Папки-передвижки

Использование мнемотехники в работе по развитию речи детей

Светлана Мурсалимова
Использование мнемотехники в работе по развитию речи детей

Тема: «Использование мнемотехники в работе по

развитию речи детей дошкольного возраста»

Мурсалимова Светлана Агзамовна.

Публикация «Использование мнемотехники в работе по развитию речи детей» размещена в разделах

Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических работников. Давно установлено, что в дошкольном возрасте проявляются существенные различия в уровне речи детей. Это показывает и мой опыт педагогической деятельности. Главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Эта задача решается через различные виды речевой деятельности: пересказ литературных произведений, составление описательных рассказов о предметах, объектах, явлениях природы, создание разных видов творческих рассказов, заучивание стихотворений, а также составление рассказов по картине. Все названные виды речевой деятельности актуальны при работе над развитием связной речи детей. И, чтобы достигнуть высоких результатов, решила использовать нетрадиционные формы работы с детьми по формированию связной речи. На сегодняшний день - образная, богатая синонимами, дополнениями и описаниями речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

Слайд. Проблемы речи детей дошкольного возраста.

Односложная, состоящая лишь из простых предложений речь.

Неспособность грамматически правильно построить предложение.

Недостаточный словарный запас.

Бедная диалогическая речь: неспособность грамотно и доступно сформулировать вопрос, построить краткий или развёрнутый ответ.

Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

Отсутствие логического обоснования своих утверждений и выводов.

Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонацию, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д. Плохая дикция.

Слайд. К. Д. Ушинский писал:

«Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам -он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками, и он их усвоит на лету». Древнегреческую покровительницу памяти, рассуждений и всех названий звали Мнемозина, именно это имя ложится в основу многих определений, связанных с запоминанием. Богиня памяти дала названия предметам и явлениям, а также упорядочила их, привела к системе. Искусство запоминания, называемое мнемотехникой, пришло к нам как раз из тех времён. Греческая богиня памяти оставила наследство, которым, не отдавая себе в этом отчёта, мы пользуемся по сей день.

Слайд. Мнемотехника, или мнемоника, в переводе с греческого - «искусство запоминания».

Мнемотехника – система методов и приёмов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, развитие связной речи.

Цель данной методической разработки : использование технологии мнемоники в образовательном процессе для развития речи детей младшего дошкольного возраста.

Слайд. Основными задачами работы по развитию речи детей в ДОУ являются :

• Формирование устной речи и навыков речевого общения с окружающими на основе овладения литературным языком своего народа.

• Воспитание звуковой культуры речи.

Развитие словарного запаса детей.

• Формирование её грамматического строя.

Развитие связной речи.

Слайд. Мнемотехника помогает развивать :

• ассоциативное мышление;

• зрительную и слуховую память;

• зрительное и слуховое внимание;

• воображение;

• связную речь и мелкую моторику.

Слайд. Мнемотаблица –это схема, в которую заложена определенная информация. Суть мнемосхем заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается картинка (изображение); таким образом, весь текст зарисовывается схематично. Глядя на эти схемы –рисунки ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Слайд. С какого возраста можно начинать заниматься мнемотехникой?

Для детей младшего и среднего дошкольного возраста необходимо давать цветные мнемотаблицы, так как в памяти у детей быстрее остаются отдельные образы: лиса-рыжая, мышка-серая, ёлочка-зелёная. Мнемотехникой можно начинать заниматься с младшего возраста,а именно с 4-5 летнего возраста, когда у ребёнка накоплен основной словарный запас. Структура мнемотехники состоит из мнемоквадратов, мнемодорожек и мнемотаблиц.

Слайд. Последовательность работы с таблицами :

1 Этап. Рассматривание и разбор того, что на ней изображено.

2 Этап. Осуществляется перекодирование информации т. е преобразование из абстрактных символов- слов в образы.

3 Этап. После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме. или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Слайд. Результаты проведённой работы.

Родители заинтересовались этим методом для развития речи детей, поддержали нас и помогли нам в рисовании таблиц.

После проведённой работы мы выявили такие результаты.

У детей расширяется круг знаний об окружающем мире;

-появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные истории;

-появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок, загадок;

-словарный запас выходит на более высокий уровень;

-дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться перед аудиторией.

Чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Использованная литература :

Журналы ''Дошкольное воспитание'' №12 за 2000 г. ;

№3,10,12 за 2001г. ; №4,12 за 2002г; № 9 за1996 г

Ильина М. В. «Воображение и творческое мышление».

Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005

Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т. А.

«Составление описательных рассказов по опорным схемам»

Метод. руководство, картинный комплект. М. : Книголюб, 2005.

Тихомирова Л. Ф. ''Познавательные способности детей 5-7 лет''. М. 2005

Юзбекова Е. Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006.

Публикации по теме:

Использование мнемотехники при формировании связной речи у детей дошкольного возраста Формирование речи у детей дошкольного возраста является очень важной и трудно решаемой задачей. Успех ее решения необходим для подготовки.

Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста «Использование приёмов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» и использования технологии «мнемотехника» Эта технология.

Использование художественной литературы в работе по развитию речи детей с ОНР. .

Использование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОНРИспользование камешков Марблс в коррекционной работе по развитию речи у детей с ОНР Использование камешков Марблс в коррекционной работе логопеда по развитию речи у детей старшей логопедической группы с ОНР. Дидактическое.

Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста К. Д. Ушинский писал: «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких.

Использование приемов мнемотехники в работе с детьми с общим недоразвитием речи Речь-одно из самых важных приобретений ребенка дошкольного возраста! На сегодняшний день – образная, богатая синонимами, дополнениями и.

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей с ОНР. Слайд 1. Картинка Слайд 2. На сегодняшний день богатая речь у детей дошкольного возраста- явление очень редкое. Современный мир насыщен.

Опыт работы «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»Опыт работы «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» Прекрасна речь, когда она как ручеек, Бежит среди камней, чиста, нетороплива, И ты готов внимать ее поток, и восклицать: «О, как же ты красива!».[/i].

План самообразования «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей 4–5 лет» Тема: «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей 3-4 лет» Цель работы: Повышение своего теоретического уровня, профессионального.

Семинар-практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Семинар-практикум «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Послушай — и ты узнаешь, Посмотри — и ты поймешь, Сделай — и ты научишься.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в работе по развитию речи детей
Опубликовано: 13 января 2017 в 19:35
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД