Папки-передвижки

Использование нетрадиционных атрибутов в различных видах музыкальной деятельности (на основе орф-педагогики)

Людмила Колесник
Использование нетрадиционных атрибутов в различных видах музыкальной деятельности (на основе орф-педагогики)
▼ Скачать + Заказать документы

Использование нетрадиционных атрибутов в различных видах музыкальной деятельности (на основе орф-педагогики

Описание презентации по отдельным слайдам

Слайд № 1.

Муниципальное бюджетное образовательное учреждение дополнительного образования «Дворец детского юношеского творчества» Всеволожского района.

Дошкольное отделение № 1

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НЕТРАДИЦИОННЫХ АТРИБУТОВ В РАЗЛИЧНЫХ ВИДАХ МУЗЫКАЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ (НА ОСНОВЕ ОРФ-ПЕДАГОГИКИ)

Публикация «Использование нетрадиционных атрибутов в различных видах музыкальной деятельности (на основе орф-педагогики)» размещена в разделах

Составила музыкальный руководитель первой квалификационной категории Колесник Людмила Васильевна.

Слайд № 2.

ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

Цель: Развитие у детей познавательной активности и любознательности путем использования нестандартных атрибутов в музыкально-игровой деятельности

Задачи:

развивающие: - способствовать развитию у детей ранней социализации

- стимулировать творческий потенциал дошкольников

- развивать тонкость и чуткость сенсорного восприятия, ритмического и тембрового слуха, изобретательность в звукотворчестве;

- развивать ассоциативное мышление и воображение.

образовательные:

- учить фантазировать, импровизировать;

- расширять и систематизировать элементарные музыкальные знания;

- познакомить со способами соединения игры на импровизированных инструментах, ритмических движений и пения художественным образом.

воспитательные: - формировать умение работать в коллективе, играя на импровизированных инструментах;

- воспитывать стремление к творческому применению предметов окружающей среды;

-воспитывать умение внимательно слушать себя, музыку, свою игру и товарищей.

Слайд № 3.

АКТУАЛЬНОСТЬ

Необычность, привлекательность и нетрадиционность применения предметов в различных видах деятельности.

- Причины актуальности заявленной темы обусловлены тем, что в работе музыкального руководителя не всегда в арсенале есть различные предметы и атрибуты, которые будут интересны детям и которые помогают развивать познавательную активность и любознательность детей. Представленные мною атрибуты с большим интересом востребованы детьми различного возраста, при этом изготовить их не составляет большого труда и не требует больших материальных затрат.

Использование атрибутов способствует развитию у детей ранней социализации, стимулирует творческий потенциал дошкольников, развивает тонкость и чуткость сенсорного восприятия, изобретательность, развивает ассоциативное мышление и воображение, учит детей фантазировать, импровизировать

Целостное представление об образе детям проще передавать разными выразительными средствами: звуком, используя звучащие материалы (шуршание бумаги, скрип воздушного шарика, ореховые скорлупки и т. д., двигательными импровизациями с помощью различных предметов (ленты, платки, дождь из фольги, воздушные шары, свечи и др.)

Использовать различные атрибуты можно в любом виде деятельности, они развивают творчество, как двигательное, так и словесное, позволяют импровизировать в рамках заданной ситуации, обладают вариативностью. Главное – они вносят радость и удовольствие в музыкальное занятие.

Слайд № 4.

ПРОБЛЕМА

Недостаточное использование на музыкальных занятиях музицирования, импровизации в различных видах деятельности.

Одной из проблем в современном музыкального развития является недостаточное внимание в использовании на музыкальных занятиях такого вида деятельности, как музицирование

В процессе музицирования ребенок при помощи музыки, движения и слова учится находить способы гармонизации своего внутреннего мира, где творческая деятельность нацелена в первую очередь на создание успеха, приобретению опыта переживания музыки как радости и удовольствия.

Подлинный источник этой радости находится не в наслаждении музыкой как таковой, а в получении удовольствия

- от возможности собственных творческих проявлений в том совместном музыкальном действе,

- от спонтанности своего поведения, которое там возникало естественно,

- от радости движения под музыку.

В основе ожидания успеха – стремление ребенка получить одобрение и педагог всегда находит возможность поощрить и похвалить детей.

И если ребенку что-то не удается, придет на помощь наш главный секрет ситуации успеха – когда главная оценка дается не действиям ребенка, а предмету-посреднику.

Слайд № 5.

ОРФ-ПЕДАГОГИКА

Основанная австрийским композитором и педагогом Карлом Орфом, орф-педагогика строится на интеграции движения, пения и игры и музицированию на различных инструментах.

В результате его экспериментальной музыкально-педагогической работы было создано пособие по музыкальному воспитанию “Шульверк”.

Цель Орфовской педагогики: поддержка и развитие потребности детей самовыражения через звук, проживания музыки через движение.

Орф-педагогика - это воспитание и обучение через искусство и творчество, основанное на связи музыки, движения и речи. Эта креативная педагогика позволяет развивать не только музыкально-двигательные способности детей (петь, лучше чувствовать своё тело, танцевать, играть на инструментах, но и раскрыть внутренний потенциал.

Достоинства Орф-педагогики

• Ребенок учиться самовыражению, полностью раскрывается, исчезает скованность и зажатость;

•В программе нет четких правил, шаблонов и стереотипов – полная свобода самовыражения;

• Ребенок получает важный навык – умение импровизировать;

• Темп развития у каждого ребенка индивидуальный – нет необходимости подстраиваться под остальных;

• Раскрытие внутренних способностей ребенка, которые родители могут не замечать;

• Развитие слуха, восприятия;

• Ребенок учится правильно запоминать и усваивать получаемую информацию.

ГЛАВНЫЕ ВИДЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Движение и танец.

Движение – это источник любой человеческой деятельности и инструмент мышления. Присутствует на каждом Орф-занятии. Танец — это организованное движение в пространстве-времени. Танец используется двух типов – 1) традиционно-социальный 2) художественныый

Ритм.

Ритм лежит в основе движения и в основе музыки, с него начинается любая традиционная культура. Ритм организует жизнедеятельность и мышление.

Пение.

Каждый человек одарен голосом не только для говорения, но и для вокализирования. Голос – самый богатый возможностями инструмент, который всегда при нас. В бытовой речи мы используем ничтожную долю того, что может наш голос.

Речь.

В быту смысл слова важнее, чем его звуки. Обычная речь – просто способ передачи закодированной информации. Однако в культуре детей звуки слов, их ритм, не менее важны. Именно так их использует Орф-подход. Он переводит наше внимание со смысла слов на музыкальность и красочность их звучания. Слова становятся вибрациями и ритмами, оказывающими воздействие на энергетику человеческого организма.

Звучащие жесты (body percussion).

Это техника ритмической игры звуками собственного тела. Хлопки, щелчки, шлепки, притопы – целый ансамбль ударных мы носим всегда с собой.

Театр.

История, сказка, миф – нужны для завершения целостности процесса во времени. Без них невозможен никакой осмысленный цикл работы. На определенном этапе процесса все вышеперечисленные виды деятельности (ритм, движение и т. д.) нуждаются в сюжете, который бы их объединил в осмысленное целое.

Какие инструменты используются на Орф-занятии?

Звуковые и шумовые:

- барабаны и ударные инструменты (джембе, маракас, пандейра, деревянная коробочка, реко-реко);

- ксилофоны, глокеншпили (колокольчики, блок-флейта;

- звучащие жесты (body percussion) - это техника ритмической игры на собственном теле: хлопки, щелчки, притопы;

Деревянные кубики, карандаши, катушки, палочки разной толщины, брусочки.

Коробочки из разных материалов (картонные, пластмассовые, металлические, баночки от йогурта, от шоколадных яиц, ячейки).

Природные материалы: желуди, каштаны, орехи, шишки, скорлупки от них, различная крупа, камешки, ракушки.

Металлические банки разных размеров.

Стеклянные бутылки и фужеры.

Пуговицы, шарики, резиночки, колокольчики, пустые тюбики от губной помады, расчески.

Различная бумага (целлофан, пергамент, газета, гофре и пр.).

И многое другое, из чего только можно извлечь звуки!

В данном примерном перечне речь идет не о том, что «голь на выдумки хитра». Идея использовать в работе с детьми самодельные инструменты и конструировать их с ними проста и мудра: детские музыкальные инструменты на первоначальной ступени должны быть игрушками в прямом и высоком значении этого слова. Музыкальными игрушками, которые будят творческую мысль, помогают детям понять, откуда и как рождаются звуки.

СПОСОБЫ ОРГАНИЗАЦИИ

Игра.

Это язык, на котором говорят дети, способ самоорганизации, присущий детскому возрасту и традиционной культуре. Задав правила игры, не учитель организует процесс, а сама игра. Схватив ее правила, дети могут сами предлагать свои варианты ее развития, вступая таким образом в диалог с учителем.

Импровизация.

Иными словами, организованная спонтанность. Легче получается у детей, чем у взрослых. Импровизация, экспериментирование, свободный разговор с телом, голосом, инструментом – начинают каждый новый учебный блок.

Слайд № 6 ЭЛАСТИЧНАЯ РЕЗИНКА

Stretchy Band, Elastablast — разработка Кимберли Дай, американской балерины и танцовщицы, специалиста по фитнесу, проложившей свой путь в двигательной терапии.

(Stretchy Band, Elastablast) — разработка Кимберли Дай, американской балерины и танцовщицы, специалиста по фитнесу, проложившей свой путь в двигательной терапии.

Ее изобретение эластичной резинки и программы работы с ней, способствует развитию у детей ранней социализации: благодаря непреодолимому желанию коснуться мягкой поверхности, увидеть яркие цвета, ощутить сопротивление упругого материала, дети преодолевают свое изначальное нежелание быть в группе.

Представленный мною блок музыкальных игр с резинкой – это опыт американских музыкальных терапевтов и педагогов Российского Орф-сообщества.

В моей практике используется только идея Elastablast, реквизит является его самодельным подобием.

Это длинная, десятиметровая матерчатая резинка, сшитая из отрезков ткани разной фактуры и расцветки. Это позволяет ребенку выбрать себе понравившийся сектор для игры, а педагогу координировать детей в своем выборе в соответствии с задачами той или иной игры. Благодаря разной текстуре ткани, дети развивают свои тактильные ощущения, что важно, так как это одна из ведущих форм взаимодействия ребенка раннего возраста с о

Игры с резинкой.

Младший и средний возраст: «Ножками затопали», «Раздувайся, пузырь!», «Ай, да тесто!»

Старший возраст: «Акула», «Один-много»

Слайд № 7 ВОЗДУШНЫЕ ШАРИКИ

Ни для кого ни секрет, что воздушные шарики – это всегда радость, атрибут веселья для детей. И почему бы не использовать воздушные шарики в качестве барабанов, в качестве мягких мячиков, да и просто в качестве летательного аппарата?

Различные виды деятельности на музыкальном занятии можно украсить этим праздничным, веселым атрибутом : при слушании музыки – издавая с его помощью различные звуки (скребемся как мышки пальчиками – имитируя прием пиццикато, барабаним определенный ритмический рисунок, помогая себе самодельными барабанными палочками из-под суши, в музыкально-ритмической деятельности – в играх, и конечно же, при музицировании на различных инструментах.

Слайд № 8 КИНДЕР-СЮРПРИЗЫ НА РЕЗИНОЧКАХ

Как раньше говорилось, в орф-педагогике применяются различные материалы из окружающей среды, в том числе и формочки из-под Киндер-сюрприза. Внутри самодельного шумового инструмента находится различная крупа, зернышки, горох или фасоль – вся эта начинка создает различные шумовые звуки. Формочка фиксируется на клей и к ней крепится мягкая резиночка для волос.

Такие самодельные маракасики я использую в основном на группах младшего и среднего возраста. Дети одевают на пальчики и играют.

Слайд № 9 ИСКУССТВЕННЫЕ СВЕЧИ

Использую в работе с детьми в темное время суток, в основном зимой. Свечи создают особую завораживающую атмосферу. Взяв свечу в руку можно придумать свой индивидуальный танец, можно собраться в концентрические кружки и увидеть, как красиво двигаются свечи навстречу друг другу, можно ходить змейкой, освещая себе путь на волшебной тропинке. И, главное, - можно использовать их в разных видах деятельности.

Слайд № 10 БУМАЖНЫЙ ОРКЕСТР

Развивает сенсорное восприятие, фантазию, умение слушать музыку. Один из самых легких по исполнению.

Слайд № 12 ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Таким образом, отсутствие каких-либо атрибутов не есть проблема в нашей работе!

Ведь нам на помощь могут прийти нестандартные решения – любые придуманные или находящиеся под рукой предметы помогут нам в развитии креативности детей, в сотрудничестве с другими детьми, кооперации, удержании постоянного игрового настроя на занятиях, а главное – получении удовольствия от своей творческой деятельности на занятиях

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Публикации по теме:

Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельностиКреативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности «Креативная атрибутика в организации различных видов музыкальной деятельности» В последнее время мы наблюдаем стремительное увеличение.

Экологические пространства в детском саду и их использование в разных видах деятельностиЭкологические пространства в детском саду и их использование в разных видах деятельности «Экологические пространства» - это условное понятие, которым мы обозначаем специальные места в детском саду, где природные объекты сгруппированы.

Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей в различных видах деятельности»Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей в различных видах деятельности» Фотоотчёт о семинаре-практикуме в ДОУ «Создание игровой мотивации для детей дошкольного возраста в различных видах деятельности» Как известно,.

Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых»Фотоотчёт «Образы Деда Мороза и Снегурочки в различных видах художественной деятельности детей и взрослых» Тема Деда Мороза и Снегурочки так любима нами, что мы часто в своём творчестве обращаемся к ней. Сколько в этих образов чудес, загадок,.

Использование мягкого конструктора Г. В. Урадовских в различных видах детской деятельностиИспользование мягкого конструктора Г. В. Урадовских в различных видах детской деятельности Я познакомилась с новым для меня видом конструирования в 2015 году, когда проходила обучение на дистанционных курсах повышения квалификации.

Использование моделей в разных видах деятельности по экологииИспользование моделей в разных видах деятельности по экологии Изучать взаимоотношения организмов с окружающей средой и между собой нам помогает зеленый домик "Экология". Дом, домик- это то,что.

Из опыта работы «Применение элементов комбинаторики в различных видах детской деятельности» В жизни нередко возникают проблемы, которые имеют не одно, а несколько различных вариантов решения. Чтобы сделать правильный выбор, очень.

Консультация для родителей «Применение математических знаний в различных видах деятельности»Консультация для родителей «Применение математических знаний в различных видах деятельности» Значение практического применения математических знаний в различных видах деятельности давно отмечают все педагоги. Разрабатывая различные.

Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста в различных видах деятельности. Педагогический проект «Ловкие пальчики» МКДОУ Детский сад № 10 «Кроха» Педагогический проект на тему «Ловкие пальчики» (развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста через.

Развитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельностиРазвитие речевой активности детей среднего дошкольного возраста в различных видах деятельности Актуальность: В настоящее время в связи с вступлением федеральных государственных требований, особую актуальность приобретает проблема развития.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных атрибутов в различных видах музыкальной деятельности (на основе орф-педагогики)
Опубликовано: 19 января 2023 в 14:52
+1Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование нетрадиционных атрибутов в различных видах музыкальной деятельности (на основе орф-педагогики)» (включая файлы) размещена пользователем Людмила Колесник (УИ 1192420) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД