МААМ-картинки

Использование музыкально-ритмических движений в развитии творческих способностей детей

Ремзия Ниметулаева
Использование музыкально-ритмических движений в развитии творческих способностей детей

Формирование у детей дошкольного возраста танцевального творчества является не только программной задачей, но и необходимым условием более полного, гармоничного и глубокого развития и воспитания ребенка.

Подготовкой к двигательному творчеству признано обучение детей танцам и отдельным движениям. Обучение языку движений с целью развития у воспитанников творческих способностей, а именно: танцевального творчества, будет эффективным только на основе полноценного музыкального материала. Музыка должна активизировать фантазию ребенка, направлять ее, побуждать к творческому использованию выразительных движений. Исполнительство и творчество детей базируется на ярких музыкальных впечатлениях. Исходя из этого, разработана система соответствующего музыкального репертуара. Используемые музыкальные произведения танцевального характера содержат яркие и узнаваемые образы, доступные детям, выраженные ясными понятными средствами.

Публикация «Использование музыкально-ритмических движений в развитии творческих способностей детей» размещена в разделах

Музыкальная пантомима и танцевальные движения определяют основные направления обучения. Знакомство с каждым жестом или танцевальным движением начинается с сообщения о его значении. Интонированное произнесение слова или фразы, соответствующие этому значению, сопровождается эмоционально-выразительным исполнением движения (которое сначала показывает педагог, а потом повторяют дети по образцу). Такое первоначальное знакомство чаще всего проводится в сопоставлении одного движения с другим, противоположным по значению. Сравнение контрактных движений способствует тому, что дети лучше осознают их смысл и различие в исполнении. Дети, впервые увидев новое движение и узнав его значение, тут же ориентируются педагогом на выразительное исполнение. Обучение танцевальным движениям происходит по принципу их усложнения или изменения. Сначала педагог вместе с детьми исполняет простейшие движения, известные им по прошлому опыту и знакомит с образным значением этого движения, например: положение стопы, поставленной на пятку так, что носок круто задирается вверх, можно выражать настроение задора, задиристость, зазнайство. Затем педагог показывает, как это движение преобразуется, усложняется в результате добавления к нему уже знакомых элементов и от этого изменяется общий смысл. Включение в общее движение корпуса, головы, рук еще больше расширяет диапазон значения движений. Тем самым, на примере нескольких движений, ребенок видит и учится не только с помощью педагога, но и самостоятельно добавляя движение рук, некоторые элементы, повороты головы, наклон корпуса из одного уже знакомого движения составлять либо новое движение, либо композицию движений. На этой основе дети учатся импровизировать. Эти импровизации включены в сюжетные, где дети передают свое эмоциональное состояние. Таким образом, движение – на пути от простейшего упражнения к танцу – каждый раз предстает перед глазами детей как бы в новом свете, новом варианте. Такая вариативность позволяет не только знакомить детей с широкими возможностями использования одного и того же движения. Благодаря систематическому обновлению, пополнению дети многократно повторяют его или его основной элемент с неизменным интересом. На этой основе выразительность исполнения не только не утихает, но обогащается, насыщается новыми красками и одновременно с этим гармонично и всесторонне развивается двигательный навык. Яркие музыкальные произведения и связанные с ними образные рассказы педагога, содержащие определенный сюжет, стимулируют детское воображение. Отдельные попытки детей создавать новые собственные выразительные движения стали важной ступенью к развернутому танцевальному творчеству. Задача, стоящая перед детьми, – представить себя в определенном образе и найти для его воплощения соответствующую выразительную пластику.

В других этюдах дети представляли и показывали, как пляшут звери. Задача заключалась в том, чтобы исполнять танцевальные движения в характере того или иного персонажа, придавая им то медвежью тяжесть и неповоротливость, то лисью грациозность и изящество, то заячью бесшабашность. Музыкальный материал соответственно подбирается к каждому образу, характеру данного героя так, чтобы выбранные мелодии стимулировали детское воображение. Сначала дети прослушивают музыкальное произведение и определяют «про кого рассказывает музыка», называют персонаж, его действия и движения. Затем дети воплощают в движениях и в композициях то, что услышали в музыке. Педагог может использовать образные рассказы о том или ином персонаже. Эти рассказы либо придумываются, либо составляются на занятии из разрозненных предположений детей о содержании музыки. Всегда групповые исполнения этюда чередуются с индивидуальными попытками, которые предлагаются исполнить желающим детям. В этот момент очень важна для ребенка поддержка педагога - не сухое «хорошо» или «плохо», а содержательная оптимистическая оценка того, что смог ребенок достичь в своем творчестве.

Очень удаются детям импровизации и творческие задания по произведения П. И. Чайковского «Детский альбом», сами названия составляющих сборник произведений - содержательны. Это «Марш солдатиков», «Новая кукла», «Игра в лошадки» и др.

Большой интерес у детей вызывают музыкальные сказки. Здесь работа также начинается с восприятия музыкального материала. По музыкальным темам, выразительным интонациям дети догадываются о появлении того или иного героя, его действиях. Далее идет серия занятий, каждое из которых посвящено одному, двум образам. Образная речь педагога при анализе характера персонажа, особенностей его пластики, активизируют детскую фантазию, и помогает найти яркие выразительные движения. Все дети на этих занятиях воспроизводят один и тот же образ в движениях и вместе ищут способы его музыкально-двигательного воплощения. Разрозненные эпизоды собираются воедино, и дети исполняют всю сказку целиком, попеременно меняясь ролями.

Таким образом, действенным средством формирования у детей музыкально-двигательного творчества является обучение языку пантомимических и танцевальных движений, включающее ознакомление со значением этих движений, овладение некоторыми способами их соединения, варьирования, выразительного исполнения и приемами композиции танца. Сюжетный танец, который основывается на музыкальной драматургии и характеризуется игровыми особенностями, создает благоприятные условия для формирования у детей музыкально-двигательного творчества.

Публикации по теме:

«Будем петь и танцевать!» Открытое занятие по развитию музыкально-ритмических движений в старшей группе Цель: развивать музыкально-ритмические навыки дошкольников: двигаться ритмично, прислушиваясь к музыке, сменой движений реагировать на изменение.

Досуг «Веселая ярмарка» (развитие речи посредством музыкально-ритмических движений в старшей группе) Досуг "Веселая ярмарка" (развитие речи посредством музыкально-ритмических движений в старшей группе) ОО Художественно – эстетическое развитие.

Формирование творческих музыкально-ритмических способностей детей старшего дошкольного возраста Важным направлением образовательной работы является создание условий для развития творческой активности, воспитания интереса к раз-личным.

Использование нетрадиционных дидактических игр в развитии речевых и творческих способностей детей В нашем детском саду используются различные виды дидактических игр для малышей. Я хочу предложить вам разнообразить игровую деятельность.

Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности в развитии творческих способностей дошкольников Инновационный педагогический опыт: «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности в развитии творческих способностей.

Опыт работы по теме «Методы и приемы, используемые в процессе разучивания музыкально-ритмических движений» С введением Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования возросла потребность в эффективных методах.

Развитии творческих способностей детей посредством использования нетрадиционных техник изобразительной деятельности «Истоки способностей и дарования детей – на кончиках их пальцев. От пальцев идут тончайшие нити – ручейки, которые питают источник творческой.

Развитие музыкально-ритмических движений у детей старшего дошкольного возраста Разнообразные типы музыкальной деятельности дарят ребятам мгновения удивительного человеческого самовыражения, формируют музыкальный навык.

Роль музыкально-ритмических движений в танцевально-двигательной самореализации детей В наше социально - ориентированное время, когда жизнь человека стала оцениваться мерой успеха, признания и достижения конкретных целей,.

Роль ТРИЗ в развитии творческих способностей детейРоль ТРИЗ в развитии творческих способностей детей Меняются приоритеты, меняется и роль взрослого в воспитательно-образовательном процессе. Теперь он (взрослый) выступает в роли направляющего,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование музыкально-ритмических движений в развитии творческих способностей детей
Опубликовано: 31 декабря 2016 в 21:49
+8Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 5.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...

22 апреля. День Матери Земли. Передвижка «День Земли»

Сегодняшний праздник отмечается во всем мире, ведь он посвящен нашему общему месту обитания — планете Земля.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД