Использование нетрадиционной техники рисования «граттаж» для детей старшего дошкольного возраста

Наталья Владимировна Курникова
Использование нетрадиционной техники рисования «граттаж» для детей старшего дошкольного возраста

Старший дошкольный возраст является сензитивным для развития творческих способностей. Но для их развития недостаточно традиционного подхода, а требуется систематическое использование и нетрадиционных методов и приемов. Уровень развития творческих способностей наиболее заметен в свободной изобразительной деятельности.

Изобразительная деятельность играет важную роль в духовном обогащении дошкольников, способствует закладке этических и эстетических чувств. В то же время – это среда для развития творческого потенциала ребенка, помогающая его самореализации. Особое значение имеет рисование, как вид графической деятельности и основа изобразительного искусства.

Для того, чтобы ребенку выразить свои замыслы в графической форме на плоскости листа бумаги,ему необходимо иметь представления о тех предметах и их качествах, которые должны быть нарисованы, и сформированные навыки и умения, которые совершенствуются в процессе изобразительной деятельности.

Изобразительное искусство включает в себя многообразие техник, материалов и способов их использования. Иногда ребенку недостаточно привычных, традиционных способов и средств, чтобы выразить свои фантазии, именно поэтому для работы с детьми старшего дошкольного возраста педагоги часто применяют различные нетрадиционные техники рисования. Каждая из этих техник – это маленькая игра детского воображения. Их использование позволяет детям чувствовать себя раскованнее, смелее, самостоятельнее, непосредственнее. В процессе этой деятельности происходит стимулирование детской активности, инициативности в придумывании содержания изображения, а также создаёт предпосылки для полной свободы самовыражения ребёнка, совершенствуя его умение использовать графические средства выразительности: линию, штрих, контраст для передачи своих впечатлений.

Работы, выполненные ребенком в нетрадиционной технике,всегда очень привлекательны.

Хотелось бы отметить одну из интересных нетрадиционных техник рисования, применяемых в детских рисунках, граттаж(от фр. gratter — скрести, царапать, смысл которой заключается в том, что рисунок проявляется в ходе процарапывания острым инструментом (стекой, зубочисткой, острой палочкой, концом кисточки, стержнем) по бумаге или картону, которые залиты тушью или гуашью поверх воска. Другое название техники - воскография, дети называют «царапкой».

Техника граттаж и её другое название гратография была известна в России ещё в XX веке и часто использовалась графиками для иллюстрирования произведений. Для граттажа характерны четкость и силуэтность рисунка, а также отсутствие полутонов и цветовых переходов. Выразительным средством является линия, штрих, точка, пятно. По способу получения рисунка (процарапывание) граттаж сравнивают с гравюрой.

Одно из основных средств выразительности рисунка, исполненного в технике граттаж, является линия. С помощью линии ребенок создает описание своих эмоций, повествует сюжет, описывает предмет, объект. Линия, казалось бы, самое минимальное средство выразительности, но в тоже время в детском рисунке является основным мощным средством выражения. В данной технике приветствуется четкость линий и, в зависимости от задуманного изображения, умение передавать контур изображения. Поэтому граттаж способствует развитию и совершенствованию точности и уверенности движения руки, формированию композиционных навыков, умение свободно владеть материалом, навыка сохранения движения в определённом направлении. (т. к. в технике граттаж может использоваться декоративные композиции, которые строятся на ритмическом повторении элементов узора). Он способствует развитию у детей творчества, пробуждает фантазию, активизирует наблюдательность, внимание и воображение, развивает ручные умения, чувства формы и цветоощущение, способствует воспитанию художественного вкуса у детей.

Различают цветной и черно-белый граттаж. В черно-белом варианте выразительными средствами являются линия, штрих, точка, контраст. Черно-белый граттаж можно сделать позитивным или негативным. В первом случае выцарапывают светлый рисунок на темном фоне (самая распространенная техника, во втором – подложку делают темной, а фон светлым. Возможны и варианты применения цветной туши или гуаши, также тонированного фона и черной туши. Для создания черно-белого изображения на белый лист плотной бумаги (картон) равномерно наносится воск или парафин (свеча). Затем вощеная поверхность покрывается тушью или гуашью с небольшим количеством жидкого мыла или средства для мытья посуды (шампунь, чтобы краска не скатывалась.

В цветном граттаже средствами выразительности являются линия, штрих, точка и цвет. Чтобы получить эффектный разноцветный рисунок, подложку делают из нескольких цветов восковых мелков. Также допустим такой вариант: сначала основу прокрашивают акварелью, задавая будущий цветовой контекст изображения, затем покрывают воском и также красят тушью.

Эта техника рисования привлекает многих своей простотой исполнения и необычным эффектом. Процарапывание для ребенка превращается в «волшебный» процесс «проявления» рисунка на тонированном листе бумаги. Работая втехнике граттаж, ребенокстановится исследователем и уже в процессе подготовки листа дети делают для себя маленькие открытия.

Также можно отметить, что нетрадиционная техника граттаж таит в себе огромный обучающий потенциал: она знакомит ребенка с основами композиции, дает представление о физических свойствах веществ (восковые мелки, парафиновая свеча, гуашь,тушь).Дети получают новые знания о материалах и их свойствах, а также совершенствуют свои навыки и умения пользоваться ими. Маленькие исследователи в процессе своей деятельности узнают, что воск под воздействием тепла становиться мягким, а свеча может сгибаться; восковые мелки ломаются, а тушь или гуашь растекается по восковому слою, но если чуть-чуть капнуть моющей жидкости, то все меняется.

Удобна техника граттаж для использования в разных возрастных группах дошкольников, так как в результате минимально приложенных усилий получается эффектный рисунок. Следуя простым инструкциям, даже самый неопытный человек или маленький ребенок сможет создать настоящее произведение искусства. Разница лишь в том, что малышам исходный материал необходимо приготовить заранее, а дети старшего дошкольного возраста могут сделать все самостоятельно.

Картины в технике граттаж могут выполняться в практически любом стиле. Это может быть пейзаж, натюрморт, сюжетные картины, декоративные орнаменты. Для начинающего работать в этой технике ребёнка можно использовать трафарет. Для разнообразия работы можно применять аппликацию из разных материалов: бумага различной фактуры, ткань, ватные диски, салфетки, природный материал и многое другое. Такое разнообразие расширяет диапазон проявления творческого потенциала у детей дошкольного возраста.

В итоге можно отметить, что нетрадиционная техника граттаж комплексно воздействует на ребенка,развивая творческое воображение, мелкую моторику рук, креативность мышления и способствует его всестороннему развитию. Дети, владеющие этим нетрадиционным методом рисования, создают новый, самостоятельный, оригинальный продукт своей деятельности, в котором проявляется творчество, фантазия, реализация их замысла через нетрадиционные средства для его воплощения.

Публикации по теме:

Фотоотчет «Наблюдение за снегом и использование нетрадиционной техники рисования на тему «Первый снег»Фотоотчет «Наблюдение за снегом и использование нетрадиционной техники рисования на тему «Первый снег» Наблюдение за первым снегом. Использование нетрадиционной техники рисования. Вот какой сегодня выпал первый снег Снег Снег, снег кружится,.

Презентация «Использование нетрадиционной техники рисования в раннем возрасте» Способности к рисованию появляются у детей в раннем возрасте, когда они рисуют пальчиком на запотевшем стекле или маминой помадой на обоях.

Использование нетрадиционной техники рисования ватными палочками элементов дымковской росписи Познакомить с элементами дымковской росписи. Развивать умения пользоваться не традиционным материалом (ватными.

Конспект ОД «Золотая осень» в нетрадиционной техники рисования для детей старшего дошкольного возраста МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА ДЕТСКИЙ САД № 22 СТ. КАВКАЗСКАЯ МУНИЦИПАЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

Консультация для воспитателей «Использование нетрадиционной техники рисования в детском саду» Способность к изобразительной деятельности зарождается в раннем возрасте и достигает наивысшего развития в дошкольном. Каждый ребенок на.

Мастер-класс для педагогов «Использование нетрадиционной техники рисования для работы с детьми» «Чем больше мастерства в детской руке, тем умнее ребенок» Цель: Познакомить педагогов с использованием нетрадиционных техник рисования.

«Природа вокруг нас». Мастер-класс с использованием нетрадиционной техники рисования «граттаж» Город Северодвин Архангельская область МБДОУ д/с "Незабудка" №13. воспитатель: толмачева Юлия Валентиновна СЗД «Природа вокруг нас» Мастер.

Развитие творческих способностей детей старшего дошкольного возраста посредством нетрадиционной техники рисования солью МБОУ «Новокиевская СОШ» Опыт работы по теме: «Развитие художественно-творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования»Фотоотчет «Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной техники рисования» Хочу представить продолжение моей работы по самообразованию: Развитие мелкой моторики у детей дошкольного возраста с помощью нетрадиционной.

Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей дошкольников Сообщение на тему: «Использование нетрадиционной техники рисования для развития творческих способностей дошкольников» «Именно творческая.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
Автор публикации:
Использование нетрадиционной техники рисования «граттаж» для детей старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 9 ноября 2018 в 18:48
+23Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
25 октября.День Золушки на МААМ

Сказку про бедную девушку, которая была вознаграждена за свое трудолюбие, доброту и терпение, любят взрослые и дети. История про Золушку не только поучительная, но и красивая. Какая девочка не мечтает...

24 октября. Всемирный День без бумаги

В четвёртый четверг октября отмечается экологический праздник – День без бумаги. Эта ежегодная международная «безбумажная» акция проходит под лозунгом «Научимся использовать бумагу рационально!» Дело в...

Фотоотчёт «Аппликация «Львёнок» из природного материала в средней группе»
Цель : выполнение аппликации в смешанной технике ( аппликация из природного материала и раскрашивание) Задачи: - Развивать творческое воображение и...
Фоторепортаж «Путешествие в Абхазию. Город Гагра»
Фоторепортаж «Путешествие в Абхазию. Город Гагра» Гагра – город в Абхазии, в котором можно отдохнуть экономно, но при этом увидеть все краски природы и...
Образовательный проект по окружающему миру «Домашние животные»
Введение: Попробуйте представить нашу жизнь без собак и кошек, коров и лошадей, коз, овец и свиней, словом, без домашних животных. Нет, это невозможно! Мы...