Папки-передвижки

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Содержание и последовательность работы с мнемотаблицами

Оксана Понафидина
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Содержание и последовательность работы с мнемотаблицами

Развитие речи является одним из самых важных приобретений ребёнка в дошкольном возрасте и рассматривается в современном дошкольном образовании как общая основа воспитания и обучения детей.

Учитывая, что в данное время дети перегружены информацией, необходимо, чтобы процесс обучения был для них интересным, занимательным, развивающим. И для достижения лучших результатов я решила применять стандартные, новые, а главное эффективные методы и приёмы мнемотехники.

Публикация «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников, Содержание и последовательность работы с мнемотаблицами» размещена в разделах

Актуальность использования мнемотехники для дошкольников обусловлена тем, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность.

В своей презентации я хочу ознакомление педагогов с методом мнемотехники как способом развития речи, памяти и мышления дошкольников, обеспечивающего эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации.

Мнемотехника - это система методов и приёмов, обеспечивающих успешное освоение детьми знаний об особенностях объектов природы, об окружающем мире, эффективное запоминание рассказа, сохранение и воспроизведение информации, и конечно, развитие речи.

Основные задачи мнемотехники :

1. Развивать у детей умение рассказывать знакомые художественные произведения;

2. Развивать у детей психические процессы: мышление, внимание, воображение, память (различные виды) ;

3. Развивать у детей сообразительность, наблюдательность, умение сравнивать, выделять существенные признаки;

4. Воспитывать у детей любовь к народным и авторским сказкам.

Как любая работа, мнемотехника строится от простого к сложному. Работа начинается с простейших мнемоквадратов, затем, последовательно переходим к мнемодорожкам, и позже - к мнемотаблицам.

Содержание мнемотаблицы – это графическое или частично графическое изображение предметов, персонажей сказки, рассказа, явлений природы, некоторых действий, путем выделения главных смысловых звеньев сюжета. Главное – нужно передать условно-наглядную схему, изображенную так, чтобы нарисованное было понятно детям.

Мнемотаблицы служат в моей работе дидактическим материалом по развитию связной речи детей и используются для :

• обогащения словарного запаса;

• при пересказах художественной литературы;

• при обучении составлению рассказов;

• при заучивании стихотворений, скороговорок, чистоговорок;

• при отгадывании и загадывании загадок.

Последовательность работы с мнемотаблицами :

1 этап: Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

2 этап: Осуществляется перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов слов в образы.

3 этап: После перекодирования осуществляется пересказ сказки, рассказ по заданной теме или чтение стихотворения с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания.

В своей работе я использую мнемотаблицу для составления описательных рассказов по лексическим темам. Наглядная схема выступает в качестве плана речевого высказывания. Ребёнок знает, с чего он должен начать, чем продолжить и уточнить свой рассказ, а также как его завершить. Это достигается использованием определённых символов, обозначающих различные признаки предметов. Например, дикие и домашние животные (знак вопроса – кто это, цвет, части тела, чем покрыто, голос, чем питается, где живёт, что делает и какую пользу приносит человеку.)

Мнемотаблицы помогают при пересказывать художественных текстов, сказок, проговаривание чистоговорок и скороговорок.

Дети очень любят загадки и с помощью мнемотаблиц с удовольствием их отгадывают. При отгадывании загадок дети учатся по признакам, описанным при помощи знаков, определять объект. Использование таких опорных рисунков превращает занятие в игру.

Используя в своей работе мнемотехнику я пришла к выводу что у детей:

• расширяется круг знаний об окружающем мире;

• появляется желание пересказывать тексты, придумывать интересные

• истории;

• появляется интерес к заучиванию стихов и потешек, скороговорок,

• загадок;

• словарный запас выходит на более высокий уровень;

• дети преодолевают робость, застенчивость, учатся свободно держаться

• перед аудиторией.

Я считаю, что чем раньше мы будем учить детей рассказывать или пересказывать, используя метод мнемотехники и схемы – модели, тем лучше подготовим их к школе, так как связная речь является важным показателем умственных способностей ребёнка и готовности его к школьному обучению.

Список используемой литературы

1. Баряева Л. Б., Логинова ЕЛ., Лопатина Л. В. Я - говорю! М., 2007.

2. Полянская Т. Б. Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста. СПб., 2009.

3. Стукалина В. П. Система работы по обучению детей с ОНР связной монологической речи через моделирование сюжета. М., "Первое сентября", 2009.

4. Большова Т. В. Учимся по сказке// СПб. ,

5. Журналы "Дошкольное воспитание" №12 за 2000 г. ; №3,10,12 за 2001г. ; №4,12 за 2002г; № 9 за1996.

6. Ильина М. В. «Воображение и творческое мышление». Серия «Психологическая служба». Книголюб. М. 2005

7. Кирьянова. Р. А. Комплексная диагностика дошкольников. Спб. Каро 2002

8. Колодяжная Т. П «Управление современным ДОУ» Ростов-н/Д, Учитель. 2003

9. Наглядно-дидактическое пособие Ткаченко Т. А.

10. «Составление описательных рассказов по опорным схемам» Метод, руководство, картинный комплект. М. : Книголюб, 2005.

11. Наглядно-дидактическое пособие «Открой для себя мир». Августин. Германия

12. Тихомирова Л. Ф. "Познавательные способности детей 5-7 лет". М. 2005

13. Юзбекова Е. Ю. «Ступеньки творчества» Место игры в интеллектуальном развитии дошкольника. М. Линка-пресс. 2006

Публикации по теме:

Использовании мнемотехники в развитии речи дошкольников Не для кого не секрет, что у детей с общим недоразвитием речи существуют следующие проблемы: скудный словарный запас, неумение согласовывать.

Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников с ОВЗ Слайд 2 "Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Использование мнемотехники в развитии связной речи дошкольника 1 слайд. Визитная карточка Здравствуйте. Я Коршунова Елена Юрьевна, воспитатель МБДОУ «Детский сад № 119». Тема моей презентации Использование.

Использование приемов и методов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников Слайд 1 Добрый день, уважаемые коллеги! Разрешите представить вашему вниманию мой опыт работы по проблеме: «Использование приемов и методов.

Игры по социально-коммуникативному развитию, использование мнемотехники в развитии речи детей старшего дошкольного возраста Пожалуй, сегодня, в связи с введением ФГОС в дошкольное образование, каждому из нас необходимо четко понимать, что наших руках находится.

Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников» Мастер – класс «Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников».Авторская разработка: Красноруцкой Марины Александровны Воспитателя.

Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа)Практикум для родителей «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи дошкольников» (средняя группа) 22 марта 2017 года для родителей средней группы было организовано родительское собрание в форме «практикума» на тему «Использование приёмов.

Использование мнемотехники для развития речи дошкольников Практикум по развитию речи (с использованием метода мнемотехники) для педагогов. Задачи: Познакомить коллег с использованием метода мнемотехники.

Проект «Использование приемов мнемотехники в развитии речи детей 4–5 лет» Мнемотехника – это система методов и приемов, обеспечивающих эффективное запоминание, сохранение и воспроизведение информации, и конечно,.

Семинар-практикум для педагогов ДОУ на тему «Использование мнемотехники в развитии речи детей дошкольного возраста» Слайд 1. Тема : Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Слайд 2. Цель: Ознакомление педагогов с методом мнемотехники как.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в развитии речи дошкольников. Содержание и последовательность работы с мнемотаблицами
Опубликовано: 25 декабря 2017 в 14:32
+19Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД