Лучший педагог года

Из опыта работы «Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников»

Мария Кубасова
Из опыта работы «Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников»

Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников (из опыта работы)

В начале 2000 годов появился новый метод педагогических технологий, который получил название проектного. Педагоги практики с удовольствием начали его осваивать, потому что к тому времени, в связи с растущими требованиями к развитию детей пред школьным возрастом, назрела необходимость в систематизации преподносимых знаний. Ранее дети, получая знания, не знали и не умели их привязать к реальной жизни. И получалось, что знания у ребенка есть, но их нужно из него извлекать.

Публикация «Из опыта работы „Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников“» размещена в разделах

Изучая и внедряя данный метод, мы заметили, что каждый новый проект плавно может перетекать в следующий, в котором мы можем развивать знания и умения уже полученные детьми в предыдущих исследованиях.

Маленький ребенок всегда мыслит конкретно и отвлеченные категории не для него, ему нужно каждый исследуемый объект потрогать, попробовать и выявить его ценность. Лучше всего и понятнее начинать освоение данного метода именно с объектов природного мира, потому что это наиболее понятный и интересный для малышей материал, хотя бы потому, что ребенок с этими объектами встречается в своей еще очень короткой жизни постоянно, еще до прихода в дошкольные учреждения дети видят воду, небо, свет, камни чувствуют тепло, встречают птиц, кошек, собак и т. д.

Безусловно, при использовании метода проектов, на педагога ложится дополнительная нагрузка, ведь нужно найти и продумать всю непосредственно образовательную деятельность, подготовить новые игры по заданной теме, дать консультации для родителей, увлечь их, организовать для совместной деятельности, но с другой стороны это делает жизнь в детском саду более насыщенной и интересной, а родители воспитанников при этом виде деятельности становятся непосредственными участниками жизни детского сада и своих детей.

Хотелось бы сделать короткий анонс экологических проектов, которые были разработаны нами в этом учебном году для детей второй младшей группы детского сада:

Проект «Волшебные превращения воды»

В ходе проекта решались следующие задачи:

- обогащение детей новыми знаниями о свойствах воды;

- закрепление уже имеющихся знаний о воде;

- формирование умения организовывать деятельность и обеспечивать ее разнообразие;

- развитие творческого и познавательного потенциала детей;

- привлечение родителей к совместной поисковой деятельности.

Разрабатывался проект с учетом интеграции образовательных областей.

Все образовательные области связаны друг с другом: читая, ребенок познает; познавая, рассказывает о том, что узнал; взаимодействует со сверстниками и взрослыми в процессе исследований и обсуждений. Данный вид деятельности позволил создать естественную ситуацию общения и практического взаимодействия детей и взрослых. Как уже говорилось выше, ребенок мыслит конкретно. Следовательно, он должен выполнять конкретные дела, а не оперировать отвлеченными понятиями. В этом смысле проектный метод - наиболее целесообразная форма для решения задач экологического воспитания детей, ведь его дидактический смысл и заключается в том, что он помогает связать обучение с жизнью.

В ходе данного проекта мы с детьми постоянно играли с водой, исследовали воду, снег, лед, конструировали фонтан и пенный замок, рассматривали, как изменяется вода в природе при различных погодных условиях, устанавливали причинно-следственные связи, читали художественные произведения о воде, снеге и пр. Слушая сказки, дети уже проводили какое то свое видение ситуации, например почему Иванушка превратился в козленочка. потому, что он пил грязную воду и заболел, это уже пример самостоятельного анализа услышанного, что способствует воспитанию людей мыслящих и сострадающих, готовых помочь персонажам, это приводит к осознанию значимости объектов природы для жизни каждого человека.

Продуктом данного проекта стала большая иллюстрированная «Книга о воде».

Проект «Поможем пернатым перезимовать».

Он осуществлялся в зимнее время года. Дети получили письмо от птиц с просьбой о помощи. Проблема проекта - с наступлением холодов нашим пернатым друзьям очень трудно выжить. И дети решили помочь птицам перезимовать. А чтобы им помочь, нужно своевременно развесить кормушки. Вместе с родителями дети принялись за дело. Мы организовали настоящие «столовые» для наших пернатых друзей. Фантазии родителей и детей превзошли самих себя. Каких только кормушек не появилось на территории детского сада. Во время проекта дети узнали, какой корм едят разные птицы. Они приносили хлеб, семечки, пшено, чтобы помочь зимующим птицам, - поправляли кормушки и насыпали корм. Гуляя на прогулке, мы с детьми наблюдали за появлением птиц на нашем участке, за их поведением. Было организовано чтение художественной литературы, заучивание стихотворений и песен про птиц, рассматривали серии картин «Как дети спасли птичку», играли в подвижные игры «Воробушки и автомобиль», «Птички в домике», «Совушка- сова», «Скачет, скачет воробей», сделали альбомы «Зимующие птицы», «Перелетные птицы». Главный итог проекта – кормушки на нашем участке, которые помогут птицам перезимовать и гордость за то, что внесли свой посильный вклад в спасение птиц.

Проект «Дикие и домашние животные»

В результате проведения данного проекта нам удалось сформировать у воспитанников знания о диких и домашних животных, развить устойчивый познавательный интерес к их внешности, особенностях жизни, дети самостоятельно оценивали их ценность для жизни каждого из нас, смогли установить причинно-следственные связи между образом жизни и средой обитания. Продуктом данного проекта стали книжки - малышки «Польза разных животных».

Анализируя нашу работу, мы пришли к выводу, что внедрение метода проектов в образовательный процесс детского сада, в том числе именно экологической направленности - это на сегодняшний день один из основных путей познания, который наиболее полно соответствует природе ребенка и современным задачам обучения и формирования мыслящих граждан нашего общества.

Публикации по теме:

Использование ИКТ технологий в экологическом воспитании дошкольниковИспользование ИКТ технологий в экологическом воспитании дошкольников Тип проекта: долгосрочный, творческий Участники проекта: воспитатель, воспитанники подготовительной группы «Золотая рыбка», воспитанники.

Инновационный опыт «Использование метода проекта в экологическом воспитании дошкольников» .

Использование художественной литературы в экологическом воспитании дошкольников Дошкольное детство - начальный этап формирования личности человека, его ценностной ориентации в окружающем мире. В этот период закладывается.

Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников Использование метода мнемотехники в экологическом воспитании и образовании дошкольников. Гагуа Н. А., воспитатель МБДОУ «Детский сад 38».

Опыт работы «Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников» Использование метода проектов в интеллектуальном развитии дошкольников (из опыта работы). Уникальным средством обеспечения сотрудничества,.

Консультация «Использование педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников» Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад «Сказка» Октябрьского муниципального района Костромской области с. Боговарово.

Обобщение опыта работы по теме «Роль дидактических игр в экологическом воспитании ребенка» Слайд Тема «Роль дидактических игр в экологическом воспитании ребенка» На протяжении 4 лет, я работаю над темой «Роль дидактических игр.

Использование метода проектов для повышения эффективности коррекционной работы в группе компенсирующей направленности «Рыбки» Использование метода проектов для повышения эффективности коррекционной работы в группе компенсирующей направленности. Выполнили: учитель.

Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников "Использование игровых технологий в экологическом воспитании дошкольников". Дошкольное детство – начальный этап формирования личности,.

Использование технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников. Экологические проекты Использование технологии проектирования в экологическом воспитании дошкольников Проект «Чудеса на огороде» Информационная карта проекта.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Из опыта работы «Использование метода проектов в экологическом воспитании дошкольников»
Опубликовано: 20 апреля 2019 в 18:25
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД