Наталья Зотова
Использование нестандартного оборудования для сенсомоторного развития детей раннего возраста
▼ Скачать + Заказать документы
«Истоки способностей и дарований детей – на кончиках их пальцев»
В. А. Сухомлинский
Анализ ситуации.
Раннее детство - особый период для формирования органов и систем, и прежде всего функций мозга. Учеными доказано, что функции коры головного мозга не фиксированы наследственно, они развиваются в результате взаимодействия организма с окружающей средой. Ранний возраст – самое благоприятное время для сенсомоторного воспитания, без которого невозможно нормальное формирование умственных способностей ребенка.
Публикация «Использование нестандартного оборудования для сенсомоторного развития детей раннего возраста» размещена в разделах
- Младшая группа
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Сенсорное развитие и воспитание. Сенсорика
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» июнь 2013
Сенсомоторное развитие дошкольника – это развитие его восприятия и формирование представлений о внешних свойствах предметов: их форме, цвете, величине, положении в пространстве и развитие моторной сферы. Значение сенсомоторного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.
Около трети всей площади двигательной проекции коры головного мозга занимает проекция кисти руки, причем она расположена так близко к речевой зоне, что это дает все основания рассматривать кисть руки как еще один «орган речи», такой же, как и артикуляционный аппарат.
Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь.
Для улучшения сенсорного развития ребенка необходимо обогащать теорию и практику дошкольного воспитания, т. е. разрабатывать и использовать наиболее эффективные средства и методы сенсорного воспитания в детском саду.
Актуальность проблемы
Готовность ребенка к школьному обучению в значительной мере определяется его сенсорным развитием. Исследования, проведенные психологами, показали, что большая часть трудностей, возникающих перед детьми в ходе начального обучения, связана с недостаточной точностью и гибкостью восприятия. В результате возникают искажения в написании букв, построении рисунка, неточности в изготовлении поделок.
Данные диагностики детей младшей группы на начало учебного года показали недостаточность развития у воспитанников сенсорного воспитания, мелкой моторики рук, а также зрительно-моторной координации.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Понимание педагогами и родителями значимости и сущности своевременной диагностики кистевой моторики и педагогической коррекции сохранят не только физическое и психическое здоровье ребенка, но и оградят его от дополнительных трудностей обучения, помогут сформировать навык письма.
Актуальность моей работы заключается в том, что целенаправленная и систематическая работа по развитию сенсорики и мелкой моторики у детей дошкольного возраста во взаимодействии с семьей способствует формированию интеллектуальных способностей, речевой деятельности, а самое главное, сохранению психического и физического развития ребенка.
Современный ребёнок испытывает недостаток тактильных, слуховых, обонятельных ощущений. Порой он воспринимает окружающий мир линейно, однобоко. Вернуть всю полноту восприятия через взаимодействие с реальными объектами - главное назначение сенсомоторного уголка, создаваемого в нашей группе.
Пластиковые крышки – это великое достижение человечества. Это наиболее доступный материал, который можно найти в каждом доме. Пластиковые крышки не только различны по величине, но и по цвету. Следовательно, простор для творчества открывается безграничный. Крышки от пластиковых бутылок– хороший исходный материал, который можно использовать для создания занимательных игр по сенсомоторному развитию.
Кроме того, давая вторую жизнь пластиковым использованным предметам (практически бросовому материалу) мы уменьшаем количество мусора на нашей планете. Ведь пластик разлагается сотни лет, выделяя вредные вещества, она загрязняет окружающую среду и наносит вред флоре и фауне. В последнее время проблема сохранения окружающей среды становится всё острее.
Развитие мелкой моторики, нормализация состояния мелких мышц руки, развитие зрительно- моторной координации можно осуществить в играх с мелкими предметами- разноцветными крышечками.
В нашей группе мы решили создать сенсорно-моторный уголок «Занимательные крышки», так как он востребован, функционален, эффективен и разносторонен. Развивающая среда позволяет каждому малышу найти занятие по душе, поверить в свои силы и способности.
Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Таким образом, в результате проделанной работы я пришла к заключению, что целенаправленная, систематическая и планомерная работа по развитию сенсорики и мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста во взаимодействии с родителями способствует формированию интеллектуальных способностей, а самое главное – способствует сохранению физического и психического здоровья ребенка. И все это напрямую готовит дошкольника к успешному обучению в школе!
Цель:
Формирование у детей раннего возраста сенсомоторного развития с помощью игр из бросового материала.
Формирование у детей раннего возраста умения видеть результаты труда, придумывать, как можно использовать нетрадиционный, бросовый материал – крышки от разных ёмкостей.
Создание системы мероприятий направленных на развитие мелкой моторики и сенсорного представления у детей младшего дошкольного возраста в продуктивной деятельности.
Задачи:
Создать условия для развития воображения и содействовать интеллектуальному творческому саморазвитию детей, интегрированное использование в воспитательно-образовательном процессе педагогических технологий по ознакомлению дошкольников с крышками.
Развивать познавательную активность, любознательность, творческие способности, воображение, мышление, коммуникативные навыки, повысить качество занятий в свободное время.
Определить содержание авторских обучающих игр для развития творческих интеллектуальных способностей детей, уточнить и расширить знание о крышках и сформировать осознанное понимание их значимости.
Расширять кругозор каждого ребенка на базе ближайшего окружения.
Создавать условия для развития самостоятельной познавательной активности.
Определить способы и методы развития творческих, познавательных, интеллектуальных способностей детей.
Способствовать накоплению сенсорного опыта ребенка через развитие зрительного и тактильного восприятия, развивать мелкую моторику руки.
Вовлечь родителей и детей в создание игрушек и пособий для развития сенсорной культуры;
Участники проекта :
Дети от 3 до 4-х лет, родители, Воспитатель младшей группы Зотова Н. А.
Срок реализации:
Проект групповой; долгосрочный.
Планируемые результаты.
Результат деятельности детей
Систематическая работа в данном направлении позволяет достичь следующих положительных результатов: кисть приобретает хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, меняется нажим, что в дальнейшем помогает детям легко овладеть навыком письма, и формируется художественный вкус.
Игры с цветными крышками научат детей ориентироваться в цветовой гамме, дадут понятие о величине, будут способствовать развитию мелкой моторики рук, научат решать логические задачи, разовьют творческие способности.
Играя, ребенок учится сопоставлять, сравнивать, устанавливать простые закономерности, принимать самостоятельные решения.
Играя, каждый ребенок понимает, что форма, величина, цвет- постоянные признаки предметов, которые нужно учитывать при выполнении самых различных действий. У ребенка появляется интерес к знаниям, усидчивость, самостоятельность.
Система работы. Этапы реализации:
1. Организационный.
• Сбор и анализ информации по данной проблеме.
• Изучение теоретических и методических основ подготовки ребенка к формированию взаимодействия с окружающим миром.
• Проведение тестирования и диагностики на начало реализации проекта и его окончание.
• Постановка проблемы.
• Составление плана.
• Создание развивающей среды
• Работа с родителями
• Практическая реализация проекта: открытые занятия для педагогов, родителей, отработка полученных знаний, умений и навыков по данной проблеме.
2. Основной.
Предполагаемая дата провед. Мероприятия. Место проведения мероприятия Наименование мероприятия Ответственный за выполнение
1.09.-5.09. Групповая комната Подготовить для родителей задания и рекомендации по изготовлению пособий, развивающих сенсомоторный аппарат. Воспитатель Зотова Н. А.
1.09.-15.09. Групповая комната Создание сенсомоторного уголка в группе
«Занимательные крышки» Воспитатель Зотова Н. А.
1.10. Групповая комната
Изготовление из крышек игр и пособий на развитие сенсомоторных навыков «Автомобили», «Цветы», сжетные картинки. Воспитатель Зотова Н. А.
5.10. Групповая комната Проведение первичного диагностического инструментария и мониторинг психофизиологических возможностей каждого воспитанника. Воспитатель Зотова Н. А.
Комната для разде-
вания Анкетирование для родителей
"Выявление интересов и знаний родителей воспитанников по вопросам сенсорного развития и воспитания дошкольников" Воспитатель Зотова Н. А.
8.10. Групповая комната Создание картотеки игр по развитию мелкой моторики и формированию сенсорных эталонов Воспитатель Зотова Н. А.
18.10. Комната для разде-
вания «Как знакомить детей с сенсорными эталонами дома»,консультация для родителей. Воспитатель Зотова Н. А.
6.11. Групповая комната Мастер-класс для родителей «Учим пальчики» Воспитатель Зотова Н. А.
30.11. Комната для разде-
вания Информация в родительском уголке на тему: «Сенсорика и развитие мелкой моторики руки» Воспитатель Зотова Н. А.
12.12. Групповая комната
Рассматривание иллюстраций с изображением различных видов крышек, изготовление альбома с различными композициями, вовлечение детей в обсуждение по вопросам. Воспитатель Зотова Н. А.
15.12. Групповая комната Привлечение родителей к созданию дидактических игр на развитие сенсомоторных навыков. Воспитатель Зотова Н. А.
19.01. Комната для разде-
вания Семинар – практикум для педагогов ДОУ «Занимательные крышки» Воспитатель Зотова Н. А.
30.01. Групповая комната Просмотр видео и фотосюжетов из жизни детей в ДОУ Воспитатель Зотова Н. А.
15.02. Комната для разде-
вания Консультация «Беседы с детьми дома и в детском саду о назначении крышек. Подборка о них материала». Воспитатель Зотова Н. А.
18.03. Комната для разде-
вания Буклеты для родителей «Как организовать домашние игры по развитию сенсомоторики» Воспитатель Зотова Н. А.
21.03. Комната для разде-
вания Информационная корзина. Консультация для родителей «Развитие общих интеллектуальных способностей». Воспитатель Зотова Н. А.
11.04. Групповая комната Проведение с детьми игрового занятия-сказки
Тема: «Эти крышки - волшебницы» Воспитатель Зотова Н. А.
17.04. Групповая комната Мастер-класс для педагогов ДОУ на тему
«Пальцы помогают говорить» Воспитатель Зотова Н. А.
25.05. Групповая комната Итоговая диагностика сенсорных представлений детей, развития моторики руки. Анализ полученных результатов Воспитатель Зотова Н. А.
30.05. Комната для разде-
вания Конкурс «Вместе с мамой», изготовление игры с крышечками дома. Воспитатель Зотова Н. А.
3. Заключительный.
• Итоговое занятие «Эти крышки - волшебницы».
• Оформление альбома «Занимательные крышки»;
• Презентация проекта. Обобщение опыта работы по воспитанию интеллектуальных и сенсорных способностей у дошкольников.
• Выступление на педагогическом совете в ДОУ.
Диагностический инструментарий
По результатам диагностики была подобрана система игр и упражнений, направленная на развитие сенсомоторики и слухового восприятия детей младшего возраста. Свою работу я построила на основе игры, так как именно в игре развиваются все психические процессы ребенка. Результатом на этом этапе стала разработка перспективного плана по сенсорному воспитанию (цвет, форма, величина). При подборе и составлении игр, я взяла за основу систему развивающих игр, используя следующие принципы : совмещение в деятельности ребенка элементов игр-забав, через которые решались задачи познавательной деятельности; постепенное усложнение задачи и условия игры; повышение умственной активности в решении предлагаемых задач
Во время диагностики развития сенсорного и мелкой моторики пальцев рук были выявлены следующие результаты, что у 36% детей низкий уровень, у 44%средний и лишь 20% детей показали высокий уровень. Из чего можно сделать следующий вывод, что данный проект необходим для этой группы детей.
У 36% детей уровень сенсорного развития ниже возрастной нормы
и у 44%детей недостаточный объем сведений об окружающем мире.
Для выявления уровня осведомленности родителей по развитию мелкой моторики было проведено анкетирование, которое показало что:
У 70%родителей низкий уровень осведомленности о возможностях и потребностях детей младшего дошкольного возраста
У 40% родителей завышенные требования к ребенку, лишь 40% родителей играют с детьми в развивающие игры.
Таким образом, мониторинг показал, что необходимо разработать систему мероприятий направленных на развитие мелкой моторики и сенсорного развития с использованием бросового материала. Этот вид деятельности позволяет расширить знания детей о свойстве, качестве предмета, их форме, цвета, величине, способствуют развитию мелкой моторики, а также формируют навыки общения детей.
Диагностическая карта
№/n
Ф. И.
Реб. Ориентировка в цветовой гамме Понятие о величине Проявление
творческих способностей
Решение логических задач Проявление самостоятельности Точность движений Речь в процессе игры
Н. К. Н. К. Н. К. Н. К. Н. К. Н. К. Н. К.
1
2
3
4
5
6
7
8
9
10
11
12
13
14
15
16
17
18
19
20
21
22
23
24
Н. - начало года К. - конец года
Условия, обеспечивающие достижения новых
образовательных результатов.
Для успешной реализации поставленных задач, проект предполагает тесное взаимодействие с педагогами и родителями.
• Научно-методическая литература
• Изучение передового опыта
• Диагностика
• Игры, упражнения, задания на развитие сенсорных эталонов
• Фронтальные и подгрупповые занятия
• Создание развивающей среды
• Работа с родителями
Условия реализации проекта: проект может быть успешно реализован при наличии следующих материалов и оборудования :
Сенсомоторный уголок в группе;
Методический инструментарий:
– разработка перспективного плана и цикла игр-занятий;
– картотека дидактических игр по развитию сенсорики и моторики;
Исследовательский инструментарий:
– бросовый материал (цветные крышки и винтовые части);
– тематические картинки и карточки на жёсткой основе
Литература.
1. Расту, играю, развиваюсь! : Занятия с ребенком от рождения до шести лет/ Авт. -сост. Г. Е. Акимова. – Екатеринбург: У-Фактория, 2005. – 368 с. (Серия «Психология детства: Практикум»)
2. Баландина JL А., Гаврилова В. Г. «Диагностика в детском саду», Ростов
н/Д. : «Феникс», 2004.
3. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В. В. «Неизведанное рядом.
Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников», М. :
«Творческий центр»,2001.
4. Егоренков JI. И. «Экологическое воспитание дошкольников и младших
школьников», М. ,2001.
5. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением»,
№2-2005,тема номера «В гармонии с природой».
6. Журнал «Управление дошкольным образовательным учреждением»,
№3-2007, тема номера «Экологическое воспитание».
Ю. Зверева О. JL, Кротова Т. В. «Родительские собрания в ДОУ», М. :
«Айрис-пресс»,2006.
10. Каралашвили Е. А., Антоненкова О. В., Малахова Н. Е. «Организация
сенсомоторного уголка в группе детского сада», Справочник старшего
воспитателя, №5-2008.
11. Козлова А. В., Дешеулина Р. П. «Работа ДОУ с семьёй», М. :«Творческий
центр: Сфера»,2004.
12. Метлева JI. А., Удалова Э. Я. «Развитие сенсорной сферы детей».
13. Н. Михайлова 3. А. «Игровые задачи для дошкольников», СпБ. : «Детство-
Пресс», 1999.
14. Никитина Е. «Сенсорные уголки для диагностики», «0бруч» №2-2006.
15. Сольцева О. Г. «Наши помощники - органы чувств», «Ребёнок в детском саду» №3-2007.