Людмила Петрушина
Использование нетрадиционных форм проведения педсоветов как одно из средств активизации педагогов ДОУ
▼ Скачать + Заказать документы
Каждый педсовет, проводимый в ДОУ должен способствовать активизации личности, развитию творческого потенциала, расширению теоретических и практических знаний педагогов, помогать в решении задач, стоящих перед ДОУ в целом и перед каждым воспитателем в отдельности. Постоянная связь между содержанием методической работы и результатами педагогической деятельности обеспечивает непрерывный процесс совершенствования профессионального мастерства каждого воспитателя. "Проведение педсоветов в нетрадиционной форме» стало моей темой по самообразованию. Вашему вниманию мне хочется предложить сценарий одного из таких педсоветов.
Публикация «Использование нетрадиционных форм проведения педсоветов как одно из средств активизации педагогов ДОУ» размещена в разделах
- Методические материалы для педагогов и воспитателей
- Работа. Педсоветы, семинары, тренинги для педагогов
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучшая методическая разработка» сентябрь 2013
ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ СОВЕТ
«Игра-королева детства»
Форма проведения – круглый стол
Цель:
1. Совершенствовать педагогическое мастерство воспитателей.
2. Повышать методический уровень
3. Способствовать активному творческому поиску педагогов.
Подготовка к педсовету.
1. В методическом кабинете организовать выставку методической литературы по игровой деятельности детей дошкольного возраста для ознакомления воспитателями.
2. Провести анкетирование воспитателей по игровой деятельности дошкольников
3. Провести беседу с детьми. Цель: выявить отношение детей к игре, их предпочтения в выборе тематики игры.
Вопросы:
- В какие игры ты любишь играть в детском саду?
-В какие игры ты играешь дома?
- С кем тебе больше нравиться играть, с детьми или взрослыми?
- В какие игры тебе нравиться играть со взрослыми, а в какие с детьми?
4. Наблюдение за самостоятельной игровой деятельностью детей в режимные моменты.
5. Семинар – практикум «Педагогические технологии руководства игрой дошкольника в детском саду». Цель: Повысить эффективность руководства игрой с целью развития сюжета.
Занятие 1. - Общие методы и приёмы руководства игрой.
- Руководство игрой в раннем возрасте
- Обыгрывание сюжетно - ролевой игра «В гости зайка пришёл»
Занятие 2. - Руководство сюжетно-ролевыми играми дошкольников.
- Анализ планов-конспектов проведения сюжетно-ролевой
игры с детьми своей группы.
6. Составить кроссворд по игровой деятельности.
7. Оформить фотостенд для родителей «Игра – королева детства».
8. Воспитателям продумать вопрос- ситуацию к деловой игре «Телефон доверия».
9. Подготовить памятку для воспитателей по организации игровой деятельности детей, разработанную Р. К. Шаеховой.
10. Оформить папку-ширму для родителей «Игра - это серьёзно» с рекомендациями по правильному выбору развивающих игр и игрушек для детей.
11.
Повестка дня:
1. Анализ качества выполнения решений предыдущего педсовета.
2. Вступительное слово заведующей детским садом «Проблемы организации игровой деятельности в современном детском саду»
3. Интеллектуальная игра «Заморочки из бочки» (теоретическая)
4. Диспут «Игрушка в жизни малыша»
5. Деловая игра «Телефон доверия»
6. Решение кроссворда «И всё-таки игра!»
7. Деловая игра «Совместное педагогическое мероприятие»
Ход педсовета.
1. Открывая свой педсовет на тему : «Детство – это игра, игра – это детство», по сложившейся традиции начнём с анализа решений предыдущего педсовета на тему «….»
2. Сегодняшний педагогический совет мне хочется начать словами известного педагога В. А. Сухомлинского, который сказал: «Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий об окружающем мире». Мы все знаем, как важна игра для детей дошкольного возраста. Из всех видов детской игры наиболее значимой является сюжетно-ролевая игра, как особая форма удовлетворения его потребности занять определенное место в окружающем мире. Вместе с тем сегодня исследователи (Р. А. Иванкова,Н. Я. Михайленко, Н. А. Короткова). отмечают, что в детском саду наблюдается «вытеснение» игры учебными занятиями. Игры детей, особенно сюжетно-ролевые бедны по содержанию, тематике, в них отмечается многократная повторяемость сюжетов, в чем мы смогли убедиться после проведённой беседы с детьми и наблюдения самостоятельной игровой деятельности детей в режимные моменты.
Анализ анкетирования воспитателей позволил установить следующее:
- Вы скорее не удовлетворены, тем как сегодня играют детей – 7, скорее удовлетворены, чем нет – 4, затруднился ответить – 1;
- в группе преобладают дидактические игры – 9, сюжетно-ролевые -3.
На вопрос занимает ли сюжетно-ролевая игра должное место в жизни детей, утвердительно ответили – 3, отрицательно – 9. Все согласны с тем, что воспитатель должен принимать участие в организации сюжетно-ролевой игры. На ваш взгляд эта работа должна заключаться в объяснении и показе игры – 5, в организации игровой среды – 6, в обогащении жизненного опыта – 7, в необходимости заинтересовать и привлечь большее количество детей -3
Все вы ответили, что испытываете трудности в организации сюжетно-ролевых игр. Трудности заключаются в непосредственном участии взрослого в игре -6, обогащении содержания игр – 4, организации игровой среды – 4. Причины этих трудностей в недостаточном педагогическом опыте – 4, нехватке методической литературы по проблеме – 3. (Приложение 1)
Таким образом, все вы осознаете важность сюжетно-ролевой игры, связываете роль педагога с развитием игровых умений детей, но при этом не владеете в достаточной мере технологическими подходами к организации детской игры. Надеемся, что сегодняшний педсовет поможет вам хотя бы частично овладеть умением грамотно руководить детской игрой.
3. И начнём наш педагогический совет с интеллектуальной игры «Заморочки из бочки». (Воспитателям предлагается вытянуть из мешочка бочонок с номером, в соответствии с которым будет задан вопрос)
Вопросы к обсуждению:
- В чём заключается развивающий характер сюжетно-ролевой игры? (требования, которые необходимы для того, чтобы игра носила развивающий характер : это умение ребёнка действовать в воображаемом плане, что ведёт к построению воображаемой ситуации; это умение ребёнка ориентироваться в системе человеческих взаимоотношений, так как игра направлена именно на их воспроизведение и формирование реальных взаимоотношений между играющими детьми; это согласованность действий всех участников игры).
- Перечислите, в какие сюжетно-ролевые игры должны играть младшие (средние) дошкольники. (в младшей группе дети играют в «Дочки-матери», «Парикмахерская», «Пароход», «Автобус», «Больница», «Детский сад», «Магазин», с машинами и со строительным материалом; в средней группе добавляется «Столовая» и «Кукольный театр»
- Какие сюжетно-ролевые игры добавляются в старшем дошкольном возрасте? (в старшем дошкольном возрасте добавляются такие игры, как «Аптека», «Поликлиника», «Салон красоты», «Макдональдс» «Космонавты», «Мы строители», «Библиотека», «Школа», военизированные игры т. е. всё зависит от игровых предпочтений детей)
- Назовите условия, необходимые для развития сюжетно-ролевой игры. (соответствующая предметно-игровая среда, определённые знания по теме игры и умение их реализовывать в практической деятельности, совместная игра взрослого с детьми, где взрослый демонстрирует образцы ролевого взаимодействия в виде ролевого диалога, создание игровой ситуации и т. д.)
- На какие группы делятся приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой? (прямые и косвенные)
- Какие приёмы руководства относятся к первой группе? (ролевое участие в игре, участие в сговоре детей, разъяснения, показ оказание помощи, совет в случае затруднений и т. д.)
- Какие приёмы руководства относятся ко второй группе? (дидактические игры, чтение художественной литературы, беседы о прочитанном, экскурсии и целевые прогулки, составление альбомов,просмотр диафильмов, встречи с людьми разных профессий, изготовление элементов костюмов, атрибутов и т. д.)
- Чем отличаются приёмы руководства сюжетно-ролевой игрой у малышей от приёмов руководства сюжетно-ролевой игрой у старших дошкольников? Почему? (с детьми младшего дошкольного возраста воспитатель в основном использует прямые, а детьми старшего дошкольного возраста косвенные приемы руководства)
- Допустима ли в игре регламентация и почему? (в игре недопустима регламентация, так как – это детская самодеятельность. Ей характерна свобода действий, саморегуляция действий и поступков участников на основе созданных ими правил)
- Прослушайте аудиозапись и определите, с детьми какого возраста проводится данная игра. Почему вы так думаете? (младшая, старшая группы)
4. Я думаю, что никто из присутствующих не будет спорить, что для развития сюжетной игры большое значение имеет игрушка. А вот какая она должна быть и нужно ли учить детей использовать в игре предметы-заместители мы попытаемся разобраться в ходе нашего диспута. Предлагаю разделиться на две группы:
- первая группа попытается доказать, что игрушка должна быть очень детализирована, кукла должна быть типа «Барби», игрушек должно быть очень много и разных, а использование предметов – заместителей необязательно;
- вторая группа попытается доказать, что игрушка должна быть многофункциональна, их не должно быть чрезмерно много, присутствие предметов – заместителей обязательно. (каждая из групп пытается доказать предложенную гипотезу)
Вывод: Для игры дошкольникам не нужны какие-либо особые игрушки «К игрушкам нужно подойти с точки зрения того, насколько эта игрушка помогает изучать окружающее, насколько она помогает активности и самодеятельности ребят» - писала Н. К. Крупская. Игрушка должна быть функциональной, безопасной, привлекательной и эстетичной. Предметы-заместители необходимы, так как они развивают фантазию, творческое воображение детей, не дают угаснуть возникшему замыслу.
5. При организации, руководстве и проведению сюжетно – ролевых игр большинство из вас сталкивалось с определёнными проблемами, разрешить которые мы попытаемся в деловой игре «Телефон доверия». Вы подготовили вопросы, которые сейчас и зададите друг другу. (от лица начинающего педагога)
Примерные вопросы - ситуации:
• Однажды в раздевальной комнате я услышала от детей такой уговор: «Я тебе дам значок, а ты меня примешь в игру» Я молодой воспитатель и не знала, что делать. Как, по – вашему мнению, я должна была поступить?
• Я работаю в младшей группе. Дети моей группы с удовольствием играют с игрушками, при этом раскидывая их. Но когда приходит время убирать, мне очень трудно заставить детей это делать. Часто приходится убирать игрушки самой. Посоветуйте, как приучить детей не раскидывать игрушки, а, если раскидали, убирать их на место.
• Как-то раз в соседней группе я наблюдала, как дети с интересом играли в сюжетно-ролевую игру «Зоопарк». Мне захотелось, чтобы и мои дети играли в эту игру. Я сделала атрибуты к игре: клетки, вольеры, подобрала животных. Но игра не получилась. Мне приходилось все время подсказывать, что делать дальше. Объясните, пожалуйста, что я сделала не так?
• Я воспитатель средней группы. В группу ходит девочка Алёна. Она очень любит играть с мальчиками. Охотно строит с ними из строительного материала, играет с машинками, в военизированные игры и совершенно не обращает внимание на куклы. Я думаю, что это неправильно. Посоветуйте, как увлечь её играми для девочек.
• Я воспитатель старшей группы. Я замечаю, что дети не принимают в свои игры одного из сверстников, не хотят с ним вставать в пару на танец, не выбирают ведущим. Какие методы вы посоветуете использовать в работе с детьми, с этим ребёнком, чтобы исправить ситуацию?
(высказывать своё мнение могут несколько педагогов)
6. А сейчас я вам предлагаю «зарядку» для ума – разгадывание кроссворда «И всё-таки игра» (Приложение 2). Кроссворд будем разгадывать по группам. Чья группа раньше справится с заданием, получит приз (всем участникам команды – победительницы вручается приз)
7. Наш педсовет подошёл к концу, но мы не исчерпали тему. Ведь игра – это целый мир. Для выработки проекта решения педсовета проведём с вами деловую игру «Совместное педагогическое предприятие», где каждая из групп в течение 5 минут должна разработать свой проект решения педсовета и после совместного обсуждения выработать общий проект.
Проект решения педсовета :
1. Не заменять игру другими видами деятельности.
Срок : постоянно Ответственные : воспитатели групп
2. Продолжать проводить диагностику уровня развития игровых умений у детей всех возрастных групп (по Д. Б. Эльконину) как в начале, так и в конце учебного года и строить работу по развитию игровой деятельности дошкольников с учётом полученных результатов.
Срок: в течение года Ответственные: ст. воспитатель, воспитатели групп
3. Разработать тематический план развития сюжетно-ролевой игры:
1 младшая группа – «Дочки- матери», «Больница»;
2 младшая группа – «Детский сад», «Парикмахерская»;
Средняя группа – «Поликлиника», «Мы – военные»;
Старшая группа – «Библиотека», «Мы – строители»;
Старшая логопедическая группа - «Зоопарк», «Мы - спасатели" Подготовительная логопедическая группа – «Школа», «Театр».
Срок : февраль- март
Ответственные: воспитатели групп
4. Провести День открытых дверей для родителей на тему :
«Мы играем целый день,
Целый день играть не лень!»
Срок: апрель Ответственные: ст. воспитатель, воспитатели групп