Получи документы

Использование образных и речевых компонентов в развитии пространственных представлений

Ольга Калинина
Использование образных и речевых компонентов в развитии пространственных представлений
▼ Скачать + Заказать документы

Наше время - это время перемен. Сейчас в России нужны люди, способные принимать нестандартные решения, умеющие творчески мыслить. К сожаленью современная массовая школа ещё сохранила нетворческий подход к усвоению знаний. Однообразное, шаблонное повторение одних и тех же действий убивает интерес к обучению.

Одной из основных причин приближения дошкольников к условию школьного обучения является стремление учителей и родителей свести к минимуму те естественные трудности, с которыми сталкивается ребёнок на начальных этапах обучения.

Публикация «Использование образных и речевых компонентов в развитии пространственных представлений» размещена в разделах

Не редко подготовка детей к школе сводится к обучению счёту, чтению, письму. Между тем исследования показывают, что наибольшие трудности в начальной школе испытывают не те дети, которые имеют недостаточно большой объём знаний, умений, навыков, а те которые проявляют интеллектуальную пассивность, у которых отсутствует желание и привычка думать, стремление узнать что-то новое.

А так как «программа воспитания и обучения в детском саду» не затрагивает многие важные для развития ребёнка вопросы, которые ставит перед ним современная школа.

Поэтому необходимо в нашей работе наряду с типовой программой применять другие технологии, которые могут развить у ребёнка познавательные способности.

При планировании своей работы я учитывала то, что дети в моей группе отличаются от других детей т. к. имеют отклонения в речевом развитии. Также важно, чтобы в группе установились доброжелательные взаимоотношения между детьми, если не решить эту задачу, работать с группой очень сложно. Во всех бытовых ситуациях нужно стремиться развивать взаимопомощь, чтобы в последствии этот навык в последствии был перенесён в ситуацию обучения.

Также я учитывала, что начало года — это период адаптации к условиям жизни в дошкольном учреждении.

Определяя содержание занятий, я ориентировалась на выявление в сентябре знаний и умений детей.

Свою работу я построила так, чтобы она способствовала всестороннему развитию психики детей, их познавательных способностей, речи, опыту общения со сверстниками и взрослыми, прививала интерес к учебным занятиям, формировала умения и навыки учебной деятельности, помогала детям овладеть умениями: анализировать, сравнивать, обобщать, абстрагировать.

Психическим содержанием общих умственных способностей, формирующихся в дошкольном возрасте, являются действия пространственного моделирования, т. е. действия по построению и использованию наглядных образов, функционально эквивалентных реальным пространственным моделям. Таким образом, можно сказать, что пространственные представления складываются как в результате овладения пространственной терминологией (предлогами и наречиями, так и наглядными средствами пространственной ориентировки (наглядными моделями пространственных отношений типа плана и схемы).

Наиболее сложно для детей времени. Формирование пространственной ориентации проходит успешно, если ребёнок оказывается перед необходимостью оперировать этими понятиями.

Речь также участвует в процессах наглядного моделирования, пространственная терминология вначале направляет и корректирует построение наглядной модели пространственной ситуации, а затем служит выражением сложившихся модельных представлений о пространственных взаимоотношениях предметах.

Пространственные и временные ориентировки помогают ребенку в определении своего местонахождения, расположения объектов относительно самого себя, в установлении последовательности развития событий из детской жизни во времени. Это требует активного использования в речи предлогов и наречий, названий времен года, частей суток и ориентировки в понятиях вчера, сегодня, завтра; использования моделей пространственных отношений объектов и временной последовательности. Для этого я использовала план группы, схемы продвижения в пространстве, календарь года, месяца, недели. В работе использовала образные и речевые компоненты, а так же различные приемы, включающие переход от схемы к действиям. Независимо от характера игры, свободная или организованная, старалась направить процесс познания математических представлений, включая в игру, придумывания карт путешествий, поиск кладов, развитии событий во времени.

Игры, которые я использовала можно применять во всех трех блоках. Играя в такие игры, дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, догадываться о результате, проявляя при этом творчество, воображение.

Воображение - это присущая только человеку, возможность создавать новые образы (представления) путем переработки предшествующего опыта. Воображение часто называют фантазией. Возможность создавать что-либо новое, необычное, закладывается в детстве, через развитие высших психических функций, таких как мышление и воображение. Основная задача воображения — преставление ожидаемого результата до его осуществления.

Ситуации, в которые включаются дети, должны быть занимательны. Время воспринимается детьми опосредовано, через конкретные признаки, но и они часто нестабильны, зависят от времени года, состояния погоды. Усвоение временных понятий происходит через собственную деятельность детей, деятельность взрослых в различные части суток, через оценки объективных показателей (положение солнца, освещённость, погодные явления).

Практика обучения дошкольникоы показала, что на его успешность влияет не только содержаниея предлагаемого материала, но также форма подачи, которая способна вызывать заинтересованность детей и познавательную активность. Хорошо подобранный материал поможет ребенку реализовать творческие и речевые возможности в познании окружающего, ведя его от созерцания одиночных и разрозненных фактов к пониманию закономерностей.

А так как основным средством формирования пространственных представлений является, наглядна модель пространственных ситуаций, включая словесное обозначение пространственных отношений, я большое внимание уделила развивающей среде и оснащению группы, для того, что бы дети постоянно сталкивались с необходимостью решать эти ситуации в свободной деятельности.

Игры, которые я использовала занимательные, их можно использовать во всех трех блоках. Играя в эти игры, дети учатся планировать свои действия, обдумывать их, искать ответ, договариваться о результате, проявляя при этом творчество. Такая работа активизирует мыслительную деятельность ребенка, развивает у него качества, необходимые для профессионального мастерства, в какой бы сфере они ни трудились.

Игры в своем развитии эволюционируют от предметных к ролевым, и от ролевых к дидактическим. Интерес детей к дидактическим играм перемещается от игрового действия к умственной задаче. И я использовала в своей работе, в ролевой игре «Капитан» дети, действуя в воображаемой ситуации, «ведут корабль», а в дидактической игре они подражают умственной работе капитана — «ведут корабль по задуманному курсу» на основе заданной схемы.

При помощи дидактической игры мне удалось сконцентрировать внимание паже самых инертных детей. Вначале, они проявляли интерес только к игре, а затем и к тому учебному материалу, без которого игра не возможна. Постепенно у детей пробудился интерес к учебному процессу. Как показал мой опыт работы, дети обучаются вне игровых условиях с большим трудом.

Большое внимание я уделяла работе с родителями, так как в воспитании детей большое значение имеет подражание. А. С. Макаренко писал: "Вы воспитываете ребенка в каждый момент вашей жизни», исходя из этого, он утверждал, что родительская требовательность к себе, контроль над каждым своим шагом является важнейшим методом воспитания. Прямое воздействие на сознание ребёнка не всегда даёт положительный результат. Гораздо лучше если ребёнок имеет наглядный положительный пример правильного поведения. Особенно это относится к соблюдению правил дорожного движения. Для этого я предложила родителям составить альбом «Я на улице». На консультациях знакомила родителей с содержанием работы по обучению детей пространственным представлениям, подобрала стихи, литературу. При помощи родителей изготовила атрибуты к сюжетно-ролевой игре «Светофор».

Вместе с детьми придумывали рассказы на темы: «Светофор», «Путешествие по Санкт-Петербургу», «Как мама заблудилась», «моя дорога в детский сад». Рассказала детям о том, что люди всей земли договорились иметь одинаковые знаки дорожного движения. Осуществлять обучение детей в умении ориентироваться в пространстве активно помогали родители, т. к. понимали важность этой работы, они не только следят за тем, чтобы дети соблюдали правила, но и сами их не нарушают.

При систематическом уточнении и расширении пространственных и временных отношений и использовании заданий на классификацию, развитие вариантности мышления, поиску закономерностей и нарушению закономерностей - всё это способствует развитию у детей творческой фантазии и конструктивному мышлению.

Слово адекватно фиксирует пространственное представление. Таким образом, понимание пространственных отношений между предметами существует как в вербальной, так и в невербальной форме, и может быть обнаружено как в действии, так и в высказывании. Поэтому организации своей работы я выделила два условия:

- занятия должны включать в себя воспроизведение пространственных соотношений.

- носить моделирующий характер.

Но т. к. дети с нарушением речи испытывают трудности в вербальном определении пространства, поэтому при проведении игр, интеллектуальная деятельность ребёнка должна быть связана с его действиями по отношению к окружающим предметам.

Ребё нку ведь так мало нужно: чувствовать себя умным, сообразительным, быть о себе высокого мнения. Успех в учёбе вдохновляет его на новые успехи, счастливого ребёнка легче учить и воспитывать, легче развивать его духовный потенциал.

Кто сказал, что занятия математикой должны быть скучными, твёрдая ориентация на игру как средство, метод, форма организации, учебно-воспитательной деятельности помогло мне сделать обучение математике радостным.

Выпуская детей в школу, я знаю, что дети умеют ориентироваться в окружающей обстановке, что, бесспорно, поможет в дальнейшей жизни.

Публикации по теме:

Лаборатория раннего прогноза и предупреждения речевых нарушений. Актуальность проекта:По данным мировой статистики число речевых расстройств растет. Современная профилактика речевых нарушений у детей тесно.

Это мы… воспитатели… Воспитатель - это не только профессия, Воспитатель - это стиль жизни. Это мы. воспитатели. Такие добрые, милые, чуткие, отзывчивые,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование образных и речевых компонентов в развитии пространственных представлений
Опубликовано: 4 сентября 2013 в 20:05
+2Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование образных и речевых компонентов в развитии пространственных представлений» (включая файлы) размещена пользователем Ольга Калинина (УИ 126369) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 4.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД