Ирина Клементьева
Использование мультимедийных интерактивных игр в формировании первичных представлений о фольклоре
▼ Скачать + Заказать документы
Использование мультимедийных интерактивных игр в формировании первичных представлений о фольклоре
В условиях современного российского общества особое значение приобретают проблемы духовно - нравственного воспитания подрастающего поколения.
Духовные ценности всегда служили ориентиром в жизни любого человека. Русское народное искусство, национальная культура - основы русской духовности - являются важнейшим фактором формирования, становления личности каждого ребенка. Содержание духовно-нравственного воспитания определено в концепции духовно-нравственного развития и воспитания ФГОС ДО, позиционируя формирование представлений об отечественных традициях и праздниках как одну из важнейших задач познавательного развития. Без знания своих корней, традиций своего народа невозможно воспитать полноценного гражданина и патриота; знакомство с традициями, обычаями помогает воспитывать любовь к истории, культуре своего народа, положительно влияет на эстетическое развитие детей, раскрывает творческие способности ребенка, формирует общую духовную культуру.
Публикация «Использование мультимедийных интерактивных игр в формировании первичных представлений о фольклоре» размещена в разделах
Традиции, обычаи, обряды, праздники содержат в себе проверенные временем и историческим отбором знания, умения, навыки русского народа, что представляет для воспитания и обучения детей-дошкольников предмет социальной востребованности и актуальности.
Таким образом, знания национальных праздников, традиций, обрядов необходимы для формирования полноценной личности дошкольника, воспитания чувства принадлежности своему народу, патриотизма, гордости за свою страну, уважительного отношения к другим народам.
К сожалению, очень часто современные дети демонстрируют отсутствие интереса к национальным культурным ценностям, незнание традиций и праздников своего народа. Это проявляется во многих сферах - героев русских народных сказок заменили человек-паук, черепашки-ниндзя, бэтмен и т. п, дети с удовольствием расскажут о празднике хеллуин, но не знают откуда появился праздник Широкая Масленницаи как его праздновать, каждый знает что такое гамбургер, но не многие знакомы с кулебякой и расстегаем. А ведь в традициях и обычаях нашего народа много умного, интересного, красочного. Формирование у детей правильного отношения к культурному наследию своего народа - важнейшее звено воспитательной работы, которое содействует развитию у ребенка чувства любви, уважительного отношения к себе и другим, собственной значимости и самодостаточности.
Зачастую и сами педагоги не придают должного значения важности данной проблемы. Бывает, взрослые и сами не знают корней праздников, обычаев, истории их возникновения. Многие праздники просто не учитываются в календарно-тематическом планировании (день конституции, день космонавтики, день победы, народные языческие праздники), или освещаются в непосредственно образовательной деятельности очень поверхностно (методы и приемы не вызывают интерес у детей). Существует необходимостьболее активнопроводить работу по взаимодействию с родителями (организация семейных экскурсий, тематические поделки, рисунки, участие в организации и проведении праздников).
Для ознакомления детей с национальной атрибутикой, для организации НОД детей по народной тематике, создания тематических уголков в группах (наглядные пособия, литература, национальные костюмы, предметы быта, народные музыкальные инструменты)необходима достаточно обширная материально-техническая база. Однако многие образовательные учреждения зачастую не располагают ресурсами для обеспечения всем необходимым групп и музыкального зала в полном объеме.
Непосредственно образовательная деятельность в области «Художественно-эстетическогоразвития» играет ведущую роль в формировании представлений детей о национальной культуре, фольклоре. Дети знакомятся с лучшими образцами народной музыки, песенным и инструментальным фольклором, становятся активными участниками тематических народных праздников, досугов.
Новые ФГОС ДО вносят определенные изменения в общеразвивающую программу дошкольного образования; в связи с этим, изменяются и условия ее реализации. Возникает необходимость поиска новых средств, методов и приемов при организации педагогического процесса по формированию у старших дошкольников представлений о национальных традициях и праздниках.
В нашем дошкольном учреждении внесены изменения в календарно-тематический план: в образовательный процесс включены праздники по народной тематике (" Осенины", "Коляда пришла" ,"Широкая масленица", "Весняночка","Праздник русской березки" - для детей старшего и среднего дошкольного возраста, костюмированные досуги ("Мы частушек много знаем!", "Расписные ложки", "В гости к 3 богатырям", "Веселые посиделки" - для детей старшего и среднего дошкольного возраста, " Колобок - румяный бок", "В гостях у Маши", "Петрушкин балаган", "Бабушка Арина" - для детей младшего дошкольного возраста, развлечения для всех возрастных групп (викторины, мультимедийные интерактивные игры на знание народных музыкальных инструментов;театрализованные представления; тематические беседы о пословицах и поговорках, русских народных сказках, народных промыслах)
Мы используем в непосредственно образовательной деятельности в разделе «Музыка» с детьми ознакомление с народными играми, хороводами, инсценировками народных песен с использованием атрибутов национальных костюмов, игр на детских народных музыкальных инструментах в ансамбле и оркестре, мультимедийных дидактических игр помогает лучше усвоить новые знания и закрепить пройденный материал.
Окружение ребенка предметами национального характера способствует пониманию, что он - часть великого русского народа. Помощь музыкального руководителя воспитателям в организации и оформлении тематических уголков в группах " Русские народные инструменты", "Национальный костюм" и др., в подборе аудиотеки с записями народных сказок, песен, плясовых мелодий оказывает положительное влияние на развитие интереса ребенка к культурному наследию своего народа.
Важным звеном в работе по формированию представлений детей о национальных ценностях, культуре является приобщение родителей к образовательному процессу. В нашем детском саду родители оказывают посильную помощь в организации и проведении праздников и досугов (оформление помещений, пошив костюмов, изготовление атрибутов и пр.); активно принимают участие в выставках рисунков, поделок, фотоколлажей (совместные посещения с детьми массовых народных гуляний); оказывают помощь в распространении абонементов на концерты в театры и филармонию.
В нашем детском садупри организации педагогического процесса активно используется интерактивная доска - как обширный наглядный материал (есть возможность познакомить детей с "редкими" в наши дни музыкальными инструментами, труднодоступными национальными костюмами, старинными предметами быта и т. п., дает возможность просматривать обучающие и ознакомительные видеофильмы, разрабатывать и использовать мультимедийные интерактивный пособия и игры. Все это активизирует познавательный интерес ребенка, его эмоциональный отклик, позволяя быстрее усвоить новый материал или закрепить пройденный.
Предлагаем вашему вниманию положительный опыт нашей работы в разработке и использовании интерактивных мультимедийных игр для детей младшего, среднего и старшего дошкольного возраста.
Мультимедийная интерактивная игра " В гостях у Маши"
Возраст целевой группы: 3-4 года;
Цель игры: формирование интереса у детей к народным музыкальным инструментам;
Задачи: закреплять знания о русских народных музыкальных инструментах, развивать музыкальную память;
Алгоритм работы со слайдами:
№ слайда Действия и возможный вариант пояснения педагога
№1
Титульный слайд
№2-№7
Педагог предлагает детям назвать музыкальныеинструменты изображенные на слайдах, а затем прослушать мелодию и определить, какой инструмент звучал
№ 8
Педагог предлагает детям выбрать музыкальный инструмент из предложенных и сыграть на нем под народную мелодию
№ 9
Заключительный слайд - молодцы!
Мультимедийная интерактивная игра
"Русские народные инструменты"
Возраст целевой группы: 5-7лет;
Цель : формирование интереса у детей к народным музыкальным инструментам;
Задачи: закреплять знания о русских народных музыкальных инструментах, развивать музыкальную память;
Алгоритм работы со слайдами:
№ слайда Действия и возможный вариант пояснения педагога
№1
Титульный слайд
№ 2, 4, 6, 8
Педагог загадывает загадку обинструменте, как называют музыканта, который на ней играет, рассказывает об инструменте
№ 3, 5, 7, 9 Просмотр видеоролика - ансамбль музыкантов или солист
№ 10, 13, 16
Определи, какой инструмент звучит
№11,14, 17
Найди "лишний" инструмент
№12, 16 Отгадай загадку
№17 Просмотр видеоролика - оркестр народных инструментов
№18 Заключительный слайд - спасибо за внимание