Папки-передвижки

Использование метода замещающего онтогенеза в работе учителя-логопеда ДОУ

Марина Роттер
Использование метода замещающего онтогенеза в работе учителя-логопеда ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы

Использование метода замещающего онтогенеза в работе логопеда ДОУ

В нейропсихологии детского возраста разработан системный подход к коррекции и сопровождению психического развития ребёнка. Метод замещающего онтогенеза – базовая нейропсихологическая технология коррекции, профилактики и абилитации детей с разными вариантами развития. Многие традиционные общепринятые психолого-педагогические методы, позволяющие эффективно воздействовать на тот или иной дефицит ребёнка непосредственно, по типу «симптом - мишень», во многих случаях перестали приносить результаты и в процессе обучения, и в процессе направленной коррекции.

Публикация «Использование метода замещающего онтогенеза в работе учителя-логопеда ДОУ» размещена в разделах

Идеология метода основывается на теории Александра Романовича Лурия о трех функциональных блоках мозга и учении Любовь Семёновны Цветковой о нейропсихологической реабилитации психических процессов.

Воздействие на сенсомоторный уровень с учетом общих закономерностей онтогенеза вызывает активизацию в развитии всех высших психических функций. Так как он является базовым для дальнейшего развития ВПФ, в начале коррекционного процесса предпочтение отдается двигательным методам, которые активизируют и восстанавливают и пространственные взаимодействия между различными уровнями и аспектами психической деятельности. Следовательно создается базовая предпосылка для полноценного участия этих процессов.

В качестве основополагающего в МЗО выступает принцип соотнесения актуального статуса ребенка с основными этапами формирования мозговой организации психических процессов и последующим воспроизведением тех участков онтогенеза, которые по тем или иным причинам не были эффективно освоены. Созревание различных структур мозга неодновременно. Основная цель МЗО – развитие нейро-психо-саматического обеспечения онтогенеза.

Метод замещающего онтогенеза (МЗО) - нейропсихолгическая технология, содержащая комплекс этапов (диагностика- профилактика-коррекция-абилитация-прогноз) психолого-педагогического сопровождения детей с различными типами развития: от вариантов нормативного и отклоняющегося до грубых форм патологического.

Нейропсихологическая коррекция представляют собой трехуровневую систему, Каждый из уровней имеет свою специфическую «мишень» воздействия и направлен на все три функциональных блока мозга.

1-й ФБМ- блок регуляции тонуса и бодрствования. Ведущими на этом уровне являются телесно-ориентированные методики. Основная мишень – когнитивные, эмоциональные, психосоматические факторы и процессы; инициируется и закладывается фундамент всех интегративных (подкорково-корковых, внутри-и межполушарных) систем мозга.

2-й ФБМ- блок приема и переработки информации

Обеспечивает взаимодействия с собой и внешним миром. Главной мишенью является преодоление асинхронии и искажений различных операциональных (когнитивных навыков и автоматизмов) факторов. Происходит создание предпосылок для полноценного формирования целостных психических функций (речи, памяти, пространственных представлений)и межфункциональных взаимодействий (письма, соматорефлексии, мышления). Приоритетны методы когнитивной коррекции, направленные на автоматизацию, стабилизацию, повышение функциональной возможности подкорково-корковых, внутри – и межполушарных взаимодействий ребёнка

3-й ФМБ-блок программирования, регуляции и контроля. Корригируются и формируются интегративные меж- и надфункциональные взаимодействия, закрепляются накопленные на прежних уровнях способы и алгоритмы использования обобщающей и регулирующей функции речи, интеллектуальных операций, произвольного внимания. Коррекция направлена на формирование функционального статуса лобных отделов мозга и их приоритетного активационно—тормозного влияния на все формы и уровни психической деятельности ребёнка.

Разделы книги соответствуют уровням психической деятельности, формируемым у ребенка. Требования к применению МЗО подразумевают единовременное включение в коррекционный процесс упражнений из I, II и III разделов. Время и количество применения методов изменяется в зависимости от исходного статуса ребенка. Чем глубже дефицит, тем больше внимания уделяется отработке I уровня, с постепенным переходом к следующему. Автоматизмы I уровня с успехом переходят в программы II и III уровней как составляющие любого из упражнений.

Занятия по нейропсихологической коррекции показаны ребенку, имеющему следующие проблемы: -родовая травма;-рождение с помощью кесарева сечения;-повышенный или пониженный мышечный тонус;-частые заболевания, в том числе бронхо-лёгочные, атопические дерматиты;-в анамнезе ПЭП, ММД, СДВГ, ЗПР, ЗПРР, гипертензивный синдром-мало ползал или не ползал совсем;-ходил на цыпочках;-поздно начал говорить;-гиперактивен или излишне медлителен; импульсивен, раздражителен, конфликтует с детьми;-быстро утомляется, с трудом засыпает; не сразу откликается и понимает обращенную к нему речь;-плохо запоминает;-пропускает, заменяет буквы, пишет их зеркально;-двигает ногами, языком, когда пишет и рисует;-часто отвлекается, не может сосредоточиться;- неуклюж, часто спотыкается, излишне травматичен.

Работать можно с детьми (и не только с детьми) всех возрастов, начиная с 4 лет, с любым типом онтогенеза : от «супернормы» до крайней «патологии». Частично можно применять и раньше в адекватном возрасту варианте.

Существуют ограничения и противопоказания для применения МЗО. Детям с повышенной эпилептической готовностью. не рекомендуют заниматься по этой программе дома, а так же в условиях детских учреждений без постоянного клинического сопровождения эпилептологом. Сопровождения требуют дети с генетическими синдромами. С осторожностью следует выполнять упражнения детям с дисплазией соединительной ткани, серьезной сердечной недостаточностью (только при сопровождения ведущего специалиста) и детям с бронхиальной астмой.

На базе «метода замещающего онтогенеза» разработан ряд программ. В них отражены поурочные схемы нейропсихологической коррекции. Каждая из программ реализуется по единому плану, который предполагает:

-предварительную диагностику и динамическое обследование детей в середине работы и по её завершению.

-занятия с детьми проводятся в течении 2,5-3 месяцев с периодичностью два раза в неделю (в целом 20-25 занятий)

-дополнительное (по необходимости) индивидуальное сопровождение ребёнка или (в тяжелых случаях) предварительные встречи в индивидуальном режиме.

-обязательную отработку в домашних условиях применяемых упражнений, -постоянное консультирование родителей с подробным объяснением целей и задач формирующего обучения.

Хочу более подробно остановиться и рассказать о Программе «нейропсихологическое сопровождение развития детей 5-12 лет» . Авторы: Пивоварова Елена Викторовна ; Колганова Валентина Станиславовна.

Фундаментом данной программы является МЗО, может применяться как на индивидуальных, так и подгрупповых занятиях. На отработку одного индивидуального занятия отводиться от 3 до 6 дней. Групповые проводятся 1-2 раз в неделю. С обязательной отработкой родителями домашних заданий. Важна четкая, повторяющаяся структура занятий: упражнения выполняются в том порядке, в котором они представлены. Продолжительность курса -24 занятия.

В начале курса занятий необходимо уделить большое внимание выработке правильного дыхания

-оптимизирует газообмен и кровообращение

-вентиляцию всех участков легких

-массаж органов брюшной полости

-способствует оздоровлению и улучшению самочувствия

-успокаивает и способствует концентрации внимания.

Способствует формированию базовых составляющих произвольной саморегуляции

Дыхательные упражнения всегда должны предшествовать самомассажу и другим заданиям.

Основным является полное дыхание, т. е сочетание грудного и брюшного. Выполняется сначала лежа, потом сидя и наконец стоя. Изолированно, затем с движением. Все упражнения выполняются по 3-5раз.

Далее примеры применения МЗО.

3е занятие. Ребенок выполняет дыхательные упражнение, скоординированные с движением. По команде взрослого «вдох» ребенок одновременно с вдохом поднимает прямую руку (ногу).

12-е занятие (середина)

Дыхание через одну ноздрю. Работает правая рука, левая лежит на левом колене. Дыхание медленное, глубокое. Выдох через широко открытый рот.

Смена руки.

«носочки-пятки-2» по команде взрослого «вдох-выдох»

Вдох через нос. Поднимает левую руку вверх, а правую вытягивает в сторону и встает на носочки. По команде «выдох» - выдох через открытый рот, одновременно опускается вниз и отводит левую руку назад, а правую поднимает вверх и встает на пятки-5 раз.

Глазодвигательные упражнения

- повышают угол обзора, расширяют зрительное поле,

-помогают устранить синкинезии.

В комплекс включены упражнения на отслеживание предмета (яркого наконечника ручки) по пяти основным направлениям: право, влево, вниз, вверх, к переносице; четырем вспомогательным (диагональным направлениям) на трех уровнях:

-голова всегда фиксирована.

-темп медленный (от 3 до 7 секунд)

-фиксация в крайних положениях.

-на расстоянии вытянутой руки ребенка;

-на расстоянии согнутой в локте руки ребёнка;

-около переносицы ребёнка.

-последовательность: лежа-сидя-стоя, с постепенным усложнением заданий.

Сначала движения выполняет взрослый, затем ребёнок самостоятельно.

Лежа. С помощью взрослого. Выполняется на трех уровнях.

Сидя. С помощью взрослого. Рот открыт. Язык двигается за глазами. 3 уровня.

Стоя. Ребёнок самостоятельно перемещает ручку. Рот открыт, язык двигается: глаза вправо-язык вверх, глаза влево-язык вниз, глаза вверх-язык вправо, глаза вниз- язык влево.

растяжки

- основаны на естественном движении

-должно быть ощущение мягкого растяжения, но не напряжения

-способствует преодолению разного рода мышечных дистоний, зажимов и патологических ригидных телесных установок

-способствуют оптимизации мышечного тонуса

-повышает уровень психической активности.

Лежа на спине - лежа на животе- стоя

Скручивание. Упражнение выполняется по команде взрослого. «раз» ребенок поднимает ноги, на счет «два» опускает справа «три» - прямые ноги, «четыре»- слева от себя-«пять» возвращает в середину «шесть»-исходное положение

«здравствуй, пол!»

«локоток -1»-лежа на животе-поднимать локоть правой руки; затем поднимать голову: поднимать локоть и голову.

«Цыганочка» ребенок попеременно стучит ладонями по коленям и пяткам. Повторяет отраженно за взрослым.

Правое колено-правая ладонь, левое колено-левая ладонь, правое колено-левая ладонь, левое колено –правая ладонь, правая пятка-правая ладонь, левая пятка- левая ладонь, правая пятка-левая ладонь, левая пятка-правая ладонь.

Упражнения двигательного репертуара

предоставлены в определенном порядке и

-повторяют последовательно те движения, которые требуются ребёнку на первом году жизни в качестве подготовки и осуществления всех этапов двигательного развития.

Происходит постепенное освоение пространства собственного тела. Отработка таких понятий, как «верх-низ», «впереди- позади», «право-лево», является хорошей профилактикой нарушений письма, чтения и счета.

Выполнение последовательно выстроенных движений предполагает постоянную тренировку на удержание программы, что обеспечивает формирование функции произвольного самоконтроля (саморегуляции).

Ползание на спине. Отталкивание двумя ногами одновременно.

Ползание на животе. Отталкивание двумя руками одновременно, ноги неподвижны.

Перекрё стные четвереньки:

-одноименные рука и нога

-разноименные рука и нога

Хождение у стены

-ноги наперекрёст, руки параллельно

(одноименные рука и нога, разноименные)

-хождение у стены. Руки наперекрёст, ноги наперекрёст (одноименные рука и нога, разноименные)

Программа «нейропсихологическое сопровождение развития детей 3-5 лет». Авторы: Колганов Сергей Николаевич; Фридрих Ирина Алексеевна.

Продолжительность курса составляет 16 занятий, рассчитана на ежедневное выполнение, каждое занятие должно выполняться 7-14 дней в зависимости от возраста, возможностей и успехов ребёнка. Дети до 5 лет выполняют упражнения с помощью взрослого. Дополнительные упражнения можно выполнять одновременно с основной программой, и в свободном режиме в зависимости от возможностей ребёнка. Многие упражнения и задания сопровождаются стихотворной речью, что способствует благоприятному эмоциональному фону и развивает речевую активность ребёнка.

Упражнения основного блока включают: дыхательные, глазодвигательные упражнения, упражнения на фитболе, игровой массаж, растяжки, ползание на спине и животе, хождение на четвереньках. Важна четкая повторяющаяся структура занятий, упражнения выполняются в том порядке, в котором они представлены.

Авторы Колганова Валентина Станиславовна, Пивоварова Елена Викторовна, Колганов Сергей Николаевич, Фридрих Ирина Алексеевна разработали следующие программы :

Программа «Развитие пространственных представлений детей 5-12 лет» Курс 24 занятия, 3-5 дней ежеднев. выполн.

Программа «Рисование двумя руками для детей 5-12 лет»

Курс 20 занятия, 3-7 дней ежедневного выполнения

Программ «Логопедические упражнения для детей 5-7лет»

Курс составляет 24 занятия, 3-7 дней ежедневн. выполнения

ПрограммМ. Е. Евлампиевой, Т. Н. Ланиной, М. В. Черенковой

Курс занятий с детьми 5 – 10 лет состоит из двух основных

частей и осуществляется двумя группами специалистов

составляет 20 занятия. (2,5-3 месяца)

Анна Владимировна Семенович предлагает каждому, кто стремиться к качественному использованию МЗО, применить его к себе, поскольку самонаблюдение – наиболее надежный метод овладения любым материалом»

Спасибо за внимание.

Прикреплённые файлы:

Публикации по теме:

Использование дидактических игр в работе учителя-логопеда «Использование дидактических игр в коррекционной работе учителя-логопеда». Цель: Создать благоприятные условия, стимулирующие процесс коррекции.

Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда Выступление на ППО. Тема: "Использование сказкотерапии в работе учителя-логопеда" Подготовила: учитель-логопед Адаричева Ф. Б. МБ ДОУ.

Использование инновационных технологий в работе учителя-логопеда В деятельности учителя-логопеда, направленной на коррекционно-развивающую работу с детьми, инновационные методы приобретают все большее.

Использование компьютерных технологий в работе учителя-логопеда Мы живем в век активного проникновения информационных технологий во все сферы жизни, в т. ч. в образование. Информационные технологии проникают.

Использование конструктора в работе учителя-логопедаИспользование конструктора в работе учителя-логопеда .

Использование лэпбука в работе учителя-логопеда на индивидуальном коррекционном занятии.Использование лэпбука в работе учителя-логопеда на индивидуальном коррекционном занятии. На индивидуальных коррекционных занятиях хорошо зарекомендовала себя универсальная папка - лэпбук, которая позволяет закрепить и систематизировать.

Использование нетрадиционных технологий в работе учителя-логопеда «Манкотерапия» Дети нынешнего века, познающие компьютерные технологии одновременно с освоением речи, ставят перед педагогом задачи совершенствования дидактических.

Использование элементов театрализованной деятельности в работе учителя-логопеда ДОУ Использование элементов театрализованной деятельности в коррекционной работе с детьми имеющими ТНР (ОНР) Дмитриева Е. С. учитель-логопед.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей ДОУ в комплексной работе с детьми с ОВЗ (опыт работы ДОУ)Взаимодействие учителя-логопеда, педагога-психолога и воспитателей ДОУ в комплексной работе с детьми с ОВЗ (опыт работы ДОУ) Ещё Л. С. Выготский отмечал, что дефект какого-нибудь анализатора или интеллектуальный дефект не вызывает изолированного выпадения одной функции,.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование метода замещающего онтогенеза в работе учителя-логопеда ДОУ
Опубликовано: 11 июля 2017 в 21:57
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование метода замещающего онтогенеза в работе учителя-логопеда ДОУ» (включая файлы) размещена пользователем Марина Роттер (УИ 132059) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД