Консультация «Использование нетрадиционных техник рисования для создания ситуации успеха у дошкольников с ОВЗ»

Марина Бабчук
Консультация «Использование нетрадиционных техник рисования для создания ситуации успеха у дошкольников с ОВЗ»

Успех меняет человека. Он делает человека уверенным в себе, придает ему достоинство, и человек обнаруживает в себе качества, о которых не подозревал раньше. Джой Бразерс

На современном этапе развития общества обозначилась реальная тенденция ухудшения здоровья детей и подростков, увеличилось число детей с ОВЗ. По мнению Т. В. Егоровой, дети в ОВЗ - это дети, состояние здоровья которых препятствует освоению образовательных программ вне специальных условий обучения и воспитания. По данным ЮНЕСКО, два миллиона российских детей имеют особенности в физическом и психологическом развитии.

Дети с ОВЗ имеют ряд психолого - педагогических особенностей, которые необходимо учитывать при работе. А именно:

1. Отсутствует мотивация к познавательной деятельности, ограниченны представления об окружающем мире;

2. Очень низкий темп выполнения заданий;

3. Ребенок нуждается в постоянной помощи взрослого;

4. Низкий уровень свойств внимания (устойчивость, концентрация, переключение);

5. Низкий уровень развития мышления, речи; 6.

6. Испытывает затруднения в понимании инструкций;

7. Инфантилизм;

8. Нарушена координация движений;

9. Низкая самооценка;

10. Многие дети с ОВЗ отличаются повышенной впечатлительностью (тревожностью);

11. Высокий уровень психомышечного напряжения;

12. Низкий уровень развития мелкой и крупной моторики;

13. Для большинства таких детей характерна повышенная утомляемость. Они быстро становятся вялыми или раздражительными, плаксивыми, с трудом сосредотачиваются на задании. При неудачах быстро утрачивают интерес, отказываются от выполнения задания. У некоторых детей в результате утомления возникает двигательное беспокойство;

14. У других детей отмечается повышенная возбудимость, беспокойство, склонность к вспышкам раздражительности, упрямству.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Зачастую в качестве художественных материалов используются хорошо знакомые предметы, что позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции, проявить фантазию, творчество. Нетрадиционное рисование играет важную роль в общем психологическом развитии ребенка, так как в процессе рисования с использованием нетрадиционных материалов ребенок осознает свои возможности и учится верить в себя. Ведь при нетрадиционном рисовании главным является не конечный продукт, а именно захватывающий и увлекательный процесс создания работы.

С детьми младшего дошкольного возраста можно использовать следующие техники нетрадиционного рисования: - рисование пальцами и ладошками; - печатание штампами из картофеля, моркови; - рисование ватными палочками;

С детьми среднего дошкольного возраста можно использовать: - печатание самодельными штампами из пластилина; - масляная пастель и акварель; - отпечатывание листьев; - монотипия;

С детьми старшего дошкольного возраста можно использовать ранее изученные способы рисования и добавить:

-рисование мятой бумагой; -

-рисование мыльными пузырями; - -

-рисование солью; -

-рисование с помощью клякс;

- граттаж (воскография) - способ выполнения рисунка путём процарапывания пером или острым инструментом бумаги или картона, залитых тушью;

- фроттаж- техника переноса на записываемую поверхность текстуры материала рельефа посредством натирающих движений незаточенного карандаша.

Именно этот творческий процесс дарит ребенку возможность пережить радость достижения, поверить в собственные силы. Даже разовое переживание успеха может настолько изменить психологическое самочувствие, что повлечет за собой изменение ритма и стиля деятельности, взаимоотношений с окружающими. Если же успех делается постоянным, может начаться цепная реакция, высвобождающая огромные, скрытые до поры возможности личности. Главный смысл деятельности педагога – создать каждому ребенку ситуацию успеха. Создание успеха является созидающим приемом педагогического воздействия.

С точки зрения педагогики, успех - это моделирование определенной ситуации, в ходе которой дается возможность достичь значительных результатов, как для отдельного воспитанника, так и для всего коллектива.

Ситуация успеха – это такое целенаправленное, организованное сочетание условий, при котором создается возможность достичь значительных результатов в деятельности, это результат продуманной, подготовленной тактики, стратегии.

Переживание ребенком ситуации успеха:

- повышает мотивацию к познавательной деятельности и развивает познавательные интересы;

- стимулирует к высокой результативности труда;

- снимает тревожность, неуверенность в собственных силах, повышает самооценку;

- развивает инициативность, активность, умение творчески подходить к решению проблем;

- способствует поддержанию благоприятного психологического климата в детском коллективе.

Этапы построения ситуации успеха:

1 этап: снятие страха – помогает преодолеть неуверенность в собственных силах, боязнь самого дела и оценки окружающих.

2 этап: авансирование успешного результата – помогает педагогу выразить свою твердую убежденность в том, что ребенок обязательно справится с поставленной задачей. Это, в свою очередь, позволяет ребенку обрести уверенность в своих силах и возможностях.

3 этап: скрытое инструктирование ребенка в способах и формах совершения деятельности – достигается путем намека, пожелания, помогает ребенку избежать поражения.

4 этап: внесение мотива – показывает ребенку ради чего (или ради кого) совершается данная деятельность, кому будет хорошо после выполнения работы.

5 этап: персональная исключительность – обозначает важность усилий ребенка в предстоящей деятельности.

6 этап: педагогическое внушение или мобилизация активности – побуждает к выполнению конкретных действий.

7 этап: высокая оценка деталей – помогает эмоционально пережить успех не результата в целом, а какой-то его отдельной детали.

На каждом этапе важно использовать как вербальные способы выражения положительных реакций на действия детей (высказывания типа: «Молодец!», «Отлично!», «Умница!», так и невербальные (доброжелательная мимика, открытая поза).

Нетрадиционные техники рисования можно использовать при работе с детьми с ОВЗ как: - --

-часть образовательной деятельности;

- совместную деятельность педагога и ребенка (группы детей); - индивидуальную работу с детьми;

- самостоятельную деятельность ребенка (с детьми старшего дошкольного возраста).

Основная задача педагога, работающего с детьми с ОВЗ, заключается в том, чтобы помочь ребенку как можно чаще переживать свои небольшие победы, что позволит ему раскрыть свой внутренний потенциал. Ведь повседневная познавательная жизнь ребенка в маленьких достижениях и победах - это его крылья, несущие ребенка к осознанию себя и обретению собственной значимости.

Литература:

1. Быкова О. А., Кайзер Ю. В. Использование нетрадиционных техник рисования в работе с детьми, имеющими нарушения речевого развития. // Дошкольная педагогика. 2011. №5.

2. Погодина С. Художественные техники – классические и неклассические// Дошкольное воспитание. 2009. №10.

3. Яфаева В. Г. Ситуация успеха как стимул и фактор интеллектуального развития дошкольников// Современное дошкольное образование. 2008. №3

Прикреплённые файлы:

situacija-uspeha11-2_mugl8.pptx | 1446,58 Кб | Скачан: 17
 
Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста Из опыта работы воспитателя МБДОУ ДС № 21 "Сказка" Севрюковой Любови Николаевны. Условия возникновения опыта: Опыт формировался в условиях.

Технология создания ситуации успеха в образовательной деятельностиТехнология создания ситуации успеха в образовательной деятельности За последние полтора десятка лет словосочетание «ситуация успеха в образовательной (учебной) деятельности» стало привычным в педагогической.

Развитие воображения дошкольников посредством нетрадиционных техник рисования Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 38 Доклад к методическому объединению для воспитателей.

Использование нетрадиционных техник на занятиях по ручному труду в подготовительной группе с детьми с ОВЗ.Использование нетрадиционных техник на занятиях по ручному труду в подготовительной группе с детьми с ОВЗ. «Ум ребенка находится на кончиках его пальцев. Чем больше мастерства в детской руке, тем ребенок умнее. Именно руки учат ребенка точности,.

Мастер-класс для воспитателей «Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей» Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №13 г. Шебекино» Белгородская область.

Опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно — развивающей работе с детьми»Опыт работы по теме: «Использование нетрадиционных техник рисования в коррекционно — развивающей работе с детьми» К КАК весело рисуют дети Доверчивые чудеса. Не истину и добродетель, А человечка или пса. И пес неистов и оранжев В шарах зеленое: «.

Проект по изобразительной деятельности (использование нетрадиционных техник рисования) в первой младшей группе Зимние узоры.Проект по изобразительной деятельности (использование нетрадиционных техник рисования) в первой младшей группе Зимние узоры. Зима=прекрасное время года! Запечатлеть ее красоту и неповторимость мы решили в проектной деятельности, и тему выбрали созвучную "Зимние.

Развитие художественно-творческих способностей через использование нетрадиционных техник рисования Из опыта работы. Воспитатель второй категории МДОУ №15»Ручеек» г Ртищево Саратовской области, Балунова Елена Юрьевна. Развитие художественно.

Творческая работа : «Развитие худ. — творческих способностей детей через использование нетрадиционных техник рисования». творческая работа Тема: «Развитие художественно – творческих способностей детей дошкольного возраста через использование нетрадиционных.

Зимняя зарисовка «Добрый дедушка Мороз!» Использование нетрадиционных техник рисования с детьми 2–3 летЗимняя зарисовка «Добрый дедушка Мороз!» Использование нетрадиционных техник рисования с детьми 2–3 лет Зимняя зарисовка «Добрый дедушка Мороз»-использование нетрадиционных техник рисования с детьми 2-3 лет. Описание: работа предназначена.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Консультация «Использование нетрадиционных техник рисования для создания ситуации успеха у дошкольников с ОВЗ»
Опубликовано: 17 апреля 2017 в 15:22
+27Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 июля. День первых в истории автогонок

22 июля 1894 года в 8 часов утра в Париже был дан старт первым в истории автомобильным гонкам. Хотя из 28 автомашин до финиша добралось лишь 17, а наибольшую скорость (целых 22 км/ч) смог развить паровой...

22 июля. День божьих коровок на МААМ

У всех народов мира божьи коровки пользуются большой симпатией и любовью. Этих милых жучков в каждой стране называют похожими именами: во Франции — курочкой Бога, в Сербии— божьей овечкой, в Болгарии —...

Оформление участка «Подвесная клумба» в средней группе
Лето – это самая чудесная пора, когда большинство времени мы проводим с детьми на улице. Необходимо как можно больше успеть сделать за это короткое время....
Консультация для родителей «Использование пескографии в интеллектуальном развитии...
Консультация для родителей «Использование пескографии в интеллектуальном развитии дошкольника» Часто руки знают, как распутать то, над чем тщетно бьется...
Мастер-класс по изготовлению головоломки из бросового материала
Мастер – класс по изготовлению головоломки Это интересная и увлекательная головоломка доступная для детей 3-6 лет. Головоломка развивает логическое и...