МААМ-картинки

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Тузницкая Ирина
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста.

Задачи:

-дать понятие мнемотехники, раскрыть актуальность, познакомить с особенностями, принципами технологии, этапами работы с мнемотаблицами;

- дать рекомендации педагогам по использованию мнемотаблиц при заучивании текста.

Публикация «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» размещена в разделах

На сегодняшний день правильная, внятная, образная речь у детей дошкольного возраста – явление очень редкое. В речи детей существуют множество проблем.

• Недостаточный словарный запас. Неспособность грамматически правильно построить распространенное предложение.

• Бедная диалогическая речь. Неспособность построить монолог: например, сюжетный или описательный рассказ на предложенную тему, пересказ текста своими словами.

•Отсутствие навыков культуры речи : неумение использовать интонации, регулировать громкость голоса и темп речи и т. д.

У большинства детей нарушено внимание, несовершенно логическое мышление, недостаточно развита память.

Основная цель развития – доведение его до нормы. Учитывая, что в данное время дети перенасыщены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным и занимательным. Помочь ребёнку и педагогу призвана мнемотехника.

Сегодня я попытаюсь раскрыть понятия «Мнемотехника» и «Мнемотаблица», познакомить вас с этапами работы и показать различные варианты использования мнемотаблиц.

Педагоги замечают, что дети с трудом быстро запоминают текст, путают в строчках, переставляют слова местами».

Дело в том, что в основном у детей развита зрительная память, редко когда у детей развита слуховая память, поэтому нам необходимо найти такие приемы, которые бы развивали детскую память.

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации. Мы сталкиваемся с этой системой ежедневно. Приведу несколько широко известных мнемонических фраз или слов. Конечно, всем с детства хорошо известна фраза, задающая порядок цветов спектра: «Каждый Охотник Желает Знать Где Сидит Фазан». Начальные буквы слов в этих предложениях дают названия цветов: красный, оранжевый, желтый и т. д.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определенная информация.

Использование мнемотаблиц открывает для детей большие возможности :

развитие связной речи, расширение лексико-грамматического строя речи и звукопроизношения,

развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления, воображения и речи;

• перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;

развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Глядя на схему мы можем описать любое животное, из каких частей тела оно состоит, какие у животного уши, какой хвост, как он передвигается, какие издает звуки. Так же мнемотаблицы особенно эффективны при разучивании стихотворений. Суть заключается в следующем: на каждое слово или строку придумывается картинка; таким, образом, все стихотворение зарисовывается схематически. После чего ребенок по памяти, используя графическое изображение, воспроизводит стихотворение целиком.

Специалисты по моделированию выделили 3 этапа:

1. Использование готового символа или модели. На этом этапе взрослый демонстрирует готовую модель или символ, дети ее рассматривают и разбирают, а затем воспроизводят информацию с опорой на эту модель.

2. Составление модели педагогом совместно с детьми.

3. Самостоятельное составление моделей.

Область применения мнемотехники широка. Приёмы мнемотехники использую для :

• обогащения словарного запаса;

• при обучении составлению рассказов;

• при пересказах художественной литературы

• при отгадывании и загадывании загадок;

• при заучивании стихов, потешек, загадок, пословиц, чистоговорок;

Как любая работа строится от простого к сложному, так и мы с детьми, начиная с простейших мнемоквадратов, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже к мнемотаблицам и мнемоколлажам. (показ)

Мнемоквадрат – это графическое или частично графическое изображение предмета, явления природы, персонажа сказки и т. д.

Мнемодорожкасуть заключается в следующем: на каждое слово или маленькое словосочетание придумывается изображение; таким образом, весь текст разрисовывается схематично. Глядя на эти рисунки – схемы ребёнок легко воспроизводит текстовую информацию.

Мнемотаблица – это схема, в которую заложена определённая информация. В качестве символов-заместителей используются :

- предметные картинки,

- силуэтные изображения,

- геометрические фигуры.

Этапы работа с мнемотаблицей

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ сказки, чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотабицы.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении сказки основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Кто (что) спрятался в таблице? Про кого это произведение?».

Возрастных ограничений для занятий не существует, например, в младшем возрасте для запоминания можно использовать схемы последовательности одевания, умывания и т. д. Для рассказывания по схемам самым оптимальным многими профильными специалистами признан возраст 4-5 лет, когда дети уже имеют достаточно богатый и разнообразный запас слов и словосочетаний, которым могут активно оперировать.

Мнемотехнические схемы для детей младшего и среднего возраста должны быть раскрашены в яркие оттенки для того, чтобы в их сознании отпечатался образ того, что лягушка зеленая, цыпленок желтый и др.

Опорными в таблице является изображение главных героев сказки, через которые идет осознание происходящего в ней. Понимание самой сказки, содержания, которое «завязано» вокруг ее главных героев. Количество клеток в мнемодорожке и мнемотаблице зависит от возраста и уровня развития детей. Рекомендуется следующие размеры таблиц : для младших дошкольников от 4 до 9 клеток, для старших- 9-16 клеток

Для старших ребят предпочтительно применение одноцветных схем, которые не рассеивают внимание, отвлекая на дополнительные, и часто не нужные, детали. Старшие дошкольники могут сами принимать участие в составлении мнемотаблиц, ориентируясь на слова воспитателя, который разбил рассказ (сказку, загадку) на ситуации, объясняя, что необходимо рисовать. Самым простым и интересным вариантом является изображение мнемотаблицы на тему времен года или же по сказкам (лучше всего самым любимым).

Для систематизирования знаний детей о сезонных изменениях существуют модельные схемы, предложенные Бондаренко Т. Б., Воробьёвой В. К., Ткаченко В. А. и др.

А сейчас вашему вниманию я представлю мнемотаблицу для заучивания стихотворения. На каждую строчку стихотворения создан свой мнемоквадрат, и, дети, имея перед глазами такую карточку-символ, быстро запоминают стихотворения и любые тексты. (Педагоги читают стихотворение по мнемотаблице «У лисы в лесу глухом»).

В своей практике использовались мнемотаблицы при составлении описательных рассказов о животных, овощах и т. д.

Также эффективно можно использовать мнемотаблицы при составлении и отгадывании загадок. Мнемозагадки-это загадки не простые. При отгадывании этих загадок дети учатся по признакам, описанных при помощи знаков, определять объект. Вашему вниманию представлена мнемотаблица загадки :

При пересказе с помощью мнемотаблиц, когда дети видят всех действующих лиц, то своё внимание уже концентрирует на правильном построении предложений, на воспроизведении в своей речи необходимых выражений.

В заключение хочется сказать - представьте себе, что вы не умеете читать и писать, а объем информации, поступающей к вам ежедневно, настолько велик, что мозг еле успевает ее обрабатывать. Вы скажете - это сценарий психологического триллера и будете не правы, это всего лишь реалии жизни ребенка - дошкольника.

Давайте же помогать нашим детям при помощи наглядного моделирования контролировать процесс запоминания, сохранения и припоминания информации, развивать речемыслительную деятельность и, таким образом, овладевать связной речью.

Публикации по теме:

Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста. Одной из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста.

Использование мнемотехники в развитии речи детей Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста К сожалению, в настоящее время у детей всё чаще наблюдаются.

Презентация «Использование мнемотехники в развитии речи детей» Содержание 1. Введение Проблемы речи детей дошкольного возраста Основная часть Что такое мнемотехника? Мнемотаблицы, работа с ними. Прием.

Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников Использование приемов мнемотехники в развитии речи дошкольников «Учите ребенка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго.

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей Мнемотехнику в дошкольной педагогике применяют давно и называют по – разному.

Презентация «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей Проблема развития связной речи детей хорошо известна широкому кругу педагогических.

Консультация для воспитателей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» Консультация для воспитателей. «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста». Современный образовательный процесс требует.

Мастер-класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста» Мастер - класс «Использование приемов мнемотехники для развития речи детей дошкольного возраста»[/b] Сценарий мастер - класса Тема: «Использование.

Программа по самообразованию «Использование мнемотехники в развитии связной речи у детей старшего дошкольного возраста» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад №26 «Родничок» Программа по самообразованию «Использование.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 5 декабря 2018 в 20:38
+12Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД