МААМ-картинки

Использование нетрадиционного спортивного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками

Татьяна Бочкина
Использование нетрадиционного спортивного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками

Государственное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 В. О. р-на

Тема: “Использование нетрадиционного спортивного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками. ”

Исполнитель : Руководитель физического воспитания Бочкина Татьяна Викторовна

Растить детей здоровыми, сильными – задача каждого дошкольного учреждения. И в наш современный век особенно актуальными задачами являются привитие детям интереса к физической культуре и спорту, а также обучение их доступным двигательным умениям и навыкам.

Публикация «Использование нетрадиционного спортивного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками» размещена в разделах

Не секрет, что большую часть времени дети проводят в статическом положении: у телевизоров, компьютеров, за столами. Поэтому в детских садах стараются повысить двигательную активность детей с целью формирования культуры движений, систематизации образовательных, оздоровительных и воспитательных задач, которые бы обеспечивали физическое развитие, функциональное совершенствование организма и укрепление здоровья детей.

В дошкольных учреждениях одной из основных форма развития двигательной активности детей являются физкультурные занятия. В целях развития и поддержания интереса к занятиям важно позаботиться о подборе физкультурного оборудования. Рациональный подбор оборудования, его обновление, внесение новых пособий, их перестановка или чередование – все это помогает реализовать содержание разных типов занятий (тренировочное, игровое, сюжетно-игровое, контрольно-проверочное).

Одним из средств решения поставленных задач является использование на физкультурных занятиях, праздниках и развлечениях нетрадиционного спортивного оборудования.

В основном оно изготавливается из подручного материала: пенопласта, крышек от бутылок, фломастеров, остатков линолеума, поролона, клейкой бумаги, цветного скотча, капсул от киндер-сюрпризов и т. д. Сделанные пособия являются многофункциональными. Они используются в общеразвивающих упражнениях, в основных движениях, соревнованиях, на праздниках и развлечениях.

Целью использования нетрадиционного спортивного оборудования является создание оптимальной двигательной среды, способствующей воспитанию культуры здоровья дошкольников.

Задачи:

Задачи:

1. Проектирование и обогащение двигательной среды с помощью разнообразного нетрадиционного оборудования

2. Мотивировать педагогический коллектив и родителей на создание и использование нетрадиционного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с детьми.

3. Повысить интерес детей к занятиям физической культурой, разнообразить формы и методы повышения двигательной активности.

Мною разработано авторское тематическое планирование физкультурных занятий с детьми всех возрастных групп с использованием нетрадиционного спортивного оборудования.

группа сентябрь октябрь ноябрь декабрь январь февраль март апрель май

Младшая

группа Труба *Сухой душ *Горка с тоннелем *лыжи *Салютики *Задуй в воротики *паутинка *Гантели-иммунели

Средняя группа *Сухой душ *паутинка *Мяч для раскачива-ния *лыжи *массажные ролики *моталочки *ежики *Забрось мяч *змея-равнове

-сие

Старшая группа *ОРУ с гантелями-иммунелли *змея-равновесие *ежики *Ладошки потягушки *ходули *Мячи балансиры *скалолаз-ка *резиночки *накорми лисёнка

Подгото-вительн.

группа *перекинь колечко *ходули *накорми лисёнка *ходули *скалолазка *лыжи

*змея-равновесие *резиноч-ки *труба-для прыжков *моталочки

Разработано авторского планирования спортивных досугов с дошкольниками всех возрастных групп с использованием нетрадиционного оборудования.

Подготовительная группа

Сентябрь Конспект №1 (

Октябрь Игры на фитбольном мяче

Ноябрь Палочка- выручалочка (

Декабрь Спорт-это здоровье (ЗАГАДКИ, РЕБУСЫ, ИГРЫ)

Январь Игры с кеглями

Февраль День защитника Отечества (

Март Эстафетная палка

Апрель День подвижных игр (

Май Конспект №9 (

Используются нетрадиционные формы работы с семьёй :

-проведение практических занятий;

-семинаров;

-организация работы клуба «Здоровейка»;

- проведение совместных спортивных досугов и праздников;

- организация соревнований «Папа, мама, я – спортивная семья»;

- участие родителей в совместных проектах «Спорт в моей семье», «Игры нашего детства», «Здоровый образ жизни в семье».

План работы клуба «Здоровейка» на 2016-2017 учебный год

Сентябрь Встреча №1 «Система физкультурно-оздоровительной работы в ГДОУ д/с №38»в 2016-2017 уч. году

Задачи: - ознакомить родителей с системой физкультурно - оздоровительной работы в ГДОУ

- организовать активное взаимодействие с семьёй по вопросам физкультурно-оздоровительной работы

Основные вопросы содержания встречи:

- рассказ о мероприятиях «Системы физкультурно-оздоровительной работы ГДОУ д/с №38 на 2016-2017 учебный год»;

- анкетирование родителей;

- знакомство родителей с планом работы клуба

Октябрь Встреча №2 «Закаливание – путь к здоровью дошкольника»

Задачи: - организовать взаимодействие д/с и семьи в закаливании дошкольника

Основные вопросы содержания встречи:

- познакомить родителей с системой закаливания;

- беседа с родителями о закаливании в семье;

- выставка литературы

Ноябрь Встреча №3 «Мир мальчиков»

Задачи: - помочь родителям в осознании ребёнка себя как представителя определённого пола, в знании особенностей физического развития мальчиков

Основные вопросы содержания встречи:

-оказать помощь в физическом воспитании и развитии мальчиков в семье;

-показ игр для мальчиков;

-различные требования и особенности физического развития мальчиков;

-познакомить родителей с программой, используемой в работе с мальчиками и девочками в д /с;

-проиграть с родителями в некоторые игры

декабрь Встреча №4 «Мир девочек»

Задачи: - помочь родителям в осознании ребёнка себя как представителя определённого пола, в знании особенностей физического развития девочек

Основные вопросы содержания встречи:

-оказать помощь в физическом воспитании и развитии девочек в семье;

-показ игр для мальчиков;

-различные требования и особенности физического развития девочек;

-познакомить родителей с программой, используемой в работе с мальчиками и девочками в д /с;

-проиграть с родителями в некоторые игры

январь Встреча №5 «Формирование правильной осанки у детей дошкольного возраста»

Задачи: - показать родителям важность формирования правильной осанки у детей дошкольного возраста

Основные вопросы содержания встречи:

- беседа с врачом об основных правилах, которые необходимо соблюдать родителям для формирования правильной осанки детей;

-показ медсестрой по ЛФК упражнений, направленных на формирование правильной осанки;

-показ оборудования, которое может быть использовано в семье

-знакомство с литературой и информационно-наглядными материалами

февраль Встреча №6 «Беседа и показ нетрадиционного оборудования для спортивных занятий с детьми дома»

Задачи: - показать родителям нетрадиционное спортивное оборудование;

- активизировать творческую активность родителей в создании спортивных атрибутов из подручных материалов

Основные вопросы содержания встречи:

- показ оборудования, использование его в домашних условиях;

- игры с родителями с использованием нетрадиционного оборудования

март Встреча №7 «Подвижные игры с детьми в семье»

Задачи: - рассказать о важности подвижной игры в жизни дошкольника

Основные вопросы содержания встречи:

-рассказ и показ игр, в которые могут играть дома родители с детьми;

- использование нетрадиционного оборудования сделанного своими руками;

- любимые игры родителей;

- анализ результатов анкетирования родителей

апрель Встреча №8 «Обучение детей плаванию»

Задача: - рассказать родителям об обучении плаванию как одном из самых действенных средств закаливания ребёнка-дошкольника

Основные вопросы содержания встречи:

- знакомство родителей с программой по обучению плаванию;

- советы и рекомендации на лето по закреплению полученных в детском саду навыков

май Встреча №9 «Лето на пороге»

Задача: - дать практические советы и рекомендации родителям по организации летнего отдыха с детьми

Основные вопросы содержания встречи:

- практическое занятие с врачом ГДОУ (проведению закаливающих процедур с детьми, практика оказания первой медицинской помощи);

- подвижные игры с детьми на воздухе, в воде;

- выставка литературы, информационно-наглядных материалов

Одной из приоритетных задач формирования здорового образа жизни у детей дошкольного возраста является создание мотивации, обучение и привитие навыков здорового образа.

Современный воспитатель - это творческий работник, мастер своего дела, новатор, ведущий здоровый образ жизни, который использует в своей работе новейшие методические разработки.

Важным направлением в формировании у детей основ здорового образа жизни является правильно организованная предметно-пространственная среда, прежде всего это двигательная предметно-развивающая среда. Она должна носить развивающий характер, быть разнообразной, динамичной, трансформируемой, полифункциональной, для этого в нашем детском саду мы используем физкультурное нестандартное оборудование, изготовленное руками педагогов, родителей и самих детей, ведь новое спортивное оборудование - это всегда дополнительный стимул активизации физкультурно-оздоровительной работы.

При проектировании предметно-пространственной среды, способствующей формированию здорового образа жизни детей - дошкольников, следует исходить из необходимости учета следующих факторов:

• индивидуальных социально-психологических особенностей ребенка;

• особенностей его эмоционально-личностного развития;

• индивидуальных интересов, склонностей, предпочтений и потребностей.

К сожалению, в детских садах еще есть дети, имеющие нарушения опорно-двигательного аппарата: сутуловатость, вялая осанка, уплощенная стопа, вальгусное положение пяток. В процессе роста организма по различным неблагоприятным причинам могут возникнуть деформации позвоночника, ног и стоп.

Как утверждал Гиппократ "Стопа - это фундамент, на котором стоит здание - наше тело", и поэтому в нашем детском саду мы внедрили в практику своей работы нестандартное оборудование для профилактики плоскостопия, дошкольники обязательно должны ходить босиком по разнообразным поверхностям. Выполнение упражнений с пособиями и дидактическим инвентарем повышает интерес к занятиям, улучшает качество их выполнения. Поэтому я постоянно работаю над обогащением развивающей среды - изготавливаю нестандартное физкультурное оборудование.

На эффективность проведения занятий влияет качественная и глубоко продуманная предварительная работа по подготовке всех необходимых пособий и инвентаря, которые помогут проводить комплекс живо, эмоционально, интересно. Моя задача - насыщение пространства физкультурного зала недорогим, нетрадиционным, многофункциональным оборудованием и инвентарем, отвечающим гигиеническим, анатомофизиологическим, психическим, эстетическим, эргономическим и другим требованиям.

Я разработала конспекты занятий и развлечений с использованием изготовленного мной нетрадиционного физкультурного оборудования и успешно применяю их на практике. Под моим руководством в каждой возрастной группе создан физкультурный уголок или "Уголок здоровья", где в доступном для детей месте находятся пособия для развития двигательной активности. Это и фабричное спортивное оборудование, и нетрадиционное, изготовленное педагогами и родителями. Здесь можно увидеть различные массажные и ребристые дорожки, для профилактики плоскостопия, кольцебросы, бильбоке, мишени, ленты, косички и многое другое.

В спортивном зале нашего детского сада установлен детский скалодром, который также является нетрадиционным оборудованием для решения следующих задач:

• создание оптимальных условий для реализации индивидуальных потребностей в двигательной деятельности;

отработка техники безопасности в экстремальных ситуациях,

• обучение детей элементарным навыкам горного туризма.

Главной ценностью для человека является его здоровье. Причем эта ценность выступает в двух уровнях: личном и общественном. Дошкольный возраст в развитии ребенка – это период, когда закладывается фундамент его здоровья и культуры движения. В современном обществе предъявляются высокие требования к психофизической подготовленности детей.

Надо признать, что в современном обществе приоритетным становится интеллектуальное развитие ребенка. Дети в большинстве своем испытывают «двигательный дефицит», то есть количество движений, производимых ими в течение дня, ниже нормы. Это увеличивает статистическую нагрузку на определенные группы мышц. Снижается сила и работоспособность мускулатуры, что влечет за собой нарушение функций организма. Поэтому необходимо вести поиск новых подходов для привлечения детей к занятиям физкультурой и спортом, развивая интерес к движению как жизненной потребности быть ловким, сильным, смелым. Мы осознаем, что физическое и интеллектуальное развитие должно проходить параллельно. Решение этой проблемы видится в совокупности социально – педагогических условий. Этому способствует и использование нетрадиционного оборудования в работе по физическому воспитанию детей.

Движение – это жизненная потребность, средство укрепления организма. Малыш по своей природе – деятель, и деятельность его выражается в движении. Чем разнообразнее движения, тем больше информации поступает в мозг, тем интенсивнее идет интеллектуальное развитие. Для полноценного развития ребенка необходимо, чтобы в двигательной деятельности он знакомился с как можно большим количеством разнообразных физкультурных пособий и предметов. Известен научно-обоснованный вывод, что ни имитация, ни образы не дают такого положительного результата при выполнении двигательных заданий, как оборудование и пособия.

Успех физкультурных занятий, да и эффективность физического воспитания детей в целом, зависит от форм, методов и приемов, индивидуального подхода к детям, а также в большой мере от наличия необходимой материально-технической базы. Предметное окружение имеет огромное значение для развития активности детей, формирования их инициативного поведения и творчества.

Недостаточное материальное обеспечение, отсутствие возможности приобрести дорогостоящее оборудование, горячее желание, несмотря ни на что сделать физкультурные занятия занимательными и эффективными, разнообразными и увлекательными, побуждают многих педагогов к поиску новых форм работы.

Нетрадиционное оборудование – это всегда дополнительный стимул физкультурно-оздоровительной работы. Поэтому оно никогда не бывает лишним. Можно без особых затрат обновить игровой инвентарь в спортивном зале, если есть желание и немного фантазии.

С помощью нетрадиционного оборудования решаются задачи федеральных государственных требований образовательных областей «Физическая культура» и «Здоровье» :

-развитие физических качеств (скоростных, силовых, гибкости, выносливости и координации);

-накопление и обогащение двигательного опыта детей (овладение основными движениями);

-формирование у воспитанников потребности в двигательной активности и физическом совершенствовании;

-

Результаты работы :

1 .Осуществлен мониторинг состояния здоровья, физического развития и физической подготовленности.

2 . Проведена диагностика образовательной обстановки ДОУ: среды, двигательного оборудования.

3 .Создана творческая группа по проблеме.

4. Разработаны эскизы и изготовлены образцы нетрадиционного физкультурного оборудования.

5. Апробировано и внедрено в педагогический процесс ГДОУ использование нетрадиционного оборудования.

Опыт работы был распространен на районном уровне:

• на базе ГДОУ ЦРР д/с № 38, проведен районный мастер-класс «Использование нетрадиционного спортивного оборудования в профилактики плоскостопия ГДОУ» (2010 год)

Тема : «Профилактика плоскостопия с помощью нетрадиционного оборудования»

План мастер-класса:

1. О массажных ковриках

Приобщение к миру физической культуры, здоровому образу жизни начинается с создания условий для достижения оптимального уровня двигательной активности детей.

Эффективность реализации задач и содержания физического воспитания детей дошкольного возраста во многом зависит от наличия рациональной предметно-игровой среды: спортивно-игровой материал, различные тренажеры, нестандартное оборудование. Интерес, игра, предметная среда являются главным побудительными стимулами для детей.

Профилактические упражнения с применением профилактических ковриков направлены на формирования правильного свода стопы, массажа стоп, корректировки осанки. Чтобы суметь заинтересовать детей, взрослому необходимо в совершенстве научится самому владеть оборудованием. И чтобы у детей был стойкий интерес к профилактическим упражнениям, желание заниматься физической культурой, необходимо разнообразить предметную среду. Для формирования мотивации и повышения интереса к двигательной активности, профилактическим упражнениям, было изготовлено авторское нестандартное оборудование, которое способствует: общему укреплению организма, поддержанию психомоторного развития на возрастном уровне; профилактике нарушения осанки; исправлению имеющейся деформации стопы; укреплению мышц, формирующих свод стопы; формированию и закреплению навыка правильной ходьбы.

Упражнения с нестандартным оборудование, способствуют совершенствованию функции равновесия и двигательного контроля, формируют правильную осанку, укрепляют мышцы свода стопы.

Массажные коврики и дорожки

Материалы: искусственная кожа разных оттенков; также можно использовать пуговицы разных размеров; бусинки – деревянные, пластиковые, разных размеров и цветов; искусственная и натуральная кожа.

Ходьба по дорожкам и коврикам - обычная, на носках, на пяточках, на внешней стороне стопы, на внутренней, прыжки, бег.

При ходьбе на ножку ребенка действуют разные раздражители – мягкие и жесткие, давая различные ощущения стопе.

Коврики могут использоваться в гимнастике после сна. Ребенок встает на коврик и выполняет действия, озвученные словами.

Массажный коврик для маленьких ножек. Итак, на коврик-основу нашиваются полоски-карманы. Их количество зависит от размеров основы, у нас гармонично смотрятся четыре. Размер кармана – основы, карман тщательно пришивается по периметру, при этом оставляется небольшой (4-5 см) незашитый участок для засыпания наполнителей. Засыпается (по порядку) : пшено, горох, ячмень и манку. Круп ушло по 1 кг, гороха хватило полпакета. Засыпать крупы удобно через воронку.

Коврик с крупами довольно тяжелый, поэтому при зашивании отверстий лучше попросить кого-нибудь помочь. Наполнители можно выбирать любые, лишь бы они отличались по ощущениям и не были очень грубыми. Во время эксплуатации коврика выявился приятный побочный эффект – обучающий

Массажная дорожка "Пуговички"Шьется такая дорожка очень просто, но не очень быстро (главное – терпение) : на штанину от старых джинсов (очень удобно - ткань плотная, швы остаются внутри штанины) крепко-крепко пришиваются все имеющиеся в доме плоские пуговицы. По ней мы топали ножками, гладили ручками и пытались «открутить» отдельные пуговички. А еще учили цвета, размеры (большая, маленькая, средняя, самая большая и т. д.). В пуговичках может быть две или четыре дырочки (посчитаем) или дырочек совсем не видно. Пуговички разной формы (кроме круглых, у нас нашлись квадратные и пуговичка-шарик). Наши игры: - находим две (три, четыре – сколько есть) одинаковые пуговички или любые одного цвета; вариант – какая пуговичка только одна? - мне нравится маленькая оранжевая квадратная пуговичка (или большая белая с четырьмя дырочками и т. д.). Где она? Вот так – начали с массажа ножек, а дошли до «зарядки для мозгов».

Состоит из трёх кругов с различным наполнением (гранулы, песок, поролон) и гофрированной зоны. Занятие на данной дорожке обеспечивает массаж стопы, предотвращает возникновение продольного и поперечного плоскостопия, а также происходит тренировка мышц голени.

Мастер –класс

Чтобы сшить «кочку» нам нужен- изолон и плотная ткань или клеёнка разных цветов (красная, синяя, желтая, зеленая).

Вырезаем из ткани круг (диаметр круга может быть различен).в середину вкладываем изолон. Зашиваем края.

Игра

Педагоги делятся на 2-3 команды. Каждой команде даётся определённый набор подручного материала (1- пуговицы, материя, изолон, 2- киндеры, изотон, каранкаши, 3-фасоль, мишура, фломастеры).Каждая команда за определённое время должны нарисовать коврик-дорожку из предложенного материала, а затем доказать 1 представителю от команды почему этот коврик лучше остальных, полезней и безопасней. Как ещё можно использовать этот коврик.

Публикации по теме:

Использование нестандартного оборудования как современное эффективное средство физкультурно-оздоровительной работы в ДОУ МДОАУ д/с № 40 г. Орска “Голубок” Обобщение опыта работы по теме: “Использование нестандартного оборудования как современное.

Построение образовательного процесса по физкультурно-оздоровительной работе в ДОУ Современное дошкольное образование ориентирует педагога на необходимость учета индивидуальных особенностей развития личности ребенка. Одним.

Презентация буклета «Использование нетрадиционного оборудования «Парашют» Буклет в переводе с французского означает "колечно". Для чего он нужен? Взяв в руки брошюру, начинаешь невольно рассматривать её, вращая.

Фотоотчёт о летней физкультурно-оздоровительной работе в подготовительной группеФотоотчёт о летней физкультурно-оздоровительной работе в подготовительной группе «МЫ И ЛЕТО» Фотоотчёт о летней физкультурно – оздоровительной работе в подготовительной группе Воспитатель: Лошкарева Татьяна Анатольевна.

Использование мячей-фитболов в физкультурно-оздоровительной работе с детьми (Часть 3).Использование мячей-фитболов в физкультурно-оздоровительной работе с детьми (Часть 3). Доброе время суток, уважаемые коллеги! Рада видеть Вас вновь на страницах моего блога. Продолжаю делиться накопленным опытом и впечатлениями.

Использование здоровьесберегающих технологий при физкультурно — оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста Использование здоровьесберегающих технологий при физкультурно – оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста Колесникова Г. В. ,.

Комплекс мероприятий по физкультурно-оздоровительной работе №п/п Содержание Группа Периодичность Ответствен. Время 1 Оптимизация режима 1.1 Организация жизни детей в адаптационный период и создание.

Консультация «Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе» Консультация на тему: "Инновационные подходы к физкультурно-оздоровительной работе" Подготовил: Инструктор по физической культуре Азаркин.

Мастер-класс для педагогов по физическому развитию с использованием нетрадиционного спортивного оборудования Цель: повышение компетенции педагогов по физическому развитию с использованием нетрадиционного спортивного оборудования. Здравствуйте, уважаемые.

Мастер-класс по изготовлению нетрадиционного спортивного оборудования «Волшебные палочки»Мастер-класс по изготовлению нетрадиционного спортивного оборудования «Волшебные палочки» Предложенное Вашему вниманию спортивное оборудование сделано своими руками для пополнения развивающей предметно – пространственной среды.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционного спортивного оборудования в физкультурно-оздоровительной работе с дошкольниками
Опубликовано: 17 октября 2017 в 18:57
+10Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД