МААМ-картинки

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми старшего возраста (1 фото)

Светлана
Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми старшего возраста

методическая разработка по развитию речи.

Одним из направлений развития речи детей является разучивание стихотворений. Мною используются традиционные и нетрадиционные способы разучивания стихотворений. Традиционный способ заучивания стихотворений состоит из нескольких этапов:

Подготовительный этап.

Публикация «Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми старшего возраста» размещена в разделах

Для начала нужно создать определенное эмоциональное, поэтическое настроение, соответствующее стихотворению. Например, если стихотворение про осень: на прогулке в д/саду, рассмотреть деревья, рассказать о явлениях осенних: листопад, туман, «бабье лето»; рассмотреть картинки в книге, поговорить о том, что ребенку нравится в осени. Попутно объяснить слова, которые могут быть не знакомы ребенку и встретятся в стихе.

Выразительное чтение стиха педагогом: педагог выразительно прочитывает стихотворение и делает небольшую паузу, чтобы ребенок мог осмыслить стихотворение. На этом этапе не ставится задача запомнить стихотворение!

Обсуждение.

Педагог задает ряд вопросов по содержанию стиха:о чем стихотворение; понравилось ли тебе; что запомнилось из стихотворения; какими словами начинается и заканчивается стихотворение; что описывается в стихотворении; кто главный герой; какой он; что делает? и т. д.

Педагог повторно читает стихотворение с установкой на запоминание.

Далее ребенок воспроизводит стих, а педагог немного помогает (подсказывает первые слоги слов, слова).

Затем при необходимости еще раз читает педагог и ребенок повторяет.

Воспроизведение стиха ребенком.

Для полного запоминания необходимо около 8-10 повторений в разные промежутки времени. Поэтому можно ненавязчиво попросить ребенка рассказать стих на следующий день, вечером папе и так далее.

Одним из нетрадиционных способов разучиваний-это мнемотехника.

Мнемотехника — это совокупность правил и приёмов, облегчающих процесс запоминания информации и увеличивающих объём памяти путём образования искусственных ассоциаций.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Начинается работа с простейших мнемоквадратов. Так проводится работа над словом. Например, даётся слово «мальчик», его символическое обозначение. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Для 3-5 лет необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: солнышко – жёлтое, небо – синее, огурец – зелёный. В старшем дошкольном возрасте можно давать детям – чёрно-белые мнемотаблицы. Дети постепенно понимают, что значит «зашифровать слово». Затем последовательно переходим к мнемодорожкам. Потом переходим к поэтапному кодированию сочетаний слов, запоминанию и воспроизведению предложений по условным символам. И позже к мнемотаблицам. Количество ячеек в таблице зависит от сложности и размера текста, а также от возраста ребёнка.

Мнемотаблицы – это схемы, в которые заложена определенная информация. Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на: развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления; перекодирование информации, т. е. преобразование абстрактных символов в образы; развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблицы, служат дидактическим материалом в работе по развитию связной речи детей, для обогащения словарного запаса, при обучении составлению рассказов, пересказов, отгадывание загадок, заучивании стихов.

Целью является, развивать зрительную и речеслуховую память, активизировать словарь по определённой лексической теме.

При использовании в своей работе наглядное моделирование, мы учим детей: добывать информацию, проводить исследование, делать сравнения, составлять четкий внутренний план умственных действий, речевого высказывания;

формулировать и высказывать суждения, делать умозаключения;

применение наглядного моделирования оказывает положительное влияние на развитие неречевых процессов: внимания, памяти, мышления.

Использование опорных рисунков для обучения заучиванию стихотворений увлекает детей, превращает занятие в игру.

Этот метод наиболее эффективен для дошкольников старшего возраста. Так как, в дошкольном возрасте преобладает наглядно – образная память и запоминание носит непроизвольный характер. Зрительный же образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания, сопровождающегося просмотром рисунков, позволяет значительно быстрее запомнить текст.

На первом этапе следует подбирать опорные картинки к стихотворению на каждую строчку. Картинки должны быть яркими и узнаваемые. При чтении стихотворения картинки выставляются на магнитную доску. После прочтения дети воспроизводят стихотворение по опорным картинкам.

Особенность методики заключается в том, что применяются не изображения предметов, а символы, что значительно облегчает детям поиск и запоминание слов, так как символы максимально приближены к речевому материалу.

Настоящая методика очень актуальна, хорошо себя зарекомендовала и имеет высокую эффективность в работе с детьми. Она основывается на том, что мозг человека гораздо проще опирается на образы, когда человек в своём воображении соединяет несколько образов, мозг фиксирует эту взаимосвязь. Затем при припоминании одного мозг воспроизводит все ранее соединённые образы. Другими словами, если ребёнку сложно запомнить строки стихотворения, то с нарисованными к нему образными картинками эффективность запоминания увеличивается на порядок.

На начальных этапах работы педагог вместе с детьми заполняет таблицу, на более поздних — дети самостоятельно её заполняют, т. е. придумывают ассоциации. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания.

Описание методики

1. Выразительное чтение стихотворения, сообщение о том, что дети будут учить его наизусть;

2. Беседа по содержанию стихотворения, выяснение основной мысли, словарная работа;

3. Воспитатель читает отдельно каждую строчку или две (или отдельное слово, Ребёнок придумывает ассоциациативный образ (картинку) и зарисовывает её (либо рисует педагог).

4. Дети рассказывают стихотворение, опираясь на придуманные образы

5. Дети рассказывают стихотворение без помощи мнемотаблицы.

Процесс запоминания разделяется на четыре этапа:

- кодирование элементов информации в зрительные образы;

- собственно сам процесс запоминания;

- запоминание последовательности информации;

- закрепление информации в мозге.

Представляю мнемотаблицу, придуманную мною и детьми к стихотворению «Весна» Н. Родивилина

Пускай сугробы во дворе

И снег почти не тает

Сегодня март в календаре

Весна в права вступает.

Готовы прыгать к небу мы

И щебетать как птицы,

Последний день зимы

Оторваны странички.

Теплее стало на душе

Веселью нет преграды,

Улыбки наши до ушей

Весне мы очень рады!

Также я использую мнемотаблицы из открытых источников сети интернет.

Вывод: в овладении приемами работы с мнемотаблицами, мы не только заучиваем стихотворение наизусть, но и тем самым развиваем и речь и основные психические процессы - память, внимание, образное мышление. Мнемотехника помогает сделать процесс запоминания стихотворений в нашем случае более простым, интересным, творческим.

Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми старшего возраста

b][/b]

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных технологий в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста с ТНР МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД КОМБИНИРОВАННОГО ВИДА «ЛАСТОЧКА» ОПЫТ РАБОТЫ учителя-логопеда.

Использование техники «Модульное оригами» в работе с детьми старшего дошкольного возраста «Использование техники «модульное оригами» в работе с детьми старшего дошкольного возраста» Мастер-класс для педагогов «Использование техники.

Использование игровых технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста Одна из важнейших задач воспитания ребенка – это формирование мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое.

Использование логоритмики в коррекционной работе с детьми старшего дошкольного возраста с ОНР В настоящее время отмечается резкое увеличение детей с проблемами речи. Особое значение в дошкольный период придается развитию связной речи,.

Использование мнемотаблиц в подвижных играх со словами с детьми с замедленным психическим развитием (ЗПР)Использование мнемотаблиц в подвижных играх со словами с детьми с замедленным психическим развитием (ЗПР) Подвижная игра – незаменимое средство пополнения ребенком знаний и представлений об окружающем мире, развития мышления, смекалки, ловкости,.

Использование мнемотаблицы при разучивании стихотворения о лете с детьми средней группыИспользование мнемотаблицы при разучивании стихотворения о лете с детьми средней группы Использование мнемотаблицы при разучивании стихотворения о лете с детьми средней группыЦель: заучить с детьми стихотворение, используя прием.

Мастер-класс для родителей по речевому развитию «Заучивание стихотворений с помощью техники составления мнемотаблиц» Подготовила: Беляева Марина Алексеевна – воспитатель МБДОУ №26 г. Сыктывкара. Описание: данный мастер-класс предназначен для воспитателей.

Подборка стихотворений об осени для детей старшего дошкольного возраста Осень Осень, Осень. Солнце В тучах отсырело - Даже в полдень светит Тускло и несмело. Из холодной рощи В поле, На тропинку, Выдуло зайчонка.

Конспект занятия по разучиванию стихотворений с помощью мнемотаблиц «Мойдодыр в гостях у детей. КГН» «Мойдодыр в гостях у детей» Программное содержание: Продолжать воспитывать привычку следить за своим внешнем видом, пользоваться предметами.

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по средствам мнемотаблиц Тема: Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста с ОВЗ по средствам мнемотаблиц. Всем хорошо известно, что никто не хочет.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотаблиц при разучивании стихотворений с детьми старшего возраста
Опубликовано: 15 ноября 2019 в 00:42
+15Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 марта. Всемирный день воды. Передвижка о воде и видах водоемов

22 марта мы отмечаем экологический праздник «Всемирный день воды», он должен напомнить нам о важности водных ресурсов и необходимости сохранять водные запасы планеты.

21 марта. Всемирный день поэзии. Передвижка «Зачем и как учить стихи»

21 марта во всем мире празднуется День поэзии. Этот праздник отмечают поэты и все любители поэтического творчества. Недаром датой его празднования был выбран день весеннего равноденствия, как самая...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД