Елена Бабарико
Использование педагогических ситуаций в работе по социально-коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста
▼ Скачать + Заказать документы
дошкольного возраста с нарушением речевого развития посредством использования педагогических ситуаций.
Для решения поставленной цели, сначала я проанализировала возрастные особенности детей среднего возраста : им трудно сосредоточиться на однообразной, непривлекательной для них деятельности, в то время, как в процессе игры они достаточно долгое время могут оставаться внимательными; внимание вызывается внешне привлекательными предметами, событиями и сохраняется до тех пор, пока сохраняется интерес; поведение ситуативное и почти всегда складывается из импульсивных поступков; детям среднего возраста свойственны подражательность, лёгкая внушаемость; преобладает зрительно-эмоциональная память и наглядно-действенное мышление.
Публикация «Использование педагогических ситуаций в работе по социально-коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста» размещена в разделах
- Развитие ребенка. Материалы для педагогов
- Социализация. Социально-личностное и коммуникативное развитие
- Темочки
В течении года изучала передовые образовательные технологии и методическую литературу по данной теме с детьми среднего дошкольного возраста : Успкех. Совместная деятельность взрослых и детей /О. В. Акулова, А. Г. Гогоберидзе, Т. И. Гризик и др. М. :Просвещение,2012. С. 70; Учим общаться детей 3-7 лет /Б. С. Волков, Н. В. Волкова. Методическое пособие. – М, :ТЦ СФЕРА,2014.; Современные технологии эффективной социализации ребёнка в дошкольной образовательной организации /Н. П. Гришаева. Методическое пособие. – М. :Издательский центр «Вентана-Граф», 2015; Речь и речевое общение детей. / Арушанова А. Г. - М. : Мозаика - Синтез, 2000; Занятия с малышами в детском саду/ Белая К. - М. : Линка-Пресс,2002; Занятия на прогулке с детьми младшего дошкольного возраста/ Теплюк С. Н. - М: Владос, 2001.
С целью стимуляции коммуникативной активности, создания условий для овладения различными формами общения: обеспечение полноценных эмоциональных и деловых контактов со взрослыми и сверстниками был составлен комплексно-тематическийи план с детьми среднего дошкольного возраста с нарушением речевого развития. При разработке плана я ориентировалась на то, что для обеспечения необходимого уровня коммуникативных способностей детей требуется расширять круг предметов и явлений их ближайшего окружения, создавать развивающую речевую среду : чтение художественных текстов; пение небольших песенок, игры с текстами; использовать специально организованные диалоги разной степени ложности, составляющих основу речевой деятельности.
Всю образовательную деятельность старалась сделать игровой, максимально приблизив тему к знакомой ребенку обстановке. Например, по теме «Домашние животные», я предлагала малышам построить детский сад для маленьких животных, пропевали песенку «Строим дом», проигрывали постройки: мамы-животные (коза, кошка и т. п.) приводят в детский сад своих детенышей, а затем, после выполнения нескольких заданий, забирают их домой. Данная деятельность позволяет детям нетолько узнавать и называть детенышей животных, но и еще раз убеждаются в том, что всех детей мамы заберут вечером домой. Это создает им дополнительно психологический комфорт.
Для развития коммуникативных способностей детей включала проблемные ситуации как в организованно образовательную деятельность, так и совместную деятельность. Данные ситуации помогали детям осознать, принять поставленную задачу и разрешить её. Например, у обезьянки оторвалась пуговка, ее нужно пришить. Вместе с обезьянкой дети рассматривают и обсуждают содержимое волшебной шкатулочки, где лежат швейные инструменты. Организуя игровую деятельность, создавала такие ситуации, в которой ребенок будет вынужден говорить. Например, «Помоги найти Саше совок», «Попроси у Лёши мяч». Использовала такие приемы, как «Давай попросим (скажем) вместе. Я начну, а ты продолжишь». Такие приёмы позволяют активизировать словарь ребенка, помогают овладеть словами просьбы, благодарности, строить фразовую речь. Одним из способов активизации речи ребенка является игра «Поручения». Например, прошу ребенка принести куклу, поставить пирамидку на полку. Большой кукле дать красный мяч. Маленькой дать синий кубик. После выполненного задания спрашиваю: «Что ты принес? Куда поставил?». Групповая традиция «Как я провёл выходные дни» (еженедельно игровой персонаж гномик Яша ходит в гости к каждому ребёнку) способствует непосредственному вовлечению родителей в образовательную деятельность, позволяет создать ситуацию успеха каждого ребёнка и самое главное является условием для развития коммуникативных способностей каждого ребёнка.
Уровень социально-коммуникативного развития детей среднего возраста показывает удовлетворительный результат. Дети активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, но недостаточно хорошо владеют устной речью, используют речь для выражения своих мыслей, чувств, желаний,не умеют выстраивать речевое высказывание в ситуации общения, не способны договариваться, разрешать конфликты. Поэтому, в перспективе планируется пересмотреть создание развивающей предметно-пространственной среды, продумать просветительскую работу с родителями; подобрать наиболее эффективные методы, приёмы, средства, способствующие созданию интереса, мотивации к речевой деятельности у воспитанников.
Провела открытые просмотры образовательной деятельности с детьми: для слушателей ХакИРОиПК «Спор в мыльном царстве»; для молодых специалистов ДОУ «Подарки для волшебницы Зимы».
Просмотрела вебинары: «Инклюзивная практика в группах комбинированной направленности ФГОС ДО», «Рабочие программы в дошкольной организации : возможные подходы к проектированию образовательного процесса».
С целью осознания необходимости моделировать ситуации в быту были разработаны рекомендации для родителей воспитанников «Ситуации как средство социально-коммуникативному развитию детей среднего дошкольного возраста с ОНР».