МААМ-картинки

Использование нетрадиционных техник в изотворчестве как средство развития дивергентного мышления дошкольников

Регина Шагиева
Использование нетрадиционных техник в изотворчестве как средство развития дивергентного мышления дошкольников

Использование нетрадиционных техник в изотворчестве как средство развития дивергентного мышления дошкольников

Шагиева Р. Ш.

г. Альметьевск

Проблема развития творческого продуктивного мышления, начиная с самого раннего возраста, на сегодняшний день является одной из ключевых задач современной воспитательно-образовательной работы в дошкольной образовательной организации. Решение этой задачи заключается в поиске новых подходов к организации образовательного процесса, инновационных программ развития дошкольника в дошкольной образовательной организации. В большинстве своем развитие дивергентного мышления в этих программах предусматривает когнитивное развитие, а не на раскрытие творческого потенциала ребенка и реализацию своих потребностей.

Публикация «Использование нетрадиционных техник в изотворчестве как средство развития дивергентного мышления дошкольников» размещена в разделах

Большинство исследователей (Д. Гилфорд [2], Е. Торранс [8], А. М. Матюшкин [7] и др.) придерживаются точки зрения, что дивергентное мышление составляет основу креативности., является основой креативности. Понятие дивергентное мышление, впервые введенное Дж. Гилфордом [4] определяется как самостоятельное, поисковое, оригинальное, продуктивное мышление, характеризующаяся инверсионностью и дискретностью.

Д. Гилфорд [2], отмечал принципиальное различие между двумя мыслительными операциями: конвергенцией и дивергенцией. Принято считать, что на ранних стадиях решения проблемы актуализируется дивергентное мышление, на поздних - конвергентное. В этом случае дивергенция заменяется актуализацией отдаленных зон смыслового пространства.

Сущность дивергентного мышления глубоко рассмотрена в работах Е. Г. Юдина, И. В. Блаунберга [1]. Они экспериментально подтвердили факт наличия позитивных комплексов в детском мышлении, которые заключаются в мысленном размывании границ признаков предмета, протекании их друг в друга. Именно эта особенность является неотъемлемой частью полноценного интеллектуального творчества, где структура понятия должна быть принципиально гибкой, оставляющей возможность для его развития.

Дошкольный возраст считается наиболее благоприятным для развития дивергентного мышления. К концу среднего дошкольного возраста происходит структурная перестройка творческого мышления. Оно стимулирует у ребенка деятельность по экспериментированию и апробации разных подходов к проблеме. Препятствуют творческому мышлению конформизм, как следствие боязни показаться смешным, неумелым. Торопливость и нетерпеливость как желание найти результат немедленно тоже нередко разрушают творческий процесс. Самым вредным для детского творчества является цензура, особенно внутренняя - это в том числе психологическая инерция как склонность идти проторенным путем.

Основной проблемой, связанной с процессом развития мышления, является проблема средств, с помощью которых выполняется та или иная мыслительная операция. Рассматриваются различные варианты решения этой проблемы. Попытка построить модель формирования дивергентного мышления была предпринята И. А. Майданник [6]. В исследовании данного автора преобладающее внимание было уделено психологической основе конструирования дивергентных вербальных ответов учеников в решении креативных задач.

К. В. Дрязгунов [4], как и И. А. Майданник [6], предлагает сугубо вербальные методы развития дивергентного мышления : интерпретация, диалог, моделирование, доказательство, написание эссе, «мозговой штурм», морфологический анализ, целенаправленная и систематическая работа обучаемых с первоисточниками по изучаемому курсу и рефлексия над ними, а также «метод дневных грез». А. Н. Иванов [5], считает, что существующие методы развития дивергентного мышления, носящие преимущественно вербальный характер, не могут обеспечить полноценное его формирование у дошкольников, и потому их надо дополнить невербальными методами, которые могли бы быть интересны ребенку и соответствовали бы ведущему в этом возрасте типу мышления.

Занятия художественным творчеством способствуют развитию воображения, наблюдательности, дивергентного мышления и памяти детей.

Использование при этом нетрадиционных способов рисования, как указывает Г. Н. Давыдова [2], помогают всесторонне развивать личность ребенка, научить его выражать свое творческое начало и собственное «Я» через воплощение своих идей и замыслов при создании необычных произведений изобразительного искусства.

М. А. Шклярова [8] утверждает, что нетрадиционные методы рисования развивают у детей логическое и абстрактное мышление, фантазию, наблюдательность, внимание и уверенность в себе.

Таким образом, использование нетрадиционных техник художественного творчества (скрапбукинг, кардмейкинг, рисование ладошками и пальчиками) позволяет усовершенствовать способности ребенка творчески мыслить, пробуждают интерес к исследованию изобразительных возможностей материалов, и, как следствие, повышают интерес к художественному творчеству в целом.

1. Блауберг, И. В. Становление и сущность системного подхода\ И. В. Блауберг, Б. Г. Юдин. - М. ,1973.

2. Гилфорд, Д. Три стороны интеллекта // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. - М., 2005. – 456с.

3. Давыдова, Г. Н. Нетрадиционные техники рисования в детском саду. Часть 2: учеб. -метод. пособие/ Г. Н. Давыдова М. : «Издательство Скрипторий 2003», 2010. – 72 с.

4. Дрязгунов, К. В. Формирование дивергентного мышления учителей в системе повышения квалификации / К. В. Дрязгунов. Дис. уч. ст. канд. педаг. н. Калуга. 2002. 142 с.

5. Иванов, А. Н. Креативность и дивергентное мышление/А. Н. Иванов// Ученые записки МГПУ. Психологические науки: сборник научных статей / под ред. Г. А. Урунтаевой. - Мурманск: МГПУ, 2006. -Вып. 6. - С. 44-48

6. Майданник, И. А Развитие дивергентной исследовательской активности у учащихся младших классов // Соврем, проблемы истории, экономики и техники Т. 4./ И. А. Майданник. - М. 2000 - С. 57-59.

7. Матюшкин, А. М. [Текст] : Концепция творческой одаренности // Вопросы психологии. 2000, №6, С. 29-33.

8. Торранс, E.П. Направляющий творческий талант / Е. П. Торранс- М, 2012. -230с.

9. Шклярова, М. Т Рисуйте в нетрадиционной технике. / М. Т. Шклярова // Обруч 2006, №2,- С. 13.

Публикации по теме:

Использование нетрадиционных техник рисования для развития творческих способностей детей дошкольного возраста Из опыта работы воспитателя МБДОУ ДС № 21 "Сказка" Севрюковой Любови Николаевны. Условия возникновения опыта: Опыт формировался в условиях.

Художественно-эстетическое воспитание и развитие дошкольников. Использование нетрадиционных техник рисований в НОД. Ведущая роль в становлении личности ребенка дошкольника, формировании его духовного мира принадлежит эмоциональной сфере. Именно с этим.

Использование нетрадиционных техник аппликации как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста Одним из наиболее близких и естественных для ребенка-дошкольника видов деятельности, является изобразительная деятельность. Изобразительная.

Консультация «Использование нетрадиционных техник рисования для создания ситуации успеха у дошкольников с ОВЗ» Успех меняет человека. Он делает человека уверенным в себе, придает ему достоинство, и человек обнаруживает в себе качества, о которых не.

Использование нетрадиционных техник с целью развития познавательных процессов детей дошкольного возраста Использование нетрадиционных техник в развитии познавательных способностей детей дошкольного возраста. Сегодня я расскажу вам о техниках,.

Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности для развития детского творчества. Кружок «Акварелька» И в десять лет, и в семь, и в пять Все дети любят рисовать. И каждый смело нарисует Все, что его интересует. Все вызывает интерес: Далекий.

Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности дошкольников в условиях ФГОС Каждый ребенок, начиная с 2-3 лет и до подросткового возраста, с упоением рисует. Потребность в рисовании заложена у детей на генетическом.

Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности в развитии творческих способностей дошкольников Инновационный педагогический опыт: «Использование нетрадиционных техник в изобразительной деятельности в развитии творческих способностей.

Обобщение опыта работы «Игра в шашки, как средство развития логического мышления у дошкольников» Развитие науки и техники, компьютеризация, социальные изменения в обществе, реформа образования определяют возрастающую роль интеллектуальной.

Развитие дивергентного и конвергентного мышления у старших дошкольников Развитие дивергентного и конвергентного мышления у старших дошкольников. В условиях современного времени все чаще слышим о том, что у детей.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование нетрадиционных техник в изотворчестве как средство развития дивергентного мышления дошкольников
Опубликовано: 25 апреля 2017 в 19:13
+2Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 2.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД