Получи документы

Использование нетрадиционных форм ручного труда в работе со старшими дошкольниками

Елена Зайцева
Использование нетрадиционных форм ручного труда в работе со старшими дошкольниками

Одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является то, что ребёнок обладает установкой положительного отношения к разным видам труда.

Художественный ручной труд объединяет в себе сущностные характеристики художественной и трудовой деятельности. Это творческая, деятельность, направленная на создание конкретного продукта, гармонично сочетающего функциональные и эстетические свойства (единство пользы и красоты).

Публикация «Использование нетрадиционных форм ручного труда в работе со старшими дошкольниками» размещена в разделах

Основная задача по ручному труду – научить детей с удовольствием мастерить, работать с любым подручным материалом, фантазировать и делать своими руками симпатичные поделки так, чтобы был виден процесс и результат работы.

Содержание ручного труда очень разнообразно. Изготовление детьми игрушек и предметов из различных материалов составляет одну из наиболее важных сторон трудового воспитания дошкольников, особенно в старшем дошкольном возрасте.

Ручной труд дает ребенку возможность почувствовать себя мастером, художником, творцом, формирует желание и стремление мастерить своими руками, прививает уважение к чужому труду.

Своими руками малыш может сделать совершенно разные вещи и подарить своим близким, например книжную подставку для брата, машинку для папы, открытку для бабушки, корзинку-игольницу для мамы.

Важным условием успешного развития детского художественного творчества, является разнообразие и вариативность форм работы.

Новизна обстановки, необычное начало работы, красивые и разнообразные материалы, интересные для детей неповторяющиеся задания, возможность выбора – вот что помогает не допустить в детскую деятельность однообразие и скуку, обеспечивает живость и непосредственность детского восприятия.

В детях заложена уникальная способность к деятельности. Основное свойство детского организма – неутомимая жажда познания. Поэтому очень важно помочь ребенку в его развитии. В совместной деятельности я стараюсь применять увлекательные истории, знакомить с чем-то новым, интересным, неведомым до сего момента, привлекая детей к творчеству, развивая воображение и фантазию. Это вызывает у ребёнка положительные эмоции, радостное удивление, желание созидательно трудиться.

Часто используемый природный материал развивает воображение детей, учит внимательно вглядываться в окружающий мир, видеть в плодах, семенах, кореньях интересные образы, которые можно совершенствовать путём составления, соединения различных частей, используя разнообразные соединительные материалы - проволока, пластилин, клей, нитки и т. д.

На занятиях по ручному труду решаются следующие задачи:

1) изготовление изделий из различных материалов способствует эстетическому развитию детей, приобретению ими умения грамотно подбирать цветовые сочетания, формы, размеры, комплектующие изделие детали;

2) работая с изделиями из бумаги и картона, ребёнок получает дополнительные знания и практические умения, расширяя одновременно свой кругозор. Он развивает представление о возможностях предметов, учится конструировать и моделировать;

3) в процессе практической работы с проволокой, фольгой дети получают элементарные представления о металле, его свойствах и использовании этих свойств при обработке. Основные приёмы обработки металлов, с которыми знакомятся дети, - резание, сгибание, скручивание, плетение;

4) в процессе плетения ребёнок развивает мелкую моторику рук, образное и пространственное мышление, учится решать композиционные задачи, создавая своими руками интересные, необычные работы. Дети приучаются работать обеими руками, начинают чувствовать материал и определённый ритм движений пальцев;

5) работа по изготовлению изделий из нетрадиционных материалов способствует развитию мышц кистей рук, совершенствует глазомер, закрепляет трудовые умения и навыки, полученные при работе с другими материалами;

6) использование данных материалов значительно повышает творческий интерес к работе, развивает объёмное и пространственное мышление, мелкую моторику рук, учит логическому мышлению, ориентировке в пространстве;

7) особую значимость работе придаёт то, что изделия, выполняемые из отходов тканей и ниток, прекрасно служат в быту в виде различных ковриков, салфеток, украшений и игрушек, а это является прекрасным воспитательным моментом.

Методика организации работы детей дошкольного возраста основывается на принципах построения педагогического процесса:

1. От простого к сложному.

2. Принцип систематичности.

3. Принцип тематических циклов.

4. Индивидуального подхода.

5. Принцип последовательности.

При проведении занятий необходимо учитывать специфику возраста детей и использовать соответствующие методы и приемы обучения в зависимости от поставленных задач:

- объяснительно-иллюстративный;

- репродуктивный;

- проблемного изложения;

- частично поисковый;

- рефлексивные приёмы и методы;

- игровой.

Очень важно приучать ребенка к самостоятельности – сам придумал, сам вырезал, сам вылепил, сам склеил и т. д. (не отказывая одновременно ему в помощи с возникшими трудностями). И немаловажно воспитывать в детях бережное обращение со своими поделками, не отвлекаться во время работы, доводить задуманное до конца, не бросать работу.

Коллективная форма проведения занятий помогает создавать интересные многоплановые и красочные композиции, положительно влияет на нравственно-эстетическое развитие ребенка, способствует умению согласовывать свои желания с желаниями других детей, помогать друг другу в сложных ситуациях. Формы объединения используются различные : парами, небольшими группами, всей группой, каждый отдельно для соединения в общую композицию.

Вместе с традиционными занятиями возможно проведение творческих проектов, для которых характерно следующее:

• выявление не конкретной темы, а смысла, как способа постижения каждым ребенком окружающего мира;

• расширение границ образовательного и реального (материального) пространства (музеи, выставки, мастер-классы, мастерские на площадке детского сада, прогулки и экскурсии, культурные события);

вовлечение в проектную деятельность других людей: взрослых (родителей, бабушек и дедушек, педагогов дополнительного образования, художников и мастеров народного искусства, музыкального руководителя, экскурсовода и др.) и детей разного возраста с целью расширения команды единомышленников;

• обсуждение проблемы на всех этапах (от разработки замысла до воплощения и применения) для осмысления полученных результатов и принятия решений о дальнейших действиях;

• презентация результата продуктивной деятельности, имеющего персональную и социальную значимость (рукотворные игрушки, книжки, альбомы, сувениры, коллажи, макеты, коллекции).

Также одной из форм является создание портфолио (индивидуальных, коллективных, семейных, в создании которых принимают участие педагоги, родители и сами дети.

Формы представления результатов продуктивной деятельности:

- организация выставок детских работ с последующим применением их в убранстве интерьера;

- в сервировке обеденного стола;

- в оформлении группы;

- открытые мероприятия, участие в смотрах, конкурсах детского сада, города, района.

Работа с родителями предполагает:

- папки-раскладушки;

- информационные стенды;

- индивидуальные консультации;

- мастер-классы;

- анкетирование;

- родительские встречи;

- семинары - практикумы.

В сотворчестве с воспитанниками (подготовительная группа) использую различные техники работы с бумагой :

• Конструирование из бумаги - один из самых интересных видов работы с ней. Вырезанные бумажные детали складывают и склеивают вместе, и получаются объемные фигурки.

«Киригами» - разновидность искусства «оригами». В «киригами» допускается использование ножниц и клея. Включает в себя: складывание бумаги, надрезание, вырезание с целью получения объёмных или плоскостных фигур. «Снежинка на окошко» – это классический пример искусства «киригами». Один из таких способов — это складывание листа бумаги пополам (уголок к уголку) с совмещением сторон для последующего вырезания и художественного оформления поделок (зверушек, открыток, декораций). Более «продвинутым» видом этой техники является «киригами» объёмное. Когда из складываемой и надрезаемой определённым образом бумаги рождаются объё мные ажурные поделки: шары, цветы, фигурки птиц и животных, раскладные открытки.

«Квиллинг» - альтернативными названиями этого вида рукоделия также служат такие слова как «бумагокручение» и «бумажная филигрань». Бумажные полоски накручивают на иглу, затем формируют из них изысканные изделия.

«Торцевание» - представляет собой один из видов мозаики, который выполняется из кусочков гофрированной бумаги.

Для декорирования открыток к праздникам, дети с удовольствием используют технологию скрапбукинга, декупажа, коллаж.

«Скрапбукинг» - является производным от английских слов scrap и book – вырезка и книга соответственно. Технология скрапбукинга использовалась первоначально для украшения фотоальбомов и представляет собой аппликацию с безграничными возможностями для фантазии, воображения, творчества. Эта техника включает в себя много других техник (квиллинг, торцевание, декупаж и т. д.) с добавлением различных материалов-украшений. Материалы самые разнообразные, какие только есть под рукой (бусинки, бисер, пуговицы, лоскутки ткани, замки от одежды, ключики и т. д.)

«Декупаж» - это украшение различных предметом рисунками, вырезанными из декупажных салфеток.

«Коллаж» - составление картины из вырезанных изображений.

«Бисероплетение» – как и любое творческое занятие, способствует самовыражению и постоянному творческому росту ребенка. Переплетая бусинки, дошкольники непроизвольно их считают, добавляют или убавляют ряды, знакомятся с разными геометрическими формами. В процессе обучения плетению из бисера у детей развивается кисть, пространственное мышление, речь, мышечная память, повышается концентрация внимания, формируются такие качества как усидчивость и терпеливость.

• Конструирование из бросового материала. Это очень интересное и полезное занятие для развития мелкой моторики детей. Бросовый материал даёт детям чувство независимости от взрослых, приучает ребёнка к бережливости, он никогда не сломает игрушку, сделанную своими руками, к изготовлению которой приложил усилия и старание.

• Конструирование из природного материала.

Работа с природным материалом помогает сближению ребенка с природой, воспитанию бережного, заботливого отношения к ней и формированию первичных трудовых навыков. Встречи с природой расширяют представления детей об окружающем мире, способствуют развитию сенсомоторики, умственного развития ребенка, развитию его внимания, любознательности.

Теория и практика современного нетрадиционного детского ручного художественного творчества указывает на широкие возможности этой увлекательной и полезной, творчески продуктивной деятельности в целях всестороннего развития детей.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных форм работы с детьми в приобщении здорового образа жизни в детском саду Здравствуйте уважаемые коллеги! Проблема здоровья дошкольников в настоящее время очень актуальна как для дошкольного учреждения, так и.

Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми РАС в продуктивной деятельности Доклад. Тема: «Использование нетрадиционных форм и методов работы с детьми РАС в продуктивной деятельности». Дети с особенностями развития.

Семинар-практикум «Значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками» Цель: Раскрыть значение нетрадиционных приёмов изодеятельности в работе с дошкольниками для развития воображения, творческого мышления и.

Использование нетрадиционных форм в работе музыкального руководителя по развитию восприятия у детей дошкольного возраста. В данной работе я отразила свой инновационный опыт по активизации музыкального восприятия у детей, используя такую нетрадиционную форму,.

Конструкт ручного труда в подготовительной группе «Снежинки» Цель: развитие у детей познавательных интересов, социально – коммуникативных навыков в процессе совместной трудовой деятельности. Воспитательная.

Мастер-класс «Использование современной образовательной технологии «геокешинг» в работе со старшими дошкольниками»Мастер-класс «Использование современной образовательной технологии «геокешинг» в работе со старшими дошкольниками» Мастер-класс с педагогами ДОУ на тему: «Использование современной образовательной технологии «геокешинг» в работе с детьми старшего дошкольного.

Опыт работы «Использование ручного труда для развития конструкторских и художественных способностей дошкольников» Использование ручного труда для развития конструкторских и художественных способностей дошкольников. В одном мгновении видеть вечность,.

Презентация «Телесно-ориентированный подход в работе со старшими дошкольниками» Педагоги и родители обеспокоены не только возрастающими трудностями в обучении, но и увеличением количества детей с хроническими соматическими.

Применение кинезитерапии в работе со старшими дошкольниками с использованием музыкиПрименение кинезитерапии в работе со старшими дошкольниками с использованием музыки Человек - высшее творение природы. Но для того, чтобы сполна наслаждаться ее сокровищами, он должен отвечать, по крайней мере, одному требованию.

Социоигровая технология в работе со старшими дошкольниками Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад №3 МО Каневской район Самообразование. Тема: Социоигровая.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных форм ручного труда в работе со старшими дошкольниками
Опубликовано: 19 мая 2019 в 11:08
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД