Папки-передвижки

Использование методов проектирования в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста

Ирина Глазкова
Использование методов проектирования в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы

Каждый дошкольник –маленький исследователь, с радостью и удивлением открывающий для себя окружающий мир. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность,тем более она значима для ребёнка. Дошкольники прирождённые исследователи. И, поэтому, подтверждение –их любознательность, постоянное стремление к эксперименту, желание самостоятельно находить решение к проблемной ситуации.

Особое внимание при работе с детьми дошкольного возраста следует уделять воспитанию бережного отношения к природе, формированию умения соблюдать элементарные правила поведения при взаимодействии с природой.

Публикация «Использование методов проектирования в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

На современном этапе основная цель экологического образования- не просто формирование теоретических знаний, а формирование определённого отношения к природе, экологического сознания. Этот процесс невозможно осуществить на основе представления только фактов. Именно поэтому проектно-исследовательская деятельность занимает важное место в процессе экологического образования дошкольников.

Для решения целей и задач, определённых ФГОС внедряем проектную деятельность в образовательный процесс нашего ДОУ. Метод проекта актуален и очень эффективен. Основой проекта служит самостоятельная, исследовательская, познавательная, игровая, творческая деятельность детей, педагогов, родителей. В результате совместной деятельности родители становятся участниками образовательного процесса. Работу над проектом строим следующим образом. Сначала определяем тему (объект проектной деятельности, для этого выделяется какая-либо проблема. Далее продумывается способ разрешения выделенной проблемы. Так рождается идея. Следующий этап проектной деятельности- это постановка цели и определение задач для её осуществления. Далее идёт работа по составлению плана реализации проекта. Практическая деятельность по реализации проекта осуществляется по трё м направлениям: деятельность педагога, самостоятельная деятельность детей и взаимодействие с семьёй. Завершающим этапом проектной деятельности является формулировка выводов.

Работая над проектном по экологии, прежде всего, я ставлю главной задачей –создание развивающей экологической предметной среды в группе. В нашем ДОУ есть такие природные объекты как фруктовый сад,огород, цветник. Эти экологические пространства позволяют проводить с детьми разнообразную эколого-педагогическую работу в разное время года. Дошкольники находятся в постоянной смене видов деятельности. Это позволяет избежать перегрузок и поддерживать устойчивый интерес ко всем видам и формам работы с детьми в детском саду.

Наиболее увлекательной для детей является тема о лете. Сколько радости приносят детям игры с песком и водой, солнечные ванны, хождение босиком по траве, обливание водой. Как же сделать жизнь детей в этот период содержательной, познавательной и интересной? Как организовать деятельность детей так, чтобы это время стало для детей незабываемым? Решить эти вопросы помог творческий проект «Здравствуй лето!» Основная цель проекта : Эффективное использование летнего периода для всестороннего развития дошкольников. Одной из важных задач проекта : Использование комплексного подхода в развитии экологической культуры дошкольника. Участниками проекта, осуществляемого в течении летнего периода стали педагоги, воспитанники старшей группы, а также их родители. Тематику определяли в зависимости от природных изменений каждого летнего месяца. В июне проводили работу с детьми по следующим темам: «Признаки лета», «Наши братья меньшие». В июле - «Солнечный денёк», «Водичка». В соответствии с поставленными задачами проекта использовали интеграцию разных видов деятельности: коммуникативной, познавательно-исследовательской, игровой, продуктивной, двигательной, трудовой.

При реализации практического этапа с детьми организовывались дидактические игры по экологии «Что изменилось?», «Найди предмет по описанию?», «Когда это бывает?», «Собери цветок», «Собери из частей целое». Проводили беседы о растениях «Растения летом», «Как выращивают растения», «Первые цветы». Читали художественную литературу, трудились на цветнике и огороде, наблюдали за деревьями. Рассказывали о деятельности человека в природе (посадил, ухаживал, и природа отблагодарила урожаем). При наблюдениях проводились дидактические игры: «Что растёт на огороде?», «Найди растения по листку»… После проведённых наблюдений, свои впечатления дети отражали в самостоятельной творческой деятельности: в лепке, аппликации, рисунке.

Для того чтобы дети видели как растут цветы, на территории нашего детского сада создан цветник. В цветнике дети знакомились с названиями цветов, рассматривали строение цветка: корень, стебель, лист, цветок, ухаживали за ними, рыхлили землю в клумбах, пропалывали и собирали сорняки.

Рассматривая клумбу с цветами на участке, свои впечатления дети отразили в альбоме рисунков «Цветы», работали с раскрасками на летнюю тему, рисовали по трафаретам цветы, траву, насекомых. Зарисовывали свои наблюдения за природными объектами в альбоме. Вместе с детьми делали композиции из сухоцветов.

В ходе целевых прогулок к экологическим объектам знакомили детей с нормами поведения в природе.

После проведения разных видов деятельности – обязательно проводилось обсуждение по вопросам: Что нового узнали? Чему научились? Что сделали своими руками?

Заключительный этап предусматривал презентацию проекта. С этой целью был организован праздник «Волшебные цветы лета». Итогом было оформление совместной коллективной работы на тему : «Цветочная поляна».

По итогам реализации проектов были достигнуты положительные результаты. Каждый ребёнок, участвующий в проекте испытывал чувство гордости за достигнутый результат.

Таким образом, взаимосвязь и проведение разнообразных видов деятельности: речевой, познавательной, художественно-продуктивной, исследовательской в рамках проекта «Здравствуй,лето» способствовала развитию экологической культуры у детей старшего дошкольного возраста.

Публикации по теме:

Формирование и развитие математических способностей в дошкольном возрастеФормирование и развитие математических способностей в дошкольном возрасте Очень часто мы, взрослые, спешим что-то сделать за ребенка, ответить на любой вопрос. Но всегда ли это оправдано? Набор готовых знаний.

Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Аппликация имеет большое значение для обучения и воспитания детей дошкольного возраста. Она способствует формированию и развитию многих.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование методов проектирования в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 10 февраля 2015 в 22:33
+10Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование методов проектирования в процессе экологического воспитания детей старшего дошкольного возраста» (включая файлы) размещена пользователем Ирина Глазкова (УИ 175795) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД