МААМ-картинки

Использование мнемотехники как эффективное средство развития звукопроизношения на этапе автоматизации звуков в чистоговорках

ольга шишкина
Использование мнемотехники как эффективное средство развития звукопроизношения на этапе автоматизации звуков в чистоговорках
▼ Скачать + Заказать документы

«Использование мнемотехники, как эффективное средство развития звукопроизношения на этапе автоматизации звуков в чистоговорках и стихах»

В последние годы в системе образования произошли изменения; принят «Закон об образовании РФ», и поэтому дошкольное образование стало первым уровнем в образовании.

Публикация «Использование мнемотехники как эффективное средство развития звукопроизношения на этапе автоматизации звуков в чистоговорках» размещена в разделах

И все требования, которые учитываются в законодательстве в работе логопеда на современном этапе - это пересмотреть свою деятельность с появлением новых технологий и подходов в организации своей работы.

Особенностью ФГОС начального общего образования детей с нарушение речи является то, что именно выбор индивидуального образовательного маршрута дают конкретному специалисту, который будет работать с этим ребёнком. Ведь и от запросов родителей и от индивидуальных особенностей ребёнка; его физического и психического развития будет строиться этот маршрут. И чем сложнее структура дефекта, тем больше вариативной становиться программа, где идёт формирование всех жизненно важных и необходимых навыков. Для дошкольников с речевыми дефектами – это программы Т. Б. Филичевой, Г. В. Чиркиной, Г. А. Каше. В остальных случаях мы можем наблюдать только примерные рекомендованные варианты логопедов-практиков, которые выстраивают свою коррекционную работу с учётом того, какие дети пришли к ним в образовательное учреждение.

В одном из пунктов ФГОС (2.6) выделены образовательные области:

социально-коммуникативное

познавательное

речевое развитие

художественно-эстетическое

физическое развитие.

Мне хочется остановиться на речевом развитии. Речевое развитие выделено в отдельную область, но если посмотреть в целом, то мы можем проследить взаимосвязь со всеми остальными областями. Ведь развитие общей моторики, мелкой моторики и артикуляционной моторики в коррекции дизартрии у детей проводиться не только на логопедических занятиях, но и на физкультурных занятиях. В художественно-эстетическом развитии мы можем проследить работу музыкального руководителя и логопеда, а это в свою очередь подразумевает занятия по логоритмике. Мы знаем, что включает в себя речевое развитие :

владение речью как средством общения

обогащение активного словаря

развитие связной речи

развитие звуковой культуры речи и фонематического слуха

знакомство с художественной литературой

Поэтому с уверенностью можно сказать, что в данной области есть все направления работы, с которыми сталкивается логопед. А уже содержание работы в целом будет зависеть от того, с кем нам предстоит работать; от возрастных и индивидуальных особенностей развития ребёнка. В ФГОС ДО сказано, что основа лежит в поддержании разнообразия детства через создание условий развития способностей каждого ребёнка. И каждый ребёнок будет развиваться именно тем темпом развития, который свойствен только ему. Наши современные дети очень сильно отличаются от нас, поэтому нам всё труднее найти точки взаимодействия между ребёнком и родителем, ребёнком и педагогом, родителем и педагогом. В данное время всё чаще можно видеть безразличие к речевой деятельности, которое предполагает постоянное упорство и усердие, особенно это касается детей с речевыми дефектам. У детей с речевыми дефектами может наблюдаться пониженная работоспособность, неустойчивое психо - эмоциональное состояние; поэтому многие занятия для них- это подчас сложное испытание, которое им предстоит одолеть. А что может заинтересовать такого ребё нка на занятии у логопеда: интересные логопедические пособия, красивые и яркие картинки или это может быть увлекательная дидактическая игра? Ведь заинтересовать ребёнка можно только тогда, когда он чем-то сильно увлечён.

Одной из нетрадиционных форм логопедической работы с детьми является мнемотехника, а если использовать её на этапе автоматизации звука; при запоминании чистоговорок и стихов, то это даёт куда большей результат, чем просто механическое заучивание. И если заглядывать вперёд, то можно отметить, что ум ребёнка находиться на кончиках пальцев, так сказал В. А. Сухомлинский. А всё дело в том, что используя мнемотехнику, мы вместе с ребёнком схематически зарисовывая стихотворения и чистоговорки, как бы ещё и тренируем нашу мелкую моторику, активизируем зоны головного мозга, которые отвечают за речь, тем самым мы способствуем не только развитию речи, но и развитию мышления, воображения.

Ведь мнемотехника-это совокупность правил и приёмов, облегчающих запоминанию информации, а нашей целью в логопедической работе является научить детей связно и последовательно, грамматически правильно строить свои высказывания, особенно на этапе автоматизации звука. А где как не в использовании мнемотаблиц можно достичь этого результата. Ведь К. Д. Ушинский писал: «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он усвоит их на лету». Так как наглядный материал у дошкольников усваивается лучше, то использование мнемотаблиц позволяет значительно лучше воспринять и переработать полученную информацию. На индивидуальных логопедических занятиях по автоматизации и дифференциации звуков порой всего лишь достаточно схематического изображения отдельных элементов или частей заучиваемого стихотворения или чистоговорки, для точного воспроизведения текста. Глядя на мнемотаблицу, ребёнок запоминает текст намного быстрее и эффективнее. А ещё большего результата можно добиться при совместном создании логопед-ребёнок такой таблицы. По мнению Т. Б. Полянской овладение приёмами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения, а использование рисунков так увлекает детей, что это превращается в игру. А зрительный образ, сохранившийся у ребёнка после прослушивания и просмотра рисунков, даёт возможность быстрее запомнить текст. Ведь здесь не так важно уметь красиво рисовать, главное, что это будет понятно ребёнку. Как показала практика, дети очень быстро включаются в работу по составлению мнемотаблиц. Порой они только и ждут этого момента; когда же мы будем рисовать, так спрашивают они. Это их так увлекает, что ребёнок просит дать ему задание с таблицей посложнее. А это способствует развитию речи. Для разучивания чистоговорок и стихотворений составляется своя мнемотаблица, индивидуально подбираются рисунки, на каждую строчку. И так создаётся мнемотаблица. Порой можно заметить, что не связанные на первый взгляд картинки соединяются в один сюжет и помогают ребёнку активизировать мыслительные процессы. Также использование мнемотаблиц на логопедических занятиях способствует укреплению памяти и развитию образного мышления, что в дальнейшем им позволяет запоминать уже тексты намного лучше, больше по объёму и легче. Поэтому можно сделать вывод, что использование мнемотехники в значительной степени упрощает процесс запоминания чистоговорок и стихотворений, а использование рисунков для обучения запоминанию увлекает детей, превращая занятие в игру.

Стандарт дошкольного образования предъявляет особые требования к деятельности учителя-логопеда. И сегодня современный логопед просто обязан создавать благоприятное настроение при работе с детьми и родителями, коллегами.

А инновационные технологии, применяемые мной в моей логопедической работе и практике, я думаю, основываются на приоритетных направлениях ФГОС.

Используемая литература :

Интернет-ресурсы

Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи

https://logopediya.com/

https://www.logoped.ru/

Публикации по теме:

Дидактические игры на этапе дифференциации звуковДидактические игры на этапе дифференциации звуков Для логопатов характерна отвлекаемость. Поэтому важно организовать коррекционную работу так, чтобы ребёнок увлёкся предлагаемой деятельностью.

Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников.Использование логопедических игр для повышения эффективности автоматизации звуков речи у дошкольников. Повторяя один и тот же материал для автоматизации звука, ребенок очень быстро утомляется. Поэтому, чтобы заинтересовать детей, и сделать.

Мастер-класс для педагогов начальной школы «Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников» Мастер-класс для педагогов начальной школы на тему: Использование приемов мнемотехники для развития памяти младших школьников Подготовила:.

Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников»Из опыта работы по теме самообразования «Использование мнемотехники для развития связной речи у дошкольников» Использование мнемотехники в ДОУ с младшего дошкольного возраста способствует расширению и обогащению словаря, развитию грамматического.

Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей»Мастер-класс для родителей «Использование мнемотехники для развития речи и памяти у детей» Воспитатель: -Здравствуйте, уважаемые родители! Девиз сегодняшнего мастер-класса звучит так: Послушай - ты узнаешь! Посмотри - ты поймешь.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников»Опыт работы «Шахматы как эффективное средство интеллектуального развития дошкольников» Введение «Шахматы не только способствуют росту интеллекта, они дисциплинируют ум человека» Макс Эйве. Что такое шахматы - спорт, игра,.

Театрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрастеТеатрализованная деятельность — эффективное средство развития и воспитания ребенка в дошкольном возрасте Развитие познавательно – речевых способностей у детей это одна из главных задач дошкольного образования. Речь является важным средством.

Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст)Метод проекта как эффективное средство развития творческих способностей обучающихся (младший школьный возраст) Современный педагог всегда находится в поиске новых, более эффективных технологий, призванных содействовать развитию творческих способностей.

Экскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детейЭкскурсии в библиотеку — эффективное средство познавательного, речевого и социально-коммуникативного развития детей Вы часто ходите с детьми в библиотеку? Ничего так не обогащает и не делает образовательный процесс более эффективным и качественным, как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники как эффективное средство развития звукопроизношения на этапе автоматизации звуков в чистоговорках
Опубликовано: 28 марта 2020 в 14:56
+26Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование мнемотехники как эффективное средство развития звукопроизношения на этапе автоматизации звуков в чистоговорках» (включая файлы) размещена пользователем ольга шишкина (УИ 206787) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 9.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД