Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей детей.

Нина Нетребина
Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей детей.

Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей детей.

Долгосрочный проект

(январь – май 2015г.)

Формирование творческой личности – одна из важных задач педагогической теории и практики на современном этапе. Эффективней начинается ее развитие с дошкольного возраста.

«… Это правда! Ну чего же тут скрывать?

Дети любят, очень любят рисовать.

На бумаге, на асфальте, на стене.

И в трамвае на окне…» (Э. Успенский)

Актуальность данного проекта в том, что в процессе его реализации раскрываются и развиваются индивидуальные художественные способности, которые в той или иной мере свойственны всем детям. Изобразительная продуктивная деятельность с использованием нетрадиционных техник рисования является наиболее благоприятной для развития творческих способностей детей.

«Каждый ребенок – художник!» Научиться рисовать мечтает каждый, не так ли? Ведь открыв для себя изобразительное искусство, человек получает личное и эстетической развитие, умение выражать свои мысли и мироощущение с помощью красок, карандашей и других материалов.

Чем больше ребенок знает вариантов получения изображения нетрадиционной техники рисования, тем больше у него возможностей передать свои идеи, а их может быть столько, насколько развиты у ребенка память, мышление, фантазия и воображение.

Концептуальной основой данного проекта является развитие художественно-творческих способностей детей в неразрывном единстве с воспитанием духовно-нравственных качеств путем целенаправленного и организованного образовательного процесса.

Я определила цель своей работы: развитие художественно – творческих способностей детей.

Передо мной были поставлены следующие задачи:

Развивать творчество и фантазию, наблюдательность и воображение, ассоциативное мышление и любознательность;

Развивать мелкую моторику рук;

Формировать эстетическое отношение к окружающей действительности;

Воспитывать у детей способность смотреть на мир и видеть его глазами художников, замечать и творить красоту.

Учить детей способам нетрадиционной техники рисования, последовательно знакомить с различными видами изобразительной деятельности;

Совершенствовать у детей навыки работы с различными изобразительными материалами.

Работу проводила поэтапно:[/b]

• На первом этапе – репродуктивном, велась активная работа с детьми по обучению нетрадиционным техникам рисования, по ознакомлению с различными средствами выразительности.

• - На втором этапе – конструктивном, ведется активная работа по организации совместной деятельности детей друг с другом, сотворчества воспитателя и детей, по использованию нетрадиционных техник в умении передавать выразительный образ.

Диагностика владения нетрадиционными техниками рисования на начальном этапе показала, что

Высокий уровень – 21%

Средний уровень – 41%

Низкий уровень имеют - 38% детей.

Обучение детей рисованию с использованием нетрадиционных техник - это интересно и увлекательно! Рисование нетрадиционными техниками раскрепощает детей, позволяет им не бояться сделать что-то не так. Рисование необычными материалами и оригинальными техниками позволяет детям ощутить незабываемые положительные эмоции.

Существует множество приемов и техник рисования, с помощью которых можно создавать оригинальные работы, даже не имея никаких художественных навыков.

Для себя четко выделила критерии руководства изобразительной деятельности, такие как: знание особенностей творческого развития детей, их специфику, умение тонко, тактично, поддерживать инициативу и самостоятельность ребенка, способствовать овладению необходимыми навыками.

Была изучена методическая литература ученых, психологов, педагогов по развитию детского творчества в изобразительной деятельности. Это Т. Н. Доронова, Т. С. Комарова, Е. И. Игнатьев, Н. Н. Палагина, Е. С. Романова, Т. Т. Цквитария и других.

Большое внимание было уделено созданию развивающей среды. Был создан уголок эстетического воспитания, подготовлена коллекция жанров живописи. Так же для детей были разработаны следующие игры:

— «Определи настроение?»;

— «Соедини по линиям и раскрась»;

— «Составь композицию»;

— «Составь фигуру»;

На основе изученного был составлен тематический план по реализации проекта «Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей детей».

В своей работе использовала следующие методы:

• Игры.

• Беседы, работа с наглядным материалом.

• Практические упражнения для отработки необходимых навыков.

• Чтение и заучивание художественной литературы.

• Рассматривание репродукций картин.

Нетрадиционные техники рисования демонстрируют необычные сочетания материалов и инструментов. Несомненно, достоинством таких техник является универсальность их использования. Технология их выполнения интересна и доступна как взрослому, так и ребенку. Именно поэтому, нетрадиционные методы очень привлекательны для детей, так как они открывают большие возможности собственных фантазий, желаний и самовыражению в целом.

Деятельность с детьми это созидательный, творческий процесс при помощи разнообразного изобразительного материала, который проходит те же стадии, что и творческий процесс художника. Этой деятельности отводится роль источника фантазии, творчества, самостоятельности.

В ходе реализации проекта дети знакомятся со следующими техниками рисования:

Рисование при помощи зубной щетки. Зубная щетка - один из замечательных нетрадиционных инструментов для рисования! Все очень просто: зубная щетка служит как кисть.

Рисование методом «Тычка» (с использованием ватных палочек). Для этого метода достаточно взять любой подходящий предмет, например ватную палочку. Опускаем ватную палочку в краску и точным движением делаем тычки по альбомному листу.

Печать по трафарету. Прикладываем трафарет к бумаге, обмакивает поролон в краску и примакивает поролон по трафарету, затем аккуратно убирает трафарет, если необходимо повторяет процедуру после высыхания краски.

Набрызг. Ее суть состоит в разбрызгивании капель краски. Для ее осуществления мы используем зубную щетку и стеку.

Монотипия. Монотипия - это графическая техника. В переводе с греческого языка монотипия – один отпечаток. Рисунок наносится сначала на ровную и гладкую поверхность, а потом он отпечатывается на другую поверхность. И сколько бы отпечатков мы не делали, каждый раз это будет новый, неповторимый отпечаток.

Оттиск смятой бумагой. Рисование при помощи мятой бумаги – это весьма занятная техника рисования, которая дает простор для фантазии и свободу маленьким ручкам.

Кляксография с трубочкой. Ребенок зачерпывает краску пластиковой ложкой, выливает ее на лист бумаги. Затем на это пятно дует так, чтобы ее конец не касался ни пятна ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.

Рисование мыльными пузырями. Для того что бы нарисовать рисунок мыльными пузырями сначала надо приготовить специальный цветной раствор. Добавьте в любой мыльно-пенящийся раствор, например, в разбавленный водой детский шампунь, акварельную краску или гуашь. Взять соломинку и дуньте через неё в мыльную воду, что бы образовалось побольше пузырей.

Берем бумагу и прислоняем её сверху к пузырям. В результате у вас получатся случайные абстрактные разноцветные узоры.

За период с января по февраль были подготовлены выставки детских работ для родителей:

• «Зимний пейзаж»,

• «Морозные узоры»,

• «Ветвистые деревья»,

• «Мимоза для мамы»,

• «Красные тюльпаны».

Работа проходила в тесном сотрудничестве с родителями. Для них были подготовлены консультации по данной теме. На данный момент создано два альбома работ выполненных совместно воспитателем с детьми и родителей с детьми. А так же составлены конспекты занятий по нетрадиционному рисованию.

Ожидаемый результат

Самостоятельно использовать нетрадиционные материалы и инструменты, владеть навыками нетрадиционной техники рисования и применять их;

Самостоятельно передавать композицию, используя технику нетрадиционного рисования;

Выражать свое отношение к окружающему миру через рисунок;

Давать мотивированную оценку результатам своей деятельности;

Проявлять интерес к изобразительной деятельности друг друга.

Прикреплённые файлы:

proekt-po-risovaniyu_838jd.pptx | 7019,59 Кб | Скачан: 218
 
Публикации по теме:

Развитие творческих способностей дошкольников Творчество – активная, целенаправленная деятельность человека, в результате которой возникает что-то новое, оригинальное. Формирование творческой.

Библиотека изображений:
  • Искусство
  • Искусство
  • Искусство
Автор публикации:
Использование нетрадиционных техник рисования в процессе развития творческих способностей детей.
Опубликовано: 15 марта 2015 в 23:18
+20Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 16.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
22 октября. Литературный праздник «День белых журавлей»

Белый журавль в преданиях многих народов является символом вечной жизни, её победы над смертью. Эта птица издавна представляется людям разных стран как посланник небес, как посредник между землёй и...

22 октября. День городецкой росписи на МААМ

Городецкая роспись – это цветы, орнаменты, узоры и сюжеты, в которых хочется разглядывать мельчайшую деталь. Теперь уже не узнать, кто первым придумал расписывать таким образом деревянные изделия, но идея...

Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой Городец», приуроченный к Дню Городецкой...
Фотоотчет занятия в старшей группе «Удалой ГОРОДЕЦ», приуроченный к дню Городецкой росписи на МААМ 22 октября. Цель: Уметь украшать шаблоны по мотивам...
Лексико-грамматическое занятие в старшей группе для детей с ОВЗ «Кому зимой холодно?»...
Цель: Формирование представлений о жизни диких животных в осенне-зимний период. Коррекционно-образовательные задачи: Закреплять представления...
Проект совместной деятельности «Море»
ТИП ПРОЕКТА: Познавательно -творческий ПО СОДЕРЖАНИЮ: «Ребенок и природа» РЕБЁНОК-субъект проектирования ВНУТРИ одной возрастной группы, при участии детей и...