Использование методов и приемов ТРИЗ в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Татьяна Янова
Использование методов и приемов ТРИЗ в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста

Использование методов и приемов ТРИЗ в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста.

Согласно вступившему в силу ФГОС, одна из первостепенных задач в дошкольных учреждениях – это воспитание детей, обладающих высоким творческим потенциалом. Но проблема заключается не в поиске одарённых, гениальных детей, а в формировании творческих способностей, развитии нестандартного видения мира у детей.

Одной из эффективных, на мой взгляд, педагогических технологий для развития творчества у детей является ТРИЗ.

Цель использования ТРИЗ – технологии в своей работе - это развитие творческой и мыслительной активности, умение самостоятельно находить ответы на вопросы, решать задачи, анализировать.

Задача ТРИЗ - технологии – это обучение способам самостоятельного добывания информации, которое возможно и через поисковую деятельность, и через организованное коллективное рассуждение, и через игры.

Свою работу по применению технологии ТРИЗ в образовательной деятельности я начала в 2011 году, после посещения в 2010 году ряда семинаров одного из авторов ТРИЗ Сидорчук Т. А. на базе д/с №453. Заинтересовалась технологией ТРИЗ. Изучила материал по данной технологии, соответствующую литературу.

Работу выстроила в трех направлениях: с детьми, с родителями, с педагогами-специалистами, в частности с учителем-логопедом, т. к. работаю в группе компенсирующей направленности.

Для успешного использования ТРИЗ- технологии начала создавать соответствующую предметно - развивающую среду: оформила зону, изготовила дидактические развивающие пособия.

Первым пособием стал «Гномик», универсальное пособие, представленное в виде образа человека, с обозначенными органами чувств. Дети интересовались, почему у него выделены сердце, уши и др. органы, обследовали свои органы, выяснили, что эти органы дают голове информацию о значениях признаков.

Следом появилось пособие «Круг признаков» для изучения и закрепления имен признаков. Так как дети в группе с общим недоразвитием речи, у большинства бедный словарный запас, я считаю, что это пособие способствует расширению и активизации словарного запаса детей,

Пособие универсальное используется на разных видах занятий, и как алгоритм для составления описательных рассказов и загадок.

Признаки мы с детьми изучали, используя технологические карты, начиная от простых (форма, цвет, размер и т д, к сложным (время, вес, направление и др.).

Сначала ребята находили признак в помещении, затем вместе рисовали обозначение, помещали его на круг.

Следующим пособием стали «Умные качели», пособие помогает научить детей устанавливать причинно-следственные связи, развивает связную монологическую речь.

Пособие «Природный и рукотворный мир» - учит детей классифицировать объекты природы и рукотворного мира, обосновывать свои действия, устанавливать причинно следственные связи, систематизировать знания детей, о том, что создано человеком, а что природой.

Пособие «Круги Луллия» вносит элемент игры в занятие, помогает поддерживать интерес к изучаемому материалу. Игра развивает внимание, творческие способности, эмоциональную отзывчивость, речь и интеллект.

Пособие «Волшебный экран» (СО) Пособие формирует у детей умение системно мыслить по отношению к любому объекту, расширяет кругозор, обогащает словарь, развивает связную монологическую речь, развивает творческое воображение. Прослеживание предмета во времени есть нечто иное, как маленькая исследовательская работа.

Постоянно пополняю предметно-развивающую среду различными пособиями, играми.

Развитие познавательных процессов и способностей в дошкольном возрасте происходит посредством дидактических игр.Я начала такую работу с простых игр и упражнений: «Дорисуй»; «Составь картинку из геометрических фигур»; «На что это похоже?»; «Найди сходства»; «Найди различия»; упражнения со счетными палочками (построй домик из 6, 12 палочек и др.); отгадывание и составление загадок.

Следующим этапом внедрения ТРИЗ стало знакомство детей с играми "Хорошо-плохо", "Наоборот", «Теремок», «Да-нетка», позволяющими развивать речевую активность детей.

Все пособия и игры дети могут использовать в самостоятельной деятельности.

ТРИЗ – технологию я использую практически во всех видах деятельности (как в образовательной, так и в играх и режимных моментах).

Занимаясь по технологии ТРИЗ, учу детей мыслить самостоятельно, решать поставленные перед ними задачи. Считаю, что занятия с применением элементов ТРИЗ снимают чувства скованности, преодолевается застенчивость, постепенно развивается фантазия, логика мышления, воображение. ТРИЗ дает возможность проявить свою индивидуальность, учит детей нестандартно мыслить.

В работе применяю различные формы работы с детьми:

- занятия: в форме дид. игры, игры-путешествия, КВН, викторины и другие;

- в повседневной деятельности использую: целевые прогулки, дид. и сюжетные игры с использованием предметно-схематических моделей, опыты, эксперименты.

Занятия строю по правилу: Минимум сообщения информации, максимум рассуждений. Обсуждение проблемных ситуаций – мозговой штурм. (Метод решения проблемы на основе стимулирования творческой активности, при котором участникам обсуждения предлагают высказать как можно большее количество вариантов решений, в том числе самых фантастичных. Затем из общего числа высказанных идей отбирают наиболее удачные).

Начинаю занятия с детьми с постановки проблемы, поиска,цепочки вопросов:

Как? Откуда? Зачем? Для чего? Чем можно заменить? Чем хорош? Чем плох? Чем полезен? Чем неудобен? Что делать? Где можно использовать? Как быть если?

Для развития познавательного интереса у детей применяю активные методы и приемы:

- методику предметно-схематических моделей;

- метод эмпатии;

- метод маленьких человечков;

- технологию экспериментирования;

Метод предметно-схематических моделей (мнемотехника) - система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы – рисунки дети легко воспроизводят текстовую информацию;

Метод эмпатии - прием,активизирующий детскую фантазию: оживление, увеличение, уменьшение степени воздействия объекта и т. д.

Метод маленьких человечков (ММЧ)— моделирование процессов, происходящих в природном и рукотворном мире между веществами (твердое – жидкое –газообразное).

Технология экспериментирования - интеграция опытно- экспериментальной деятельности и ТРИЗ технологии, которая способствует развитию у детей познавательной активности, любознательности, стремления к самостоятельному познанию и мышлению.

Положительных результатов в работе с детьми можно достигнуть только в тесном взаимодействии с семьей. На начальном этапе в своей работе с родителями познакомила их с методом ТРИЗ через беседы, консультации.Темы консультаций: «ТРИЗ в детском саду и дома», «Дидактические игры, направленные на развитие речи детей, предлагаемые методикой ТРИЗ», «Нетрадиционные способы рисования». Это способствовало установлению контакта и дальнейшего тесного сотрудничества с родителями. Родителей удивили новые способности их детей. Они отметили, что дети не просто играют, а обследуют объекты, размышляют, умеют подобрать нужные слова. Родители дали положительную оценку использованию новой технологии в обучении их детей.

Вывод. В результате использования в работе методов ТРИЗ у детей возникло положительное эмоциональное отношение к занятиям, возросла познавательная активность и интерес; они стали проявлять большую активность в принятии самостоятельных решений. Помимо этого у детей расширился кругозор, появилось стремление к новизне, к фантазированию; обогатилась речь, она стала наиболее образной, дети смело используют нетрадиционные приемы рисования.

Публикации по теме:

Использование методов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста Не секрет, что именно дошкольное детство – один из самых важных этапов в жизни ребенка. В этот период ребенок активно познает окружающий.

Использование игровых методов и приемов в художественно-эстетическом развитии детей Дошкольный возраст – наиболее целесообразный период для эстетического и художественного развития, так как именно в этом возрасте дети обладают.

Использование нетрадиционных методов и приемов в продуктивной деятельности с применением конструктора «Кукуруктор»Использование нетрадиционных методов и приемов в продуктивной деятельности с применением конструктора «Кукуруктор» Целевая аудитория: Педагоги дошкольных учреждений и учреждений дополнительного образования детей дошкольного возраста. 2 слайд Цель: Повышение.

Использование приёмов ТРИЗ — технологии в работе с детьми дошкольного возраста 2 слайд Идея создания программы ТРИЗ (теория решения изобретательских задач) принадлежит Генриху Сауловичу Альтшуллеру, изобретателю, писателю.

Использование пуговицы в образовательной деятельности с детьми среднего и старшего возраста Прикладное использование пуговицы в процессе НОД. История пуговицы насчитывает более 3 тыс. до нашей эры. Несмотря некоторую забытость внимания.

Использование элементов ТРИЗ в экологическом образовании детей старшего дошкольного возраста В дошкольном возрасте территория познания детей резко расширяется. Ребенок начинает понимать, что мир, в котором он живет - огромный, многообразный.

Календарно-тематическое планирование по применению методов и приемов ТРИЗ в изодеятельности дошкольников Применение методов и приемов ТРИЗ в ИЗО деятельности дошкольников (младшая группа) Название методов и приемов. Темы занятий. Задачи и.

Мастер-класс «Использование квест-технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста» Добрый день уважаемые коллеги. Тема мастер-класса «Использование квест – технологии в образовательной деятельности с детьми дошкольного.

Материал к педагогическому совету «Применение методов ТРИЗ в совместной деятельности с детьми» Что самое страшное для педагога с точки зрения его профессионального развития? Привычка. Привычка загоняет нас в наезженную колею, заставляющую.

Использование нетрадиционных методов и приемов работы с детьми раннего дошкольного возраста в адаптационный период Конспект Тема «Использование нетрадиционных методов и приемов работы с детьми раннего дошкольного возраста в адаптационный период».

Библиотека изображений:
  • Цифры
  • Изучаем цвета
  • Космос
Автор публикации:
Использование методов и приемов ТРИЗ в образовательной деятельности с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 27 апреля 2018 в 21:17
+33Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 13.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Результаты международного конкурса «Лучший педагог года» 2020
Определены победители ежегодного международного конкурса "Лучший педагог года 2020", проводимого в шестой раз на МААМ. В конкурсе приняло участие 55 494 педагогов, опубликовавших 171 598 учебных материалов...
26 января. День Австралии

Самому маленькому континенту на нашей планете посвящен очередной тематический день. Воспользуйтесь специальной подборкой интересных игр и занятий, чтобы рассказать детям про Австралию и познакомить со...

25 января. День мезенской росписи

Народные умельцы при создании мезенской росписи использовали всего два цвета: красный и чёрный, однако их работы получались очень красивыми. А главное – самобытными. На занятиях очередного тематического...

Детский мастер-класс «Цветы в вазе для Татьян» с использованием природного материала
Татьянин день. День святой мученицы Татьяны. День студента. В этот день мы поздравляем всех женщин с именем Татьяна с днём ангела. В нашем детском саду...
Прогулка в старшей группе «Здравствуй, долгожданная Зимушка-зима»
Всем пользователям образовательного портала Маам доброго вечера. Сегодня я хочу предоставить вашему вниманию нашу прогулку. Цели: -формировать представления...
Проект для детей старшей группы «Подводный мир»
I. Информационная карта проекта. Проект: «Подводный мир». Авторы проекта: Глухова Ю. С, Быкова А. С Продолжительность проекта: среднесрочный Вид...