Оксана Владимировна Михайлова
Использование палочек Кюизенера в предматематическом развитии дошкольников
▼ Скачать + Заказать документы
Вхождение детей в мир математики начинается уже в дошкольном детстве. Математика является универсальным методом познания окружающего и предметного мира и ее роль в современной науке постоянно возрастает. Изменение концептуальных подходов к определению содержания и выбору методик обучения математике в школе, широкое использование современных образовательных технологий обусловило и требования к математической подготовке детей дошкольного возраста.
Публикация «Использование палочек Кюизенера в предматематическом развитии дошкольников» размещена в разделах
Математические знания и умения необходимы для успешной адаптации ребенка к процессам социальной коммуникации, информатизации и технологизации общества. Они расширяют кругозор ребенка. Математическая культура — составная часть общей культуры личности, а в период дошкольного детства имеет свои особенности, связанные с возрастными и индивидуальными возможностями детей.
Принятие ФГОС дошкольного образования потребует необходимости предусмотреть, как обязательное условие, возможность самореализации ребенка на всех этапах работы по математическому развитию в системе образования дошкольника.
Проблема формирования и развития математических способностей дошкольников актуальна в настоящее время как никогда. Математика является одним из наиболее сложных предметов в школе и поэтому чрезвычайно важно развивать математическое мышление у дошкольников. В последнее время система образовательной работы с дошкольниками стала во многом использовать школьные формы и методы обучения, что не соответствует возможностям детей, их восприятию, мышлению, памяти. На этой основе возникает формализм в обучении, завышенные требования к умственному развитию детей. Современные дети не являются более развитыми от рождения, чем дети, рожденные 20-30-40 лет назад. Но система обучения в дошкольном периоде часто вызывает искусственное ускорение темпов развития детей. В связи с этим, эффективное развитие математических способностей детей дошкольного возраста с учетом периодов развития – одна из актуальных проблем современности. Дошкольники с развитыми математическими способностями быстрее запоминают материал, более уверены в своих силах, легче адаптируются в новой обстановке, лучше подготовлены к школе.
Во всем мире достаточно известен дидактический материал, разработанный бельгийским математиком Х. Кюизенером. Он предназначен для обучения математике и используется педагогами различных стран в работе с детьми практически всех возрастных групп. Палочки Кюизенера называют еще цветными палочками, цветными числами, цветными линеечками, счетными палочками. Основные особенности этого дидактического материала — абстрактность, универсальность, высокая эффективность. Использование палочек Кюизенера дает дошкольником возможность обучиться математике играючи, прививает любовь к этому сложному предмету.
При формировании у дошкольников математических представлений через занимательный материал можно выделить несколько этапов, каждый из которых можно условно отнести к определенному возрасту детей.
Младший дошкольный возраст :
• знакомство с формой и названием геометрических фигур, основными цветами, величиной, сравнением двух предметов;
• обучение способов обследования предметов (наложение, приложение, подбору предметов одинаковых и разных по форме, размеру;
• способствовать появлению интереса к участию в игровой деятельности;
• учить реализовывать конкретные цели;
• приобщение к математической сказке.
Средний дошкольный возраст :
• различение геометрических фигур по характерным признакам (круг, квадрат, треугольник, прямоугольник, шар, куб, цилиндр);
• классификация фигур;
• выделение пространственных отношений вверх-вниз, направо-налево, назад-вперед; осуществление опредмечивания созданного объекта по словесному описанию (отгадывание загадок);
• расположение предметов в убывающем порядке (5-6 размеров предмета);
• выкладывание картинки из 4-6 частей;
• формирование произвольного внимания, активного включения в сюжет математической сказки.
Старший дошкольный возраст :
• углубление представлений детей о свойствах и отношениях объектов через игры на классификацию и практическую деятельность, направленную - на воссоздание, преобразование форм предметов и геометрических фигур;
• умение обобщать, сравнивать, выявлять и устанавливать закономерности, связи и отношения, решать проблемы, выдвигать, предвидеть результат и ход решения творческой задачи;
• свободное общение со взрослыми по поводу игр и заданий;
• овладение играми на передвижение, шашечного хода;
• отгадывание задач-шуток, головоломок, математических загадок;
• развитие любознательности, находчивости, смекалки при активном участии в математической сказке.
Палочки Х. Кюизенера в наибольшей степени способствуют математическому развитию детей на всех перечисленных этапах. Цветные палочки отвечают монографическому методу обучения числу и счету. Палочки легко вписываются в систему математической подготовки детей к школе как одна из современных технологий обучения.
Палочки, как и другие дидактические средства развития математических представлений у детей, являются одновременно орудиями труда педагога и инструментами учебно-познавательной деятельности ребенка.
Велика роль палочек Кюизенера в реализации принципа наглядности, представлении сложных абстрактных математических понятий в доступной малышам форме, в овладении способами действий, необходимых для возникновения у детей элементарных математических представлений.
Важны они для накопления чувственного опыта, постепенного перехода от материального к материализованному, от конкретного к абстрактному, для развития желания ребенка овладеть числом, счетом, измерением, простейшими вычислениями, решения образовательных, воспитательных, развивающих задач и т. д. В мышлении ребенка отражается, прежде всего, то, что вначале совершается в практических действиях с конкретными предметами. Работа с палочками позволяет перевести практические действия во внутренний план, создать полное и отчетливое представление о понятии.
Возникновение представлений как результат практических действий детей с предметами, выполнение разнообразных практических (материальных и материализованных) операций, являющихся основой для умственных действий, выработка навыков счета, измерения, вычислений создают предпосылки для общего умственного и математического развития детей.
С математической точки зрения палочки — это множество, на котором легко обнаруживаются отношения эквивалентности и порядка. Цвет и величина, моделируя число, подводят детей к пониманию различных абстрактных понятий, возникающих в мышлении ребенка как результат его самостоятельного математического исследования.
Использование чисел в цвете позволяет развивать у дошкольников представление о числе на основе счета и измерения палочек. К выводу, что число появляется в результате счета и измерения, дети приходят на базе практической деятельности и именно такое представление о числе является наиболее полноценным.
С помощью цветных палочек детей можно подвести к осознанию соотношений «больше — меньше», «больше — меньше на.», познакомить с транзитивностью как свойством отношений, научить делить целое на части и измерять объекты, показать им некоторые простейшие виды функциональной зависимости, поупражнять их в запоминании числа из единиц и двух меньших чисел, помочь овладеть арифметическими действиями сложения, вычитания, умножения и деления, организовать работу по усвоению таких понятий, как «левее», «правее», «длиннее», «короче», «между», «быть одного и того же цвета», «быть не красного цвета», «иметь одинаковую длину».
С помощью палочек Кюизенера можно еще в детском саду познакомить детей с арифметической прогрессией, своеобразной "цветной алгеброй", являющейся эффективной подготовкой к изучению школьной алгебры. И как следствие самореализации у ребенка будет формироваться учебная мотивация.
Таким образом, и будут решаться приоритетные задачи непрерывного образования детей.
Список литературы
1) Белошистая А. В. Формирование и развитие математических способностей дошкольников. - М. : ВЛАДОС, 2003.
2) Логика и математика для дошкольников : Методическое пособие / Авторы-составители Е. А. Носова, Р. Л. Непомнящая. – СПб., 1997.
3) Математическое развитие дошкольников : Учебно-методическое пособие/сост. З. А. Михайлова, М. Н. Полякова, Р. Л. Непомнящая, А. М. Вербенец. – СПб: Детство-Пресс, 2000.
4) Сербина Е. В. Математика для малышей. – М., Просвещение, 1992.
5) Тихомирова Л. Ф. Упражнения на каждый день: логика для дошкольников. - Ярославль, Академия развития, 2000.