Мунаев Вадим
Использование мифологии в воспитании детей младшего школьного возраста. Из опыта работы
учебного объединения «Основы этики»)
Общеизвестно, что целью воспитания является формирование нравственно устойчивой, цельной личности и любая нравственная система начинается с оценки субъектом окружающей действительности и самого себя. Оценка эта распределяет объекты по категориям добра и зла, называя не относящиеся ни к тому, ни к другому безразличными. Родовыми для понятия добра и зла выступают понятия положительного и отрицательного, которые очень ярко проявляются в мифологии наших предков.
Действительно, мифологическое мышление четко разделяет мир на две сферы: доброе и злое.
Публикация «Использование мифологии в воспитании детей младшего школьного возраста, Из опыта работы» размещена в разделах
- Консультации для педагогов и воспитателей
- Опыт работы, практика
- Школа. Материалы для школьных педагогов
- Темочки
Так же жестко, без переходов и полутонов к добру, относится например – ласка, свет, день, жизнь, тепло и т. д., а к злу соответственно – грубость, тьма, ночь, смерть, холод и т. д. Это противопоставление довольно часто наблюдается в восточнославянских мифах, что позволяет оценивать негативно или позитивно поступки людей, создавая таким образом «почву» для одобрения или осуждения на основе этических критериев, например – честного и бесчестного, достойного, достойного и недостойного и недостойного и т. д.
Много примеров таких поступков можно обнаружить рассматривая мифологию славян, которая содержит множество примеров поступков, которым подрастающее поколение может подражать вследствии высоких нравственных качеств многих персонажей мифологии.
Народная мудрость заложила в мифологию жизненные ценности (здоровье, достаток, уважение окружающих, «Божью благодать», и другие).
Необходимость донести эти ценности до сознания ребенка, побудила создать и внедрить образовательную программу. Ее название «Основы этики».
Срок реализации учебной программы – 2 года. Занятия проходят на базе Ставропольского Детского творчества (Гуманитарно-медийный центр). Рассчитана программа на образование и воспитание детей 7– 11 летнего возраста в системе дополнительного образования детей.
Специфика учебно-воспитательного процесса обусловлена содержанием тем данной программы, которая затрагивает все стороны нравственного воспитания, но прежде всего общественную мораль, необходимость внедрения норм общественного нравственного сознания в индивидуальный мир каждого ребенка и соответственно, в его поведение.
Набор в учебные объединения является добровольным и открытым.
Обучение этике процесс сложный и многоступенчатый (поэтому в программе на ее реализацию отводится 2 года) Предметом этой науки выступает нравственность (мораль, которая прививается ребенку посредством воспитания, в неразрывной связи с образованием.
Освоение программы «Основы этики» предполагает получение системы знаний теоретической и ряда областей прикладной этики. (Например, знания основ этики общения, этикета и др.).
Помимо изучения правил хорошего тона, ряд тем программы обращаются к изучению этики, традиций и истории народов Северного Кавказа (в том числе рассматривается этика, история и культура восточных славян. Одним из средств «раскрытия» данного раздела программы программы (т. е. «донесение» содержания до каждого ребенка, являются знания в области мифологии славян и их последующая этическая интерпретация, имеющая большое воспитательное значение.
Содержание ряда тем данной программы связано с мифологемами славян и предполагает многообразие форм проведения занятий этого раздела программы. Детский возраст верит в чудо, сказки, мифы – поэтому данный раздел находит отклик в детских душах. Ведь восточнославянская мифология (также как и русские сказки, например) учит вере в добро, умению отличать плохое от хорошего, т. е. формирует этические принципы человека.
Формы обучения, предусмотренные при изучении мифологии восточных славян двух видов – ведущие и сопутствующие:
1) Ведущие формы обучения:
А) Лекции (Например, о «высшей» и «низшей» мифологии)
Б) Практическое занятие (например, выпуск стенгазеты с занимательными статьями: «Знаете ли Вы?»)
В) Семинар ( Различные темы: «Славянская мифология и приметы» или и др.)
2) Сопутствующие формы обучения:
А) Тематические экскурсии (Например, в выставочные залы Союза художников или музей изоискусства)
Б) Индивидуальные занятия (реализуется индивидуальная программа подготовки к научной конференции МАН «12 шагов к успеху» с подготовкой научных работ по данной теме)
В) Участие в конференции МАН, конференции «Старт в науку», «ЮНК» и др. (Рефераты, посвящены широкому кругу вопросов мифологии)
Г) Симпозиум (Тематика соответствует проблематике мифологии)
Д) Диспут (Посвящены истории и содержанию мифологии)
Е) Олимпиады (На знание персонажей и сюжетов славянских мифов)
Ж) Конкурсы (с элементами театральных представлений) посвящённые т. н. «сакральным» дням: январь- колядование, март- закликанье весны, обряды Масленицы, апрель- Егорьев день, май- Ярилин день, июнь- русальная неделя, июль- день Перуна, сентябрь- «свадьба свечи» и др.
О некоторых из используемых в объединении методах изучения мифологии :
1. Проблемная ситуация (Как правило, это анализ исторических событий в контексте известных мифологем. Постановка этических проблем выполняет и обучающую, и в особенности воспитательную задачу.
2. Рассказ- где акцент делается на конкретных фактах (содержание мифов). Как правило рассказ сочетается с другими методами (Демонстрация, иллюстрация). Демонстрируется как правило, домашняя утварь восточных славян, статуэтки богов и т. д. Иллюстрация- это, обычно репродукции с изображением богов, мифологических существ, героев славянских мифов и других персонажей.
3. В заключении, необходимо сказать о том, что именно миф явился основным источником формирования этики как науки в период её возникновения и становления.
Миф обладает удивительной способностью осмыслять противоположность между добром и злом, что является важнейшей целью этики, неслучайно древнейшие этические системы сложились в тех культурах, которые придали особое значение сохранению священных и канонических текстов мифологии : Вед, этических поэм «Махабхарата» и «Рамаяна» в Индии; «Книги песен» и «Книги преданий» в Китае, эпических поэм Гомера и Гесиода у эллинов на протяжении многих веков эти тексты переписывались и заучивались в учебных заведениях и служили важнейшими нравственными ориентирами для многих поколений.