Папки-передвижки

Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников

Марина Сафронова
Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников

В нашем современном мире компьютеризация заняла первое место в жизни общества. Молодое поколение родителей предпочитают общение в информационной сети интернет, они стали мало разговаривать со своими детьми. Это привело к проблемам в речевом развитии дошкольников. Во-первых, речь ребят состоит только из простых предложений. Во-вторых, предложения построены грамматически неправильно. В-третьих, у них маленький словарный запас. В-четвёртых, они не умеют вступить в диалог и построить монолог. В-пятых, очень плохая дикция и отсутствие навыков культуры речи. Перед педагогами и родителями развитие речи дошкольниковявляется главной задачей. Очень важно научить их последовательно, связно и грамматически правильно излагать свои мысли, рассказывать о разных событиях из окружающего мира.

Публикация «Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников» размещена в разделах

Для решения всевозможных задач приказом Министерства образования и науки Российской Федерации 17 октября 2013 года был утверждён федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. С 1 января 2014 года он вступил в силу. В нёмсказано, что речевое развитие ребёнка включает владение речью как средством общения и культуры; обогащение активного словаря; развитие связной, грамматически правильной диалогической и монологической речи; развитие речевого творчества; развитие звуковой и интонационной культуры речи, фонематического слуха.

Возникает вопрос: «Как нам, педагогам, облегчить процесс развития речи у подрастающего поколения?». С. Л. Рубинштейн, А. М. Леушина, Л. В. Эльконин предлагают использовать наглядность. Рассматривание окружающих предметов, художественных картин помогает дошкольникам называть эти предметы, их характерные признаки, действия, производимые с ними. По мнению известного психолога Л. С. Выготского нужно составлятьплан высказывания. Он неоднократно указывал важность последовательного размещения в предварительной схеме всех конкретных элементов высказывания.

Т. В. Большева предлагает использовать для развития речи дошкольников мнемотехнику.

Мнемотехника или мнемоника – это система различных приёмов, которая облегчает запоминание, увеличивает объём памяти путём образования дополнительных ассоциаций, организация обучения в виде игры. Цель её использования - это развитие психических процессов (памяти, внимания, мышления, воображения, которые связаны с полноценным развитием речи ребёнка.

Данная методика мне показалась очень эффективной. Свою работу я построила таким образом. Во второй младшей группе было важно обучить ребят «читать» мнемотаблицы и мнемодорожки, которые состояли из мнемоквадратов со знаками и символами. Когда дети научились понимать «зашифрованные слова» в квадратах, я стала предлагать им мнемодорожки. От мнемодорожек во второй половине учебного года мы перешли на цветные таблицы. Вместе с ребятами я рассматривала мнемотаблицы и разбирала, что на них изображено. Цветные картинки хорошо запоминаются детьми младшей группы. Например, цыплята – жёлтого цвета, лиса – рыжая, мышка – серая, солнышко – жёлтое или красное, ёлка – зелёная и т. д. При этом осуществлялось перекодирование информации: абстрактные символы преобразовывались в образы. После этого осуществлялся пересказ по заданной теме. Лучше всего работать над пересказом русских народных сказок. Опорой в таблице считается изображения главных героев, через которые идёт понимание детьми содержания и понимание самой сказки. Заучивание стихотворений и потешек наизусть проходило очень быстро. В мнемотаблице можно изобразить всё то, что вы посчитаете нужным: героев сказки, явления природы, некоторые действия и т. п. Детский интерес к таблицам возрастал с каждым днём всё больше и больше.

В средней группе размер таблиц увеличился и из цветных в конце года они преобразились в чёрно-белые. Дети уже с небольшими подсказками разбирались с символами и знаками в таблицах, а также я добавила работу с коллажем. На листе бумаги были изображены картинки в хаотичном порядке с разными действиями по одной сказке или потешке. Сначала я предлагала рассмотреть детям коллаж и рассказать, что они видят. Далее, объединяя все картинки, составлялся сюжет рассказа, сказки, стихотворения или потешки. Если в коллаже встречались буквы или цифры, то я объясняла, что они обозначают. Затем ребятам предлагала воспроизвести пересказ по коллажу.

В старшей группе задачи усложнялись. Дети уже самостоятельно разбирали таблицы и рассказывали по ним. В работе с коллажем добавилось следующее. Я предлагала запомнить ребятам порядок расположения картинок в данном коллаже в течении короткого времени. Затем коллаж переворачивала, и они устно воспроизводили по памяти все картинки и обозначали место их расположения.

В подготовительной группе дети хорошо овладели системой мнемотехники, этому способствовала системность и поэтапность работы с детьми. Овладение приемами мнемотехники позволило добиться следующих результатов:

1. У дошкольников наблюдается хорошее развитие внимания, памяти, образного мышления и речи.

2. Сформированы навыки перекодирования информации, то есть преобразование абстрактных символов в образы.

3. Также наблюдается развитие творческих способностей и фантазии.

4. Совершенствовались лексико-грамматические средства языка, звуковые стороны речи в сфере произношения, восприятия и выразительности.

Таким образом, я сделала для себя вывод, что использование мнемотехники в работе с детьми является важным способом развития связной речи и доступным средством познания окружающего мира. Представленные приёмы работы позволяют повысить эффективность развития речи дошкольников, способствуют повышению интереса к данному виду деятельности и оптимизации процесса. А также являются средствами формирования одной из ключевых понятий – владение устной коммуникацией, которая необходима для адаптации в современном мире.

Литература

1. Большева Т. В. Учимся по сказке. Развитие мышления дошкольников с помощью мнемотехники. СПб. «Детство-Пресс», 2001

2. Воробьёва В. К. Методика развития связной речи у детей с системным недоразвитием речи. М. : АСТ: Астрель: Транзиткнига, 2006.

3. Гурьева Н. Упражнения по мнемотехнике. СПб. «Светлячок», 2000

4. Журнал «Дошкольная педагогика», ООО «Издательство «Детство-Пресс», №7 (92) сентябрь 2013

5. Омельченко Л. В. Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи. «Логопед», 2008

6. Ткаченко Т. А. Схемы для составления дошкольниками описательных и сравнительных рассказов, Издательство: Гном и Д, 2001

7. ФГОС от 17 октября 2013г. № 1155

Публикации по теме:

Использование технологии «синквейн» в речевом развитии старших дошкольников» ФГОС ДО определяет систему новых стандартов к структуре, результатам, условиям реализации образовательной программы ДОУ. В работе по речевому.

Использование развивающих технологий в речевом развитии дошкольников Доклад на районном методическом объединении воспитателей: «Использование развивающих технологий в речевом развитии дошкольников» (из опыта.

Использование мнемотаблиц, схем в познавательно-речевом развитии дошкольников Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам- он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите 20 таких слов с картинками, он.

Использование проектной деятельности в речевом развитии дошкольников Слайд 1. Необходимость развивать речь у детей дошкольного возраста очевидна. Это направление проходит в моей работе через проектную деятельность.

Использование Су Джок-терапии в речевом развитии дошкольников -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование Су-Джок –терапии в речевом развитии дошкольников (продолжение) -Хорошо развитая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему.

Использование технологии синквейн в речевом развитии дошкольников Психологи и практикующие педагоги отмечают, что у старших дошкольников часто имеются нарушения речи, бедный словарный запас, дети не умеют.

Использование технологии «Синквейн» в речевом развитии дошкольников Целевые ориентиры речевого развития дошкольников (согласно ФГОС ДО): ребенок достаточно хорошо владеет устной речью, может выражать свои.

Консультация «Использование инновационной технологии «синквейн» в речевом развитии дошкольников» Введение Практика работы над развитием связной речи детей показала, что в качестве эффективного средства при работе с детьми можно использовать.

Использование приёмов эйдетики в познавательно-речевом развитии дошкольников «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование мнемотехники в речевом развитии дошкольников
Опубликовано: 19 июля 2019 в 03:29
+36Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 15.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
1 апреля. День смеха. Передвижка «Смех в жизни ребенка»

1 апреля отмечаем День смеха — праздник шуток и розыгрышей. Чувство юмора не врожденное качество, его можно и нужно развивать с самого детства.

31 марта. День рождения К.И.Чуковского. Папка-передвижка «К.И.Чуковский»

Сегодня исполняется 142 года со дня рождения большого друга детей, сочинившего для них множество красочных захватывающих и остроумных сказок, Корнея Ивановича Чуковского.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД