологию, при которой нарушается формирование всех компонентов языковой системы. [2]

Кроме того, прослеживаются нарушения и со стороны психических процессов – памяти, внимания, восприятия, логического мышления. Таким детям очень трудно сосредоточиться, они быстро утомляются, отвлекаются и перестают воспринимать предлагаемый учебный материал. У большинства воспитанников отмечаются нарушения артикуляционной моторики, обычно сочетающейся с недостаточным развитием общей и тонкой моторики пальцев рук: движения неточные, неловкие, слабо координированные.

Работая с детьми с различной речевой патологией и сталкиваясь с проблемами в их обучении, приходится искать эффективные средства, стимулирующие и направляющие процесс усвоения детьми нового материала. Облегчить этот процесс, разнообразить его и сделать более интересным для ребенка поможет метод наглядного моделирования, так как даёт возможность ребенку зрительно представить абстрактные понятия (звук, слово, предложение, текст, научиться работать с ними. Это особенно важно для дошкольников, поскольку мыслительные задачи у них решаются с преобладающей ролью внешних средств. [1]

Наглядное моделирование – это игра, которая оживляет интерес к бесценному дару слова, создает непринужденную, доброжелательную атмосферу на занятиях. Моделирование производится с помощью схем, цветных обозначений, букв, картинок. Дошкольник лишен возможности, записать, сделать таблицу, отметить что-либо. На занятиях в детском саду в основном задействован только один вид памяти — вербальный. Опорные схемы — это попытка задействовать для решения познавательных задач зрительную, двигательную, ассоциативную память. [1] В логопедической работе наглядное моделирование выступает как определенный метод познания, с одной стороны, а с другой - как программа для восприятия, осмысления и анализа новых явлений. [3] В ходе работы с моделями дети учатся: последовательно пересказывать литературные произведения без помощи взрослого; выразительно передавать диалоги действующих лиц, характеристики персонажей; составлять повествовательные рассказы, указывая место и время действия; развивать сюжет, соблюдая композицию и последовательность изложения; придумывать предшествующие и последующие события в рассказах.

Я применяю метод наглядного моделирования на всех этапах коррекционной работы. Логопедическое воздействие при ОНР преследует цель - научить детей связно, последовательно, грамматически и фонетически правильно излагать свои мысли, рассказывать о событиях из окружающей жизни. Для организации коррекционной работы по этому направлению я использую авторское пособие - многофункциональный дидактический стол «Учимся говорить правильно».

Самым, на мой взгляд, большим достоинством дидактического стола «Учимся говорить правильно» помимо его универсальности, является то, что дети сами проговаривают формулировку задания, озвучивают свои действия, таким образом, лучше осмысливая его.

Новизна пособия состоит в его многофункциональности и универсальности. Устройство дидактического стола позволяет спланировать индивидуальную и подгрупповую образовательную деятельность, работу в парах и самостоятельную деятельность детей, а также пособие можно использовать в диагностических целях. Быстрая смена оборудования и материалов позволяет проводить интегрированные занятия, объединив несколько образовательных областей.

Алгоритм работы:

1. Сначала мы изучаем с детьми модели на карточках, обычно в процессе индивидуальной образовательной деятельности, а потом переходим к столу.

2. Работа за дидактическим столом.

Варианты выбора модели:

1. Учитель-логопед объявляет задание – дети ищут соответствующую модель.

2. Логопед выбирает модель – дети рассказывают, в чем суть задания.

3. Дети сами выбирают модель (задание). [5]

Надо отметить, что карточки с заданиями являются также достаточно востребованным и самостоятельным пособием, они очень удобны в индивидуальной коррекционно-образовательной деятельности. [5]

Дидактический стол «Учимся говорить правильно» сам по себе достаточно интересен детям.

Использовать модели можно по одной, выполняя задание. А можно в работе с детьми задействовать несколько моделей, выполняя несколько заданий на одном и том же материале.

В процессе работы с данным дидактическим пособием у детей появляется желание заниматься, потому что есть возможность выполнять разные виды упражнений в игровой форме. Кроме этого происходит совокупная работа всех анализаторов: слухового, зрительного, речедвигательного, что позволяет наиболее эффективно проводить коррекционно-логопедическую работу.

Применение пособия оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Следовательно, можно сделать вывод, что использование метода наглядного моделирования в системе коррекционной работы дает положительный результат в развитии всех сторон речи и освоения программного материала. [4]

Библиографический список:

1. Давьщова Т. Г. Ввозная В. М. Использование опорных схем в работе с детьми. // Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения 2008 №1

2. Ткаченко Т. А. Если дошкольник плохо говорит. - СПб. Детство-пресс, 1999.

3.http://www.pomochnik

4.http://logoportal.ru/statya-12926/.html

5.http://50ds.ru/logoped/5362-naglyadnoe-modelirovanie-v-rabote-logopeda-detkogo-sda--posobie-volshebnyy-stol.html

Публикации по теме:

Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного возраста Статья воспитателя группы Рязановой С. В. «Использование метода моделирования в развитии временных представлений у детей старшего дошкольного.

«Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного возраста» I. Вступление Тема моего выступления: «Метод наглядного моделирования как средство преодоления общего недоразвития речи у детей дошкольного.

Буклет «Применение метода синквейн в развитии речи детей старшего дошкольного возраста» Лето Теплое, солнечное. Купаться, отдыхать, гулять. Лучшее время года. Каникулы. Ребенок Маленький, беззащитный. Смеется, радуется, растет.

Использование наглядного моделирования как средства развития связной речи у детей Проблема развития связной речи хорошо известна широкому кругу педагогических работников. давно установлено, что в дошкольном возрасте.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются речевые нарушения, которые резко ограничивают их общение с окружающими людьми.

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста Первоначально мнемотехника возникла как неотъемлемая часть риторики и предназначалась для запоминания длинных речей. Современная мнемотехника.

Родительское собрание. Использование моделирования для развития связной речи детей старшего дошкольного возраста Игра «Брейн – ринг». Тема: «Использование игровых моделей в работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста». Цель:.

Использование метода наглядного моделирования Соловьева Дарья Юрьевна Воспитатель, МБДОУ ЦРР детский сад «Солнышко» г. Сорск ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МЕТОДА НАГЛЯДНОГО МОДЕЛИРОВАНИЯ ДЛЯ РАЗВИТИЯ.

«В гостях у сказки «Колобок». Интегрированное занятие с использованием метода наглядного моделирования«В гостях у сказки «Колобок». Интегрированное занятие с использованием метода наглядного моделирования Тема: «В гостях у сказки колобок» (Интегрированное занятие с использованием метода наглядного моделирования) Программное содержание: - Учить.

Использование метода Марии Монтессори в сенсорном развитии детей младшего дошкольного возраста На 2016-2017 учебный год я взяла тему саморазвития «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста по методике Марии Монтессори».

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Использование метода наглядного моделирования в развитии речи у детей дошкольного возраста с ОНР
Опубликовано: 20 сентября 2017 в 12:37
+3Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Лэпбук «Пожарная безопасность» для детей старшего дошкольного возраста
Лэпбук «Пожарная безопасность» для детей старшего дошкольного возраста Вопросы пожарной безопасности для детей очень важны, поэтому, родители,...
Осенний праздник во второй младшей группе «Воронушка»
«Воронушка» Осенний праздник во второй младшей группе Оборудование: Искусственные деревья «Капельки» из картона ( к каждой «капельке» прикреплена...
Фотоотчет о коллективной работе детей старшей группы «Транспорт»
В течение недели, посвященной лексической теме «Транспорт. Профессии на транспорте», дети знакомились с видами транспорта в соответствии со средой...
Поздравительная открытка. Детский мастер-класс
Поздравительная открытка. Детский мастер-класс в средней группе [/b] Двадцать третье февраля. Пусть под снегом вся земля, Но готов у нас зачин: В...
Фото зарисовка «Снежные знаки зодиака»
Дорогие друзья! Не могу не поделиться с вами красотой, которую создали коллеги из образовательных учреждений нашего города. 16 февраля на городском стадионе...