Елена Земскова
Использование нетрадиционных техник с целью развития познавательных процессов детей дошкольного возраста
Использование нетрадиционных техник в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста.
Сегодня я расскажу вам о техниках, которые мы используем с целью развития познавательных способностей детей.
СЛАЙД № 1. Первое, на что хотелось бы обратить внимание, это использование гидрогеля на занятиях по познавательному развитию.
СЛАЙД № 2. Что же представляют из себя эти яркие шары.
Публикация «Использование нетрадиционных техник с целью развития познавательных процессов детей дошкольного возраста» размещена в разделах
СЛАЙД № 3. Гидрогель – это полимерный материал, способный поглощать воду и удерживать её. Его используют в медицине, гигиенических средствах, садоводстве.
(Познакомить с материалом. Дать потрогать, опускать руки в сенсорную коробку с гидрогелем, показать разнообразие форм, поговорить об ощущениях, которое они вызывают при опускании руки в сенсорную коробку).
Что же мы делали с этими шариками и фигурками?
Первоначально мы провели несколько опытов.
СЛАЙД № 4. Мы рассмотрели шарики: определили размер, форму, цвет, прозрачность, твёрдые ли они, или мягкие. Затем стали их выращивать, поместив в сосуды с водой, как указано в инструкции, и стали наблюдать, что же с ними будет происходить.
СЛАЙД № 5. Через пару часов наши фигурки и шары изменились в размерах: они увеличились, появилась прозрачность, стали более мягкими, а цвет более ярким.
СЛАЙД № 6. На следующий день шарики и фигурки достигли своего максимального размера. Дети снова отметили изменения: они ещё больше увеличились в размере, стали более прозрачными, мягкими, приятными на ощупь, а ещё заметили то, что шары и фигурки стали более тяжёлыми, а воды в сосудах почти на осталось. И здесь дети сделали взаимосвязь между размером и отсутствием воды. (Шарики впитали в себя всю воду).
СЛАЙД № 7. Далее мы решили провести ещё один опыт с бесцветными шарами гидрогеля - окрасить их и посмотреть в какой жидкости цвет получится более ярким.
Мы поместили гидрогель в сосуды с разного цвета жидкостью: мы окрасили воду с помощью молока, акварельной краски, йода, марганцовки, акриловой краски, зелёнки, поместили туда шарики и стали ждать, через несколько часов мы наблюдали следующий результат.
СЛАЙД № 8. Гуашь, акриловые краски, акварель не изменили цвет шариков. Гидрогель, который рос в сосуде с раствором йода – стали золотисто-коричневого цвета, но спустя несколько часов цвет стал более бледным.
В растворе марганцовки с шариками происходили следующие изменения: через пару часов они стали фиолетовыми, а ещё через несколько часов – красными. Детям этот цвет понравился больше всего.
СЛАЙД № 9 С использованием гидрогеля, с целью развития познавательных процессов, разработали задания, вот некоторые из них.
СЛАЙД № 10. Соотнесение цвета. (Демонстрация задания).
СЛАЙД № 11. Соотнесение цифры, количества и цвета. (Демонстрация планшета и задания). В верхний ряд планшета помещаем разноцветные цифры, нижний ряд заполняет ребёнок, соблюдая задание.
СЛАЙД № 12. Задание на ориентировку в пространстве. Ребёнок выполняет задание по словесной инструкции взрослого.
Следующее задание для самостоятельной работы на соотнесение цифры, количества, цвета.
СЛАЙД № 13. Логические ряды (ряд 1 и 2). Ребёнку необходимо заполнить пустые ячейки, соблюдая логическую взаимосвязь (цвет в ряду по вертикали и по горизонтали не должен совпадать).
Логический ряд № 3 предназначен для детей 3 лет. Здесь ребёнку необходимо определить последовательность цвета и заполнить планшет.
Количество заданий и опытов с гидрогелем можно увеличить, всё зависит от нашей фантазии, я представила лишь некоторые варианты заданий.
РАБОТАТЬ С ГИДРОГЕЛЕМ РЕБЁНОК ДОЛЖЕН СТРОГО ПОД ПРИСМОТРОМ ВЗРОСЛОГО!
СЛАЙД № 14. Следующий материал, который я использую на своих занятиях – кинетический (космический песок).
СЛАЙД № 15 Кинетический песок – это инновационная запатентованная разработка швецких учёных в 2013 году. В России этот песок появился гораздо позже, а ещё через некоторое время у нас стали выпускать аналог под названием «космический песок». Этот песок гипоаллергенный, нетоксичен, на 98% состоит из кварцевого песка и на 2% из силиконовой добавки, которая является пищевой.
СЛАЙД 16. Этот песок привлёк к себе внимание многих мам, педагогов, малышей своими уникальными свойствами:
- он мягкий, приятный на ощупь, не пачкает руки, не оставляет жирных следов на одежде, на рабочей поверхности,
-он не высыхает и на протяжении длительного времени сохраняет свои свойства,
-является неблагоприятной средой для размножения и жизни микробов.
Фигурки из песка имеют достаточно чёткий контур, хорошо держат форму. (Демонстрация песка. Лепка фигур из песка).
СЛАЙД № 17. С помощью песка мы выполняем следующие задания.
-лепка объёмных геометрических фигур и соотнесение их с плоскостными.
СЛАЙД № 18. Конструирование из песочных фигур по образцу и по представлению.
СЛАЙД № 19. Рисование на песке, выкладывание по контуру цифр, букв, фигур.
В заключении хотелось бы сказать ещё и о том, что гидрогель и кинетический песок дают хороший терапевтический эффект в работе с гиперактивными, тревожными детьми, надолго удерживая их внимание и помогая расслабляться.
(Вопросы участников).
СЛАЙД № 20.