Использование моделирования как средства развития связной речи детей дошкольного возраста

Екатерина Перунова
Использование моделирования как средства развития связной речи детей дошкольного возраста

Дошкольный возраст – сензитивный период в обучении ребенка родному языку. От того насколько у ребенка развито умение говорить, насколько богат его активный, пассивный и потенциальный словарь, развит грамматический строй речи, умение связно высказываться – зависит его дальнейшее обучение в школе.

Учить детей дошкольного возраста связной речи – очень важный аспект их развития. Умение ребенка точно, лаконично и образно описывать предмет и пересказывать текст способствует усовершенствованию его речи, мышления, облегчает процесс обмена информацией. Педагогический опыт показывает, что процесс формирования связной речи происходит очень медленно. Сложность обретения такого опыта обусловлена тем, что дошкольнику сложно поддерживать постоянное внимание, сосредотачиваться на внутренних качествах и внешних признаках объекта или текста, систематизировать сведения о нем, выдерживать последовательность высказываний.

Значительно облегчает работу в данном направление, использование метода моделирования.

Моделирование это – создание образа модели некого объекта или процесса, его искусственное воспроизведение в целях исследования, обучения, прогнозирования.

В дидактике выделяют три вида моделей:

1) Предметная модель – в виде физической конструкции предмета или предметов, закономерно связанных. В этом случае модель аналогична предмету, воспроизведение его главных частей, особенностей, пропорций и соотношения частей в пространстве (геометрические фигуры, символические изображения предметов (силуэты, контуры, пиктограммы, опорные картинки (предметные картинки, сюжетные картинки, серии сюжетных картинок)

2) Предметно-схематическая модель – здесь все обозначается в виде предметов-заместителей и графических знаков (сенсорно-графические схемы, предметно- графические схемы, мнемотаблицы, мнемодорожки, опорные схемы карточки) ;

3) Графическая модель (графики, формулы, схемы).

Наиболее эффективной моделью в развитии связной речи дошкольников является предметно-схематическая модель, а именно мнемотехника.

Актуальность мнемотехники для дошкольников в том, что как раз в этом возрасте у детей преобладает зрительно-образная память. Чаще всего запоминание происходит непроизвольно, просто потому, что какой-то предмет или явление попали в поле зрения ребенка. Мнемотехника для дошкольников как раз помогает упростить процесс запоминания, развить ассоциативное мышление и воображение, повысить внимательность, устанавливать причинно-следственные связи.

Мнемотехника в переводе с греческого — искусство запоминания, технология развития памяти. Это система методов и приёмов, обеспечивающая успешное и эффективное запоминание информации.

Мнемотаблица– это схема, в которую заложена определенная информация.

Овладение приемами работы с мнемотаблицами значительно сокращает время обучения и одновременно решает задачи, направленные на:

- развитие связной речи;

- развитие основных психических процессов – памяти, внимания, образного мышления;

- перекодирование информации, т. е. преобразования из абстрактных символов в образы;

- развитие мелкой моторики рук при частичном или полном графическом воспроизведении.

Мнемотаблицы-схемы используются в моей работе как дидактический материал по развитию связной речи детей:

- для обогащения словарного запаса,

- при обучении составлению рассказов,

- при отгадывании и загадывании загадок,

- при заучивании стихов.

Существует несколько видов связного высказывания с помощью мнемотаблиц:

- пересказ;

- составление рассказов по картинке и серии картин;

- описательный рассказ.

В работе с мнемотаблицами занятие состоит из нескольких этапов. В младшей группе используется три основных этапа:

Этап 1. Рассматривание таблицы и разбор того, что на ней изображено.

Рассматривая, с детьми мнемотаблицы задаются наводящие вопросы, например: «Что вы видите?», «На что это похоже?» и т. д. Дети учатся зрительно запоминать условные изображения любых предметов а также их классифицировать. В дальнейшем дети могут сами подбирать условные обозначения.

Этап 2. Осуществляется так называемое перекодирование информации, т. е. преобразование из абстрактных символов в образы.

Детям дается возможность перечислить варианты и обсудить их. Затем при коллективном обсуждении группа детей выбирает наиболее подходящий вариант, воспитатель помогает определить схожие характеристики условного обозначения и предмета. В итоге возникает определенный образ, который им напоминает то или иное условное обозначение.

Этап 3. После перекодирования осуществляется пересказ информации с опорой на символы (образы, т. е. происходит отработка метода запоминания. Например: «Стоял в поле теремок, прибежала и поселилась в нем мышка-норушка, лягушка-квакушка, заяц-длинные уши, лиса-краса, волк-зубами щелк, затем пришел медведь, но он был большой и не поместился в теремок, теремок развалился».

При этом пересказ сказки могут вести сами дети, прибегая к незначительной помощи взрослого (на более поздних этапах, или пересказывать вместе с воспитателем (на ранних этапах).

В средней и старших группах при работе с мнемотаблицами занятие может состоят из более сложных этапов:

Этап 4. Делается графическая зарисовка мнемотабицы.

Начиная со средней группы, когда у ребят уже имеются более широкие понятия об окружающем мире. Их самих привлекают к составлению карточек-символов. Ребенок самостоятельно придумывает свой символ, затем при коллективном обсуждении группа детей выбирает наиболее подходящий.

Этап 5. Каждая таблица может быть воспроизведена ребёнком при её показе ему. При воспроизведении информации основной упор делается на изображение главных героев. Детям задают вопросы: «Какая сказка «спряталась» в таблицу? Про кого этот рассказ?».

Для детей младшего и среднего возраста мнемотаблицы необходимо давать цветные, так как у детей в памяти остаются отдельные образы: лиса – рыжая плутовка, цыплята – желтого цвета, у петушка – хохолок красного цвета, мышка – серая, солнышко желтое и красное (теплое) и другие образы.

Таким образом, для обучения детей использованию наиболее оптимальных средств связи, обеспечивающих последовательное изложение мыслей в ходе рассуждения, общую структурную оформленность рассуждения, можно использовать мнемотехнику. Которые символизирует структуру рассуждения и взаимосвязь его частей. А это, в свою очередь способствовало:

- формированию у детей навыков построения связного и целостного описательного рассказа;

- развитие логического и образного мышления, а также воображения и наблюдательности;

- углублению знаний детей об окружающей среде;

- улучшению коммуникативных навыков детей

При анализе работа по развитию связной речи при помощи мнемотаблицы показала: введение мнемотаблиц облегчает процесс овладения детьми содержанием, структурой текстов, их связностью. В анализе рассказов наблюдается улучшение почти по всем показателям. При использовании мнемотаблиц и мнемодорожек для развития связной речи детей устанавливаются предпосылки к обучению и определяются условия для организации планомерного образовательного процесса.

Публикации по теме:

Использование сказки как средства эмоционального, художественно-речевого развития детей младшего дошкольного возраста 2. Вашему вниманию я хочу представить проект, который называется «Использование сказки как средства эмоционального, художественно-речевого.

Развитие связной речи у детей старшего дошкольного возраста средствами моделирования Развитие связной речи является центральной задачей речевого развития детей. Именно в связанной речи реализуется основная коммуникативная.

Использование кейс — технологии как средства развития социальной активности детей дошкольного возраста в контексте ФГОС Дошкольный возраст – яркая, неповторимая страница в жизни каждого человека. Именно в этот период начинается процесс социализации, устанавливается.

Использование сказки в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста с задержкой психического развития Сказка вносит разнообразие в жизнь ребенка, дарит ему радость и является одним из самых эффективных способов развития речи, в котором наиболее.

Народный фольклор как средство развития связной речи детей старшего дошкольного возраста с общим недоразвитием речи Маняпова Асия Октябрисовна, воспитатель МАОУ СОШ №14 (структурное подразделение «Детский сад») города Тобольска Тюменской области Народный.

Использование технологии моделирования в развитии связной речи детей дошкольного возраста Муниципальное казенное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 50» Карелина Лариса Юрьевна ОПЫТ РАБОТЫ Использование.

Использование мнемотехники для развития связной речи и обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста СЛАЙД 1 Тема: «Использование мнемотехники для развития связной речи и обогащения словарного запаса детей младшего дошкольного возраста».

Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста через использование метода моделирования Умение говорить – искусство. Умение слушать – культура. Устная речь - это процесс публичного мышления. Это всегда – импровизация. Давайте.

Проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста. Лингвистические основы связной речи Теоретические основы проблемы развития связной речи детей дошкольного возраста Лингвистические основы связной речи Монологическая речь.

Возможности использования мультипликации как средства коррекции и развития ЛГС связной речи у детей у дошкольников с ОНР Дети с общим недоразвитием речи являются основным контингентом логопедических групп дошкольных образовательных учреждений, представляя собой.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • Экология
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Использование моделирования как средства развития связной речи детей дошкольного возраста
Опубликовано: 6 мая 2018 в 11:51
+32Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
17 октября День рождения первого в истории Музея игрушек

17 октября 1918 года в Москве был основан первый в истории государственный Музей игрушки. Своему появлению он обязан не столько государству, сколько одному-единственному человеку: художнику, искусствоведу...

17 октября. Выставка чайных домиков на МААМ

Чай появился в русской кухне относительно недавно, но быстро завоевал популярность и стал любимым напитком. В России он не только обязательный элемент повседневного и праздничного застолья, но и отдельная...

Конспект занятия по ФЭМП «В гости к зайчику» во второй младшей группе
Конспект занятия по ФЭМП во второй младшей группе « В гости к зайчику» Цель: Продолжать учить различать и называть геометрические фигуры. Совершенствовать...
День здоровья в детском саду в старшей группе №7
День здоровья в детском саду – это праздник для детей. Невозможно представить себе жизнь ребенка без веселых развлечений, шумных праздников, соревнований,...
Взаимодействие детей и родителей 2–3 лет «Чудо — дерево»
Семья -это одна из величайших ценностей, созданных человечеством за всю историю его существования. Ни одна нация, ни одна культурная общность не обошлись - и...