Папки-передвижки

Использование нетрадиционных форм в работе музыкального руководителя по развитию восприятия у детей дошкольного возраста.

Татьяна Попова
Использование нетрадиционных форм в работе музыкального руководителя по развитию восприятия у детей дошкольного возраста.

Использование нетрадиционных форм в работе музыкального руководителя по развитию восприятия у детей дошкольного возраста

В данной работе я отразила свой инновационный опыт по активизации музыкального восприятия у детей, используя такую нетрадиционную форму, как музыкальная гостиная (на основе сотрудничества с Детской школой искусств).

Публикация «Использование нетрадиционных форм в работе музыкального руководителя по развитию восприятия у детей дошкольного возраста,» размещена в разделах

Развитие восприятия музыки является одной из основных задач музыкального воспитания дошкольников, к тому же, это ведущий вид музыкальной деятельности, который является основой для всех других видов (пения, музыкально- ритмических движений, музицирования). И, хотя, программой по музыкальному воспитанию для данного вида выделен отдельный раздел, без восприятия невозможно представить и другие виды музыкальной деятельности. Сам процесс восприятия весьма сложен: он требует от детей внимания, памяти, эмоциональной отдачи, логических размышлений и определённых знаний. Поэтому моя педагогическая задача- научить ребенка разбираться в особенностях музыки, определять жанр и характер, уметь выражать своё отношение к ней.

Одной из задач, которые ставит ФГОС перед дошкольными образовательными организациями, является обеспечение вариативности и разнообразия содержания образовательных программ и организационных форм уровня дошкольного образования (ФГОС ДО пункт 1.6). В связи с этим для меня очень актуально подходить к своей работе наиболее творчески, подбирать и находить новые формы, методы, технологии, способствующие более качественному усвоению детьми программы музыкального воспитания и программы ДОО в целом.

Так, Павел Максимович Якобсон, советский ученый и специалист в области психологии художественного творчества, выделил три стадии музыкального восприятия у детей:

1 стадия- знакомство с музыкальным произведением и впечатления о нем (отличается смутностью общих представлений);

2 стадия- повторное прослушивание (сопровождается пониманием образов, а также средств музыкальной выразительности);

3 стадия- еще одно обращение к уже знакомому произведению, обогащенное ранее возникшими ассоциациями и представлениями (происходит погружение в образ, формируется индивидуальное отношение к произведению).

Это, конечно же, учитывается мною в работе по данному виду деятельности, но я решила внести небольшие творческие коррективы. Так повелось, что наш детский сад давно и прочно сотрудничает с Детской школой искусств: мы обмениваемся опытом, посещаем мероприятия, традиционно приглашаем учащихся и педагогический состав на День дошкольного работника с концертом, ведем активное сотрудничество как с одним из социальных партнеров. В течение 2016-2017 учебного года мы провели ряд совместных музыкально-игровых досугов (в форме музыкальной гостиной, на которых дети слышали живое звучание вокальных, а также инструментальных произведений, исполненных на различных инструментах (баян, аккордеон, гитара, синтезатор, фортепиано, принимали участие в музыкально- игровых минутках. Данная форма работы оказалась довольно продуктивной, на мой взгляд: дети с интересом воспринимали уже знакомые, но в другом исполнении, произведения, они с удивлением отмечали: «Так мне слушать музыку интересней», что это бывшие воспитанники детского сада так хорошо играют на разных инструментах. Кроме того, что, как не живое исполнение, оставит наибольший отклик в душе, будь то взрослый или ребенок? В связи с этим, мы решили продолжить нашу работу в данном направлении, но уже не как досуговое мероприятие, а в рамках усвоения программного материала (как 3-я стадия восприятия музыки).

Так, исходя из программных задач по музыкальному воспитанию, в соответствии с репертуаром, а также, исходя из возможностей ДШИ, я разработала примерный план работы музыкальной гостиной на 2017-2018 учебный год. Целью моей работы в данном направлении было формирование активного интереса к восприятию музыки у детей, повышение качества усвоения программного материала через нетрадиционные формы работы.

Основными задачами были определены следующие:

• формировать активный интерес к музыке через нетрадиционные формы работы;

• закреплять полученные знания детей, используя различные формы и методы;

• развивать эстетический вкус, эмоциональный отклик;

• воспитывать положительное, уважительное отношение к высокой культуре.

Для более удобного проведения занятий в музыкальной гостиной я сформировала весь репертуар в тематические блоки, на основе этого педагоги ДШИ подбирали музыкальный материал, рекомендовали свой, далее общими усилиями подбирались музыкальные разминки или паузы- физкультминутки, обговаривалось время встречи. Чтобы не нарушать режим детей, встречи проходили в свободное от занятий время, как правило, во второй половине дня, и не более 30 минут по длительности. Близость детского сада к ДШИ позволило проводить занятия не только в ДОУ, но и посещать ДШИ, то есть менять обстановку самих занятий.

Музыкально- тематические блоки, по которым разрабатывался план:

• «Как музыка рассказывает о животных и птицах»;

• «Музыкальная шкатулка» (по творчеству композиторов П. И. Чайковского, М. И. Глинки);

• «Времена года в музыке»;

• «Музыка и сказка»;

• «Настроение в музыке»;

• «Старая сказка или Щелкунчик и Мышиный король»;

• «Наши друзья- игрушки»;

• «Моя веселая семейка».

Для того, чтобы детям было интересно, для непринужденной обстановки на занятии, были включены следующие приемы и методы:

• метод сотрудничества (с целью активизации общения, развития словарного запаса у детей включались различные обсуждения и беседы);

• ситуативный метод (с целью развития логического мышления, внимания, памяти создавалась какая-либо проблемная ситуация и определялись пути решения выхода из нее);

• игровой метод (применялся с целью развития коммуникабельности, для снятия эмоционального напряжения, усвоения материла в более доступной для детей игровой форме);

• метод театрализации (с целью развития творческого потенциала и умения образно передавать характер услышанного произведения, с использованием пантомим, инсценировок, этюдов);

• метод импровизации (также для развития творческих способностей, умения быстро включаться в действия);

• соревновательный метод (используется, скорее, как мотивационный момент: кто быстрее отгадает название произведения, имя композитора, соберет музыкальную команду, выберет себе инструмент и т. д, позволяет развивать внимание и память, быстроту реакции);

• наглядно-слуховой метод (как ведущий в музыкальном воспитании детей, без которого невозможно полное осознание музыкального образа, здесь необходимо использование ТСО, ИКТ);

• метод активного слушания или практический метод (с целью развития музыкально-творческих способностей, погружения в образ, передачи характера музыки через движения, инсценировки);

• метод контроля (с целью оценки усвоения материала, с включением различных викторин, опросов, наблюдений).

Таким образом, подведя итоги, могу сделать следующие выводы.

Я считаю, что работа в данном направлении с использованием такой формы, как музыкальная гостиная, дает возможность воспитанникам осваивать программу музыкального воспитания наиболее успешно. Создание непринужденной обстановки, включение в ход различных игровых ситуаций, использование технических средств одновременно с прослушиванием музыки (что не часто используется на традиционных занятиях, вариативность проведения музыкальной гостиной (в ДОУ, в ДШИ, на сцене ДК, в хореографическом зале ДК, вариативность методов (чего также не всегда удается применять в полной мере в рамках музыкального занятия, тесное взаимодействие педагогов и детей, а также неизменное живое исполнение музыкальных произведений- все это способствует достижению задач не только по развитию музыкального восприятия, но и задач по музыкальному воспитанию в целом.

Приложение 1.

План работы на 2017-2018 учебный год

Время проведения Мероприятие Задачи

Октябрь

«Наши друзья- игрушки»

(на основе музыкальных произведений: «Вальс игрушек», «Новая кукла и «Болезнь куклы», «Марш деревянных солдатиков» и «Игра в лошадки).

Закрепить знания о знакомых музыкальных произведениях, развивать творческие способности через игровые ситуации, формировать положительное отношение к классической и современной музыке и живому исполнению.

Ноябрь

Концертно-игровая программа «Как музыка рассказывает о животных и птицах»(на базе таких музыкальных произведений: «Марш гусей», «Пудель и птичка», «Утки идут на речку», «Две гусеницы разговаривают», «На слонах в Индию», «Мышки»). Развивать речевую активность детей, побуждать к высказываниям своих впечатлений через живое исполнение вокальных и инструментальных произведений, формировать правильное отношение к восприятию музыки.

Декабрь

«Зимние картинки»(музыкально-познавательная программа по мотивам музыкальных произведений о зиме: «Снежинки», «У камелька», «Вальс снежных хлопьев», «Песенка о зиме»).

Развивать эмоциональную отзывчивость, воспитывать слушательскую культуру, закреплять полученные знания в познавательно- игровой деятельности через участие в викторине, продолжать формировать представления детей о музыкальных жанрах.

Январь

«Сказка в музыке»(по мотивам сказок «Щелкунчик и Мышиный король», «Сказка о царе Салтане», мультфильма «Гномы и Горный король», музыкальных произведений П. И. Чайковского, Э. Грига, М. И. Глинки, Н. А.

Римского- Корсакова).

Знакомить с лучшими образцами детской классической музыки, закреплять знания о жанрах, побуждать к высказыванию о впечатлениях, развивать двигательные фантазии и творчество через активное слушание и музыкальные этюды.

Март

Концертно-игровая программа «Моя веселая семейка» (вокальные и инструментальные произведения о семье: о папе и маме, членах семьи, домашних животных, традициях; с использованием музыкальных игр, загадок, пантомим, импровизации).

Развивать коммуникативные способности, умение сотрудничать друг с другом через участие в пантомимах, этюдах и инсценировках, развивать импровизационные способности, навыки общения, речевую активность, закреплять знакомый материал в игровой форме, знакомить с новыми произведениями.

Апрель

«Музыкальная шкатулка»

(игра-викторина по мотивам «Детского альбома» П. И. Чайковского).

Закреплять знания о музыкальных жанрах, средствах музыкальной выразительности, а также о различных понятиях в музыке (оркестр, хор, солист, дирижер, музыканты, ансамбль, и т. п.).

Май

«Веселые голоса»(совместный концерт детей ДОУ и учащихся и педагогов ДШИ).

Подведение итогов работы. Создание дружеской, радостной атмосферы через сотрудничество детей и взрослых, развитие коммуникативных качеств, творческих способностей.

Публикации по теме:

Развитие творческих способностей детей через использование нетрадиционных форм художественно-изобразительной деятельности Проект на тему: «Развитие творческих способностей ребёнка через использование нетрадиционных формы художественно-изобразительной деятельности".

Индивидуальный план по самообразованию «Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми дошкольного возраста» Пояснительная записка Все дети любят рисовать. Испытав интерес к творчеству, они сами находят нужные способы. Но далеко не у всех это получается,.

Использование игровых форм по развитию мелкой моторики у детей дошкольного возраста Игра – это свободная и самостоятельная деятельность, возникающая по личной инициативе ребенка, отличающаяся активным творческим характером,.

Использование интерактивных форм в работе с детьми дошкольного возраста. Новые требования к дошкольному воспитанию (ФГОСДО, «современные» дети) вносят свои коррективы и заставляют нас педагогов, находить новые.

Использование мультимедийной презентации в работе музыкального руководителя Использование мультимедийной презентации в работе музыкального руководителя. Бобылева Лилия Михайловна Муниципальная бюджетная дошкольная.

Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста Доклад на тему: «Использование нетрадиционных методов изодеятельности в работе с детьми дошкольного возраста» Способность к изобразительной.

Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста Использование нетрадиционных технологий в речевом развитии детей дошкольного возраста. Формирование речи у дошкольников является важной и.

Мастер-класс «Использование нетрадиционных способов рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста» «Использование нетрадиционных способов рисования в работе с детьми старшего дошкольного возраста». “Ум ребенка – на кончиках его пальцев”.

Развитие музыкального восприятия у детей дошкольного возраста Восприятие – это отражение в коре головного мозга предметов и явлений, воздействующих на анализаторы человека. Восприятие – не просто механическое,.

Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя детей раннего дошкольного возраста Взаимодействие музыкального руководителя и воспитателя в решении задач музыкального воспитания и развития детей раннего дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных форм в работе музыкального руководителя по развитию восприятия у детей дошкольного возраста.
Опубликовано: 24 января 2019 в 08:42
0Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 0.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД