Использование педагогической технологии развивающих игр Б. П. Никитина в организации образовательной деятельности

Ольга Ерохина
Использование педагогической технологии развивающих игр Б. П. Никитина в организации образовательной деятельности

Всем известно, что для детей, самая лучшая форма обучения, это обучение с помощью игры.

Борис Павлович Никитин говорил:

«Игрушки, игры - одно из самых сильных воспитательных средств в руках общества. Игру принято называть основным видом деятельности ребенка. Именно в игре проявляются и развиваются разные стороны его личности, удовлетворяются многие интеллектуальные и эмоциональные потребности, складывается характер. Вы думаете, что вы просто покупаете игрушку? Нет, вы проектируете при этом человеческую личность!»

Борис Павлович Никитин и Елена Алексеевна Никитина авторы известной методики развития детей с помощью целой серии интеллектуальных игр. Эти игры и упражнения поистине уникальны, и до сих пор ни в нашей стране, ни за рубежом не создано ничего, что смогло бы превзойти по своим дидактическим возможностям игры Бориса Павловича: «Сложи узор», «Сложи квадрат», «Уникуб», «Часики», «Точечки» и др.

Главное отличие игр Никитина состоит в том, что, играя в них, ребенок выступает как активная сторона и у него воспитывается не умение выполнять работу по предложенному шаблону, а развивается логическое и образное мышление, творчество, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.

В большинстве своем игры представлены в виде многофункциональных головоломок, предоставляющих простор для творчества. Их можно подстраивать под себя, под свой уровень, свои интересы. Каждая игра имеет набор задач, которые ребенок решает с помощью кубиков, кирпичиков, квадратов, деталей конструктора-механика.

Игры направлены на то, чтобы стимулировать интеллектуально-творческую деятельность ребёнка.

• Все игры Никитина созданы по принципу "от простого к сложному". Заниматься с пособием, смогут как малыши 2-3 лет, так и детки 5-6 лет.

• Уровень сложности подобран так, чтобы стимулировать стремление к совершению более сложных логических операций, а не только к простому копированию действий.

• Для родителей и педагогов также установлены определенные правила. Помогать вербально, чтобы построить заданную модель. Ни в коем случае нельзя требовать результата или критиковать действия дошкольника. Если он не может собрать ту или иную модель, значит, он просто пока еще не достиг нужного возраста. Дошкольник сам должен на интуитивном уровне понимать, что от него требуется. Возможно, лучше подождать некоторое время. Единственное, что разрешено делать взрослому - это поощрять малыша, любые его действия.

• Постепенное возрастание трудности задач в играх позволяет ребенку идти вперед и совершенствоваться самостоятельно, т. е. развивать свои творческие способности, а так же игры позволяют придумывать ребенку свои собственные новые конструкции, то есть развивать творческую, созидательную деятельность.

• Задачи даются ребенку в различной форме: в виде модели, плоского рисунка в изометрии, чертеже, письменной или устной инструкции, и таким образом знакомят его с разными способами передачи информации, что способствует развитию способностей к анализу, синтезу, абстракции, логике.

Не все у ребенка будет даваться с первого раза. Это нормально, что некоторые задачи окажутся слишком сложными. Возможно, малыш еще слишком мал, в таком случае стоит подождать. Иногда на поиск правильного решения сборки головоломки у ребенка уйдет пара недель, а иногда и несколько месяцев, главное - не подгонять его. Он до всего должен дойти сам.

Все задания имеют практическое решение, которое можно увидеть, потрогать. Не важно, что требуется: построить модель, сложить узор или собрать детали конструктора - ребенок всегда будет видеть наглядный результат, правильность которого легко проверить. Это позволяет сопоставлять наглядно «задание" с «решением" и самому проверять точность выполнения задания.

Почти для всех игр Никитина ребенок может придумать свои собственные задания. Сборка фигур, узоров, конструкций не ограничено лишь приведенными примерами "из коробки". Полностью освоив выполнение всех упражнений, малыш может приступить к созданию своих собственных вариантов.

Большое значение имеют игры Никитина и для родителей, приучая их давать своим детям полную свободу при выполнении заданий, сдерживаться от критики действий, подсказок и решать сразу несколько задач: Это

развитие интеллекта ребенка с ранних лет;

• пошаговое усложнение заданий позволяет создать условия для опережающего развития;

• ребенок не ограничен рамками типичных заданий для своей возрастной группы - он может решать максимально сложные именно для себя задания;

• большое разнообразие заданий позволяет выбрать наиболее интересные, увлекательные варианты: малыш сам и без принуждения выберет, какую задачу ему решать;

• играя вместе с ребенком, родители научатся терпению и пониманию того, что малыш должен размышлять и принимать решения самостоятельно и перестанут стремиться сделать все за него.

Работу со своими воспитанниками я начинала с игры “Сложи узор”. Это одна из самых популярных развивающих игр, разработанных Борисом Павловичем Никитиным. Эта игра эффективно развивает логику и пространственное восприятие, координацию движений рук, образное мышление, память, творческие способности. Четыре грани каждого кубика окрашены в красный, белый, жёлтый и синий цвета, а две оставшиеся разделены диагональю и имеют сине-жёлтую и красно-белую окраску. Набор состоит из 16 одинаковых кубиков, из которых можно составлять разнообразные узоры.

Для начала необходимо просто рассмотреть кубики. Обратить внимание на то, в какие цвета они раскрашены. В играх с кубиками для совсем маленьких учим и закрепляем цвета; считая кубики - учим понятие количества, формируем начальные навыки счета. Затем можно показать, как из кубиков строить дорожки (сначала одноцветные, после разноцветные). Тут открывается большой простор для изучения понятий закономерности и последовательности.

После освоения этих этапов можно приступать непосредственно к составлению узоров из кубиков. Дети с удовольствием выкладывают узоры по образцу, учатся превращать одни узоры в другие, изменять цвет и размер узоров, выкладывать симметричные узоры, матрицы из кубиков.

Тут можно дать и такие простые для нас, взрослых, задания, например: “Найти, где у кубика белая грань? Где синяя? Где желтая?” Если вы рассчитываете, что малыш сможет открыть крышку с кубиками, задайте вопрос: “А сумеет ли Ваня открыть крышку у новой коробки?” И если это ему удалось, то следом другой вопрос: “Как же достать кубики из коробки?”; ведь все 16 кубиков лежат плотно, и пальчик между ними не просунешь, это тоже задача для малыша. Если он видел, как это делали раньше старшие, он немедленно скопирует их способ. А если не видел? Тогда для него это настоящая проблема. Настоящая проблема, например, отыскать красную грань у кубика. Если все 5 остальных граней окрашены иначе сколько раз придется перевернуть этот кубик в руке? А уложить кубики опять в коробку, особенно последние 2–3? Как это трудно, если бы вы, взрослые, знали! Вы берете, сами складываете кубики и совершенно не думаете о том, что для вас это “истина всем известная”, а для малышей на определенном уровне развития это опять-таки целая творческая задача, на решение которой уходит иногда не один и не два дня!

После того как освоены первые задания игры “Сложи узор”, через неделю-другую можно ввести в строй следующую игру – «Кирпичики“, затем постепенно вводить “Сложи квадрат”, “Обезьянка”, “Точечки”, “Внимание”, “Уникуб” и другие. Этот порядок сугубо ориентировочный, и его можно изменять применительно к возрасту, уровню развития ребенка и того интереса, который начнет появляться у малыша.

Универсальная игра "Уникуб", самая сложная, на мой взгляд, вводят малыша в мир трехмерного пространства. Развитие пространственного мышления позволит ребенку в будущем овладевать черчением, стереометрией, начертательной геометрией.

Широкий диапазон заданий "Уникуба" может увлекать детей от 2 до 15 лет. Игра дает огромные возможности для развития детей. Ребенок может анализировать закономерности окраски кубиков. Первое впечатление – нет одинаково окрашенных кубиков, все 27 - разные, хотя использованы всего три цвета, а граней у кубика 6.

Перед тем, как предлагать ребенку "Уникуб", надо представлять себе, различает ли он цвета, может ли найти кубик с двумя гранями одинакового цвета или нет, складывает ли из кубиков "поезд" и "башню", может ли уложить "площадку", построить "дом" или "лесенку".

Задания в "Уникубе" трудные и требуют поэтому больших затрат времени и сил ребенка, и их нельзя давать много. Иногда достаточно одного задания и реже 2-3, в зависимости от возможностей малыша.

Задания по сборке "Уникуба" детям можно давать как с помощью рисунка, так и устно. Рисунок дети понимают сначала лучше, чем словесное объяснение.

И как всегда в развивающих играх, вы главным образом наблюдаете, как малыш строит из кубиков "Уникуба" модель, как он сравнивает рисунок и свою постройку, как считает, сколько кубиков надо взять для модели, и как решает, годится ли этот кубик для нее или нет. Вся работа у него идет самостоятельно, без объяснения со стороны старших. Но старший - лицо, тоже заинтересованное в успехе, как и сам малыш. Вы радуетесь его успехам вместе с ним или даже чуть-чуть раньше, так как он не всегда понимает, где и в чем успех. Вы огорчаетесь его неудачами, но не отчаиваетесь, как он, и уверены, что если сегодня и постигла неудача, то завтра или через неделю обязательно будет успех и победа, "неприступная" задача будет решена. Правда, трудно ждать, когда малыш сам найдет решение, но наберитесь терпения. и обязательно похвалите ребенка за успех. И помните - иногда подсказка взрослого равносильна обиде.

Игра в "Кубики для всех" учит мыслить пространственными образами, умению их комбинировать и является значительно более сложной, чем игры с обычными кубиками, развивает способности к комбинаторике и пространственному мышлению, учит мыслить "объемными фигурами". Игра помогает овладеть графической грамотностью, понимать уже до школы план, карту, чертеж.

Фигурки игры "Кубики для всех" обладают почти неисчерпаемыми возможностями разнообразных сочетаний и позволяют составлять громадное количество различных моделей или разных вариантов одной и той же модели. Например, уложить все 7 фигурок в куб можно несколькими десятками способов! Правила игры похожи на правила игры в "Уникуб".

Основная творческая работа начинается с того момента, когда ребенок начинает придумывать и складывать новые модели, каких нет в книге. Ребенок увлекается придумыванием новых моделей, а потом и составлением заданий.

Особенно интересно детям сказочное сопровождение этой работы. Вот например сказка про хозяйку, собачку и туфельку. (сказка на экране)

Играя, таким образом, мои воспитанники научились понимать схемы, распознавать реальные предметы в абстрактных рисунках, придумывать сюжет сказки, рассказа, развивать сюжет игры, использовать в речи разные виды предложений. Педагоги первой и второй школы, куда ходили в течение года в Школу раннего развития дети моей группы отмечали высокий уровень их внимания, умение распознать и построить образ, способность к самостоятельности.

Когда игры себя исчерпают? В развивающих играх есть объективный критерий, по которому можно судить, когда ребенок вырос настолько, что игра уже ничего ему не даст. Это количество выполненных малышом заданий. Чем большее число заданий он выполнил самостоятельно, тем дальше он продвинулся в своем развитии.

Но даже в том случае, когда он уже справляется со всеми заданиями, остаются еще по крайней мере две существенные ступени развития. Первая - сокращение времени, которое требуется ребенку на выполнение заданий.

Вторая ступень развития начинается с собственного творчества. Это значит, что занятие интеллектуальной игрой стало для ребенка настолько привлекательным, что он сам берется за игру и начинает придумывать и складывать или, вернее, складывая, придумывать новые интересные модели. Красивые модели всем нравятся, многим хочется их тоже построить, значит, их надо зарисовать, сделать из них новые узоры-задания, рисунки-задания, чертежи-задания.

Вот когда вы наблюдаете такую картину, тогда можете быть довольны: вы достигли наивысшего из возможных результатов - ребенок сам начал творить.

В своей книге Борис Павлович Никитин приводит слова Константина Эдуардовича Циолковского: «Сначала я открывал истины, известные многим, затем стал открывать истины, известные некоторым, и наконец стал открывать истины, никому еще не известные».

«Видимо это и есть путь становления творческой стороны интеллекта, путь развития изобретательского и исследовательского таланта. Наша обязанность – помочь ребенку встать на этот путь. Этому прямо и служат развивающие игры», -

Публикации по теме:

Использование развивающих игр В. В. Воскобовича в работе с детьми с ЗПР Сейчас дошкольники сильно отличаются от их сверстников в советское время. Не случайно так много внимания уделяется сейчас развитию интеллекта.

Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике»Опыт работы по использованию игр В. В. Воскобовича «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике» Тема: «Калейдоскоп развивающих игр в педагогической практике». Опыт работы по использованию развивающих игр В. В. Воскобовича. Средняя группа.

Презентация «Использование маркеров в организации образовательной деятельности ДОУ» ИСПОЛЬЗОВАНИЕ МАРКЕРОВ В ОРГАНИЗАЦИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ДОУ В основе Федерального государственного образовательного стандарта.

Использование музыки при организации образовательной деятельности «Музыка, как всякое искусство, помогает детям познавать мир и воспитывать детей, причем воспитывать не только их художественный вкус и творческое.

Использование развивающих игр Воскобовича в образовательной деятельности по ФЭМП и логического мышления Мастер – класс Тема: «Использование развивающих игр Воскобовича в образовательной деятельности по формированию элементарных математических.

Методическая разработка «Использование развивающих игр при изучении математики с дошкольниками» “Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребенка.

Перспективный план по самообразованию воспитателя средней группы «Использование развивающих игр» Актуальность – внимание детей средней группы очень неустойчиво. Для прочного усвоения знаний их необходимо заинтересовать работой. Непринужденный.

Библиотека изображений:
  • Тело, организм, эмоции
  • 23 февраля
  • Лэпбуки на МААМ: купить лэпбук, скачать шаблоны
Автор публикации:
Использование педагогической технологии развивающих игр Б. П. Никитина в организации образовательной деятельности
Опубликовано: 14 октября 2018 в 09:42
+11Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 8.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Мастер-класс «Пушистые ёжики» для старшего дошкольного возраста
Цели работы. На занятии дети упражняются в нарезании бахромы по краю круга ( узких полос, идущих от края круга к центру, выполняют разметку детали по...
Фотоотчет «Огород на окне» в разновозрастных группах
Традиционно в нашем детском саду, каждую весну, на окне появляется маленький огород. Это лук, зелень, это те растения, которые неприхотливы в уходе, растут...
Проект «Удивительные животные Севера»
Проект в подготовительной группе «Удивительные животные севера» Тип проекта: исследовательский, познавательно-творческий. Вид проекта: краткосрочный....
Прогулка «День жаворонка»
22 марта по народному календарю день Жаворонки. По поверьям в этот день прилетают сорок первых птиц и приносят на своих крыльях весну. В старину, чтобы...
Развлечение к Всемирному Дню земли «Земля — наш общий дом» с детьми в средней группе...
Развлечение Всемирный День Земли «Земля – наш общий дом» с детьми в средней группе 4 - 5 лет. Всемирный День Земли отмечается 21 марта. Эта дата была...