Лучший педагог года

Использование моделирования при решении текстовых задач

Антонина Васильева
Использование моделирования при решении текстовых задач

Использование моделирования при решении

текстовых задач.

Программы обучения и воспитания детей дошкольного возраста предусматривают знакомство с текстовыми задачами на сложение и вычитание в пределах первого десятка. Умение решать текстовые задачи - один из основных показателей уровня математического развития дошкольников. Проведенные специалистами кафедры математики, физики и методики обучения ФГБОУ ВПО "Шуйский государственный педагогический университет" исследования в первых классах школ и дошкольных учреждениях г. Шуи Ивановской области показали, что многие дети допускают ошибки в выборе арифметического действия, в т. ч. при повторном решении уже знакомых задач. Попробуем выяснить причину данных ошибок и рассмотрим этапы работы с задачей.

Публикация «Использование моделирования при решении текстовых задач» размещена в разделах

Первый этап-знакомство ребенка с задачей, включающее анализ с целью выделения главного отношения среди других, установление связей данных и искомого. На первый взгляд в этом нет ничего сложного, но действительность убеждает в обратном: дети не могут представить задачу в целом, со всеми имеющимися в ней отношениями. Поэтому нередко у них формируется привычка выделения, "выхватывания" отдельного слова из текста задачи как опорного, без осознания конкретного содержания задачи, что и приводит к ошибочным решениям.

Зачастую ошибку допускает педагог, ориентируя ребенка на слово в тексте задачи и не обращая его внимания на смысл действия, которое оно выражает. Говорят: "Прилетели - прибавляй. Вылетели - вычитай". Однако все зависит от контекста. Например, в задаче : «Из гнезда вылетели 5 птенцов, потом еще один птенец. Сколько птиц вылетело из гнезда?» Услышав слово "вылетело", дети вычитают из пяти один. Во избежание подобных ошибок рекомендуется использовать различные методические приемы, способствующие осмыслению текста задачи : представление жизненной ситуации, опи-санной в задаче, мысленное участие в ней и др.

Одним из эффективных приемов, помогающих дошкольнику увидеть задачу в целом и не только понять ее, но и самостоятельно найти правильное решение, является моделирование. На необходимость применения моделирования в образовательной деятельности указывали в своих работах психологи П. Я. Гальперин, В. В. Давыдов, Н. И. Непомнящая и др.

Известно, что эффективность процесса обучения повышается, если сначала он строится на основе внешних действий с предметами, а затем переходит во внутренние умственные действия. С учетом этого при решении текстовых задач действия должны :

целенаправленно отрабатываться в операциях

с объемными предметами или их заменителями; проговариваться сначала громко, затем про себя;

переходить в умственные действия.

Как правило, на практике педагоги не проводят анализ задачи с применением моделирования, сразу требуют ответ и решение, не добиваются сознательного усвоения содержания задачи всеми воспитанниками, довольствуясь ответами двух-трех детей. При этом остальные повторяют решение, не успев его понять.

Проведенные исследования и экспериментальное обучение убеждают, что научить самостоятельно решать задачи можно каждого ребенка. Для этого прежде всего необходимо использовать методику организации первичного восприятия и анализа за-дачи, чтобы обеспечить осознанный и доказательный выбор арифметического действия каждым воспитанником.

Главное для детей - понять задачу, т. е. уяснить, о чем она, что известно, что нужно узнать, как связаны между собой данные, каковы отношения ежду данными и искомым и т. п.

Что понимается под моделированием текстовых задач? Моделирование в широком смысле слова-это замена действий с обычными предметами действиями с их уменьшенными образцами, моделями, муляжами, макетами, а также их графическими за-менителями: рисунками, чертежами, схемами и т. п.

Чертеж представляет собой условное изображение предметов, их взаимосвязей, взаимоотношений величин с помощью отрезков в определенном масштабе. Этот вид моделирования труден для дошкольников. Однако чертеж, на котором взаимосвязи и взаимоотношения передаются приблизительно, без точного соблюдения масштаба, так называемый схематический чертеж или схема, вполне доступен детям дошкольного возраста.

Использование метода моделирования при обучении детей решению задач на сложение и вычитание требует определенной подготовительной работы.

Так, в старшей группе воспитанникам необходимо предлагать упражнения с множествами: объединение двух множеств без общих элементов и удаление части из множества. Операции с множествами по форме не отличаются от задач, но выполняются чисто практически. Например, педагог читает задачу : "Мальчик вырезал 3 красных кружка и 1 синий. Сколько всего кружков вырезал мальчик?". Дети выкладывают на столах сначала 3 красных кружка, затем 1 синий; соединяют их вместе и находят число всех кружков путем счета. Можно предложить другую задачу : "Коля вырезал 5 кружков, 2 кружка он подарил другу. Сколько кружков осталось у Коли?" Прослушав текст задачи, воспитанники выкладывают 5 кружков, затем отодвигают 2 кружка и пересчитывают оставшиеся.

В подготовительной группе дети знакомятся со смыслом действий сложения и вычитания, учатся переводить на язык математических символов ситуацию, изображенную на рисунке, реальное жизненное явление, а также объяснять по рисункам или схемам действие, которое нужно выполнить. На этом этапе внимание фиксируется на понимании того, что означают знаки «+» и «-»

Так, например, при чтении задачи : "К 3 рыбкам приплыла 1, стало 4. 3 рыбки да еще 1, всего 4. К 3 прибавить 1 получится 4", слово "прибавить" при записи обозначается знаком "+" (плюс). В другой задаче результат может быть уже дан на рисунке, только его нужно научиться видеть. При этом не возникает особой необходимости задаваться вопросом : "Сколько всего?" или "Сколько осталось?".

Важно, чтобы эти подготовительные упражнения предусматривали разнообразные жизненные ситуации, например:

"У девочки было 3 цветных карандаша. Брат подарил ей еще 2 карандаша. Сколько карандашей стало у девочки?";

"Из гаража сначала выехало 6 машин, а потом 3 машины. Сколько всего машин выехало из гаража?" и т. п.

Решая подобные задачи, дети выполняют действия с предметами или с их заместителями и связывают их с действиями сложения. При этом они вслух ведут рассуждение: "У девочки 3 да 2 карандаша - всего 5,-значит, если к 3 прибавить 2, получится 5".

Результат арифметического действия в это время дошкольники находят путем счета предметов, поскольку еще не знакомы с приемами вычислений. Также в ходе бесед с воспитанниками педагог выясняет, как они понимают слова "больше - меньше - столько же", "длиннее - короче - такой же длины", "выше - ниже", "дороже - дешевле". Например, детям предлагается рассмотреть рисунок и ответить на следующие вопросы: "Где кругов меньше - слева или справа? Сколько их? Где кругов больше? Как узнали? Что нужно сделать, чтобы кругов слева и справа было поровну?".

Упражняясь в подобных заданиях, дошкольники интуитивно усваивают понятие взаимно однозначного соответствия. При этом упражнения с различными предметами следует выполнять неоднократно до тех пор, пока все дети не только поймут, но и будут употреблять в своей речи введенные математические термины без ошибок.

Для пояснения понятий "длиннее - короче" можно взять две ленты, одинаковые по ширине, но разной длины (Какая лента длиннее? Какая короче). Разъяснение указанных понятий и ряда других контрастных терминов не должно быть кратковременным. Подобная работа сопутствует изучению счета и закрепляется при решении задач. При этом важно, чтобы с течением времени контрастные понятия не только употреблялись в связи с конкретным числовым материалом, но и воспринимались в абстрактном виде. Например, дети должны ответить на вопросы: "Где больше воды - в ведре или в ста-кане?", "Что ближе - твоя квартира или спальня в нашей группе?", "Кто выше - жираф или бегемот?", "Что шире - река или ручей?" и т. п.

Таким образом, решить задачу - значит установить связи между данными и искомым, сформулированными условием задачи, на основе чего выбрать, а затем и выполнить арифметическое действие и дать ответ на поставленный вопрос.

Задачи на нахождение суммы и остатка -первые задания, с которыми знакомятся дошкольники. Важно, чтобы каждый ребенок понял, каким действием решается конкретная задача и почему. Для того чтобы выбор действия был осознанным, ребенок должен представить это действие, а еще лучше выполнить его, используя предметы или их заменители. Особенно актуально это в самом начале обучения решению текстовых задач. Поэтому детям 5-6 лет нужно объяснить простейшее предметное моделирование условия задачи. В приложении 1 приводится пример моделирования условия задачи на нахождение суммы.

Для разъяснения смысла вычитания также можно использовать моделирование с опорой на представления дошкольников о соотношении целого и части. В приложении 2 представлен пример моделирования условия задачи на нахождение остатка, который поможет обучить детей самостоятельному решению задач. Как показала практика, дошкольники охотно выполняют рисунки в соответствии с текстом задач, объясняют и "записывают" по ним решение.

В ходе исследования моделирование применялось также при ознакомлении детей с решением задач на нахождение неизвестного слагаемого и неизвестного вычитаемого. Примеры таких задач представлены в приложении 3. Кроме того, данный прием был опробован при решении задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц.

Для включения детей в активную деятельность в процессе решения задач с применением моделирования следует предлагать им составлять новые зада по преобразованной модели. В качестве примера использования технологии П. М. Эрдниева "Укрупненных дидактических единиц" к составлению взаимообрат- ных задач в приложении 4 подобраны задачи, одна из которых является основной, а другие - обратные, составленные детьми путем преобразования модели. 3адачи на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, выраженные в прямой форме, могут быть введены одновременно, сразу после рассмотрения задач на нахождение суммы и остатка. Обу-чение детей решению задач на увеличение и уменьшение числа на несколько единиц, в которых дана разность численностей двух множеств, также требует подготовительной работы. В данном случае она сводится к раскрытию или уточнению выражений "столько же", "больше на", "меньше на" при выполнении упражнений следующего вида:

положите слева 6 палочек, а справа 6 кружков. Что можно сказать о числе палочек и кружков? Их поровну; кружков столько же, сколько палочек;

положите в один ряд 5 кружков, а во второй ряд столько же квадратов. Придвиньте еще 3 квадрата. Каких фигур больше? На сколько квадратов больше чем кругов? На три. Квадратов столько же, сколько кружков, да еще 3. В этом случае говорят, что квадратов на 3 больше, чем кружков;

положите слева 4 квадрата, а справа надо положить треугольники - на 3 больше, чем квадратов. Что значит "на 3 больше"? Столько же, да еще три.

Аналогично раскрывается смысл выражения "меньше на" : меньше на 5 - это столько же без 5 или не хватает 5, чтобы было столько же. Пример решения такой задачи представлен в приложении 5. От детей в данном случае потребуются знание двоякого смысла отношений "больше на", "меньше на". А именно, если одно множество на несколько единиц больше, чем второе, то второе множество на столько же единиц меньше, чем первое. Решив задачу на увеличение числа на несколько единиц, педагог совместно с детьми может составить обратные задачи : на уменьшение числа на несколько единиц в косвенной форме и на разностное сравнение чисел.

Аналогичную работу по созданию укрупненных дидактических единиц можно проделать и с задачей на уменьшение числа на несколько единиц. Например: "В вазе лежало 7 зеленых яблок, а красных на 3 меньше. Сколько красных яблок лежало в вазе?". По отношению к этой задаче с помощью моделирования можно составить обратные задачи : на увеличение числа на несколько единиц в косвенной форме, на разностное сравнение чисел.

Таким образом, с помощью моделей педагог вместе с детьми может преобразовывать одни задачи в другие, составлять обратные задачи. Прием мо-делирования может использоваться не только для объяснения выбора действия, но и для выполнения следующих заданий : по готовой модели составить новую задачу, определить, соответствует ли данная модель прочитанной задаче, выбрать из двух моде-лей ту, которая соответствует данной задаче, найти ошибки в рисунках и т. п.

При использовании приема моделирования дошкольники легче воспринимают текст задачи, совершают меньше ошибок при выборе действия, с неподдельным интересом включаются в процесс создания моделей новых задач. С учетом этого можно сделать вывод, что моделирование - весьма эффективное средство обучения дошкольников решению текстовых задач.

Приложение 1

Пример моделирования условия задачи на нахождение суммы детьми подготовительной к школе группы

Текст "У мальчика было 3 красных мяча и 2 синих. Сколько мячей было у мальчика?".

(Повторяя условие задачи, ребенок берет 3 красных мяча, показывает их детям, кладет в коробку, находит карточку с обозначением числа 3. Затем берет 2 синих мяча и, показав их детям, находит карточку с обозначением числа 2.)

Педагог; Что спрашивается в задаче?

Ребенок: Сколько мячей было у мальчика?

Педагог: Что нужно сделать с синими мячами, чтобы мячи были все вместе?

Ребенок: Их нужно сложить вместе с красными мячами.

(Кладет синие мячи в коробку, где лежат 3 красных мяча.)

Педагог: Сколько красных мячей было в коробке?

Ребенок: Три мяча.

Педагог: А теперь мячей в коробке стало больше или меньше?

Ребенок: Больше.

Педагог; Почему?

Ребенок: Мы к 3 мячам добавили еще 2 мяча.

Педагог: Как мы это запишем?

Ребенок: Три плюс два.

(Выставляются карточки [3] [+] [2])

Педагог: Сколько же всего мячей было у мальчика?

Ребенок: Пять.

Педагог: Как вы узнали?

Дети: Три плюс два будет пять.

Педагог: А как можно узнать по-другому?

Дети: К трем прибавить один - будет четыре, и еще один - будет пять.

Педагог; Давайте проверим, правильно ли мы решили задачу : достанем мячи из коробки и пересчитаем.

(Ребенок вынимает мячи из коробки и пересчитывает их.

Дети убеждаются, что мячей действительно пять.

Затем педагог переходит от предметного к графическому моделированию.)

Педагог: Давайте запишем задачу и ее решение в тетради. Как можно изобразить в тетради мячи?

Дети: Кружками.

Педагог: Сколько красных кружков вы нарисуете?

Дети: Три.

Педагог: А сколько синих?

Дети: Два.

Дети рисуют 3 красных кружка, а рядом 2 синих.)

Педагог: Что спрашивается в задаче?

Дети: СКОЛЬКО всего мячей?

Педагог: Как мы это покажем? Давайте изобразим это вот такой большой дугой: как будто две руки собирают все мячи вместе. (Дети рисуют дугу.) Но ведь в задаче это еще неизвестно, а только спрашивается. Напишем под дугой вопросительный знак.

(В результате у детей в тетради получается графическая модель задачи.)

Педагог: Закройте кружки полоской бумаги. Как узнать, сколько всего кружков, не пересчитывая их?

Что нужно сделать?

Дети: Нужно сложить числа 3 и 2.

Педагог: Покажем с помощью карточек с цифрами решение : [3] [+] [2] [=] [5]. Сколько всего мячей у

мальчика?

Дети: У мальчика 5 мячей.

( Педагог подводит итог: целое определяли по известным частям, целое больше своих частей.)

Приложение 2

Пример моделирования условия задачи на нахождение остатка детьми подготовительной к школе группы

Текст задачи : "У Маши было б яблок. 2 яблока она дала Тане. Сколько яблок осталось у Маши?".

(После прочтения текста задачи педагог задает детям вопрос.)

Педагог: Сколько яблок было у Маши?

Дети: Шесть яблок.

(Педагог или ребенок берет бумажные модели шести яблок и кладет их в корзину.)

Педагог: Нарисуйте в тетрадях столько же кружков, сколько яблок было у Маши.

(Педагог рисует на доске 6 кружков, дети рисуют столько же кружков в тетрадях.)

Педагог: Сколько яблок Маша отдала Тане?

Дети: Два.

(Ребенок или педагог вынимают из корзины 2 яблока.)

Педагог: Как это отметить на рисунке? Зачеркните столько кружков, сколько яблок Маша отдала Тане.

(Педагог на доске, а дети в тетрадях выполняют задание.

В результате получается графическая модель задачи.)

Педагог: О чем спрашивается в задаче?

Дети: Сколько яблок осталось у Маши?

Педагог; Покажите оставшиеся яблоки на рисунке, обозначьте их дугой и поставьте под нею знак

вопроса.

Педагог (закрывая полоской бумаги оставшиеся яблоки) :

Как же узнать, сколько яблок осталось у Маши?

Дети: Надо из шести вычесть два.

(Дети выкладывают карточки с решением под рисунком : [6] - [2] = [4].

Дают ответ: "У Маши осталось 4 яблока".

Вынимают из корзины оставшиеся "яблоки" и считают их, убеждаясь в правильности ответа.

Под руководством педагога они выясняют, что 6 яблок - это целое, которое состоит из 2 частей:

яблоки, которые отданы, и оставшиеся яблоки.)

Публикации по теме:

Морское путешествие. Занятие по математике с детьми 7-года жизни .

Тема: «Закрепление счёта до 10 и обратно» Цель:1. Продолжать учить порядковому счету в пределах 10 и обратно. 2. Учить называть соседей данного числа в пределах 10. 3. Продолжать учить.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование моделирования при решении текстовых задач
Опубликовано: 4 марта 2013 в 23:00
+5Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД