Лучший педагог года

Использование педагогом-психологом ДОУ светового стола и техники «рисования песком» для развития речи старших дошкольников

Ирина Малышенкова
Использование педагогом-психологом ДОУ светового стола и техники «рисования песком» для развития речи старших дошкольников

Ни для кого не секрет, что современные дети очень много времени проводят у телевизора и компьютера. Это негативно сказывается на всех сферах деятельности ребенка. У многих детей снижена познавательная активность, слабо развита мелкая моторика рук, а также наблюдаются нарушения в развитии речи.

Публикация «Использование педагогом-психологом ДОУ светового стола и техники „рисования песком“ для развития речи старших дошкольников» размещена в разделах

Только непосредственное воздействие взрослого и его участие в практической деятельности ребенка способны обеспечить нормальное развитие ребенка, в том числе и речевое развитие.

Игры на песке – одна из форм естественной деятельности ребёнка. Именно поэтому мы можем использовать песок в работе с детьми.

Использование техники «Рисование песком» в работе с дошкольниками дает возможность:

Гармонизировать психоэмоциональное состояние;

Формировать установку на положительное отношение к себе;

Развивать познавательные процессы: восприятие, внимание, память, образно-логическое мышление, пространственное воображение, процессы саморегуляции;

Коммуникативные навыки;

Развивать творческий потенциал;

Тренировать мелкую моторику рук;

Развивать речь.

Кроме того, это отличный, активный вид отдыха, который доставляет дошкольникам удовольствие. Такие свойства песка, как мягкость, тягучесть и приятная на ощупь шершавость, создают условия для расслабления.

Положительные моменты в работе с песком.

Простота – для работы с песком необходимы лишь песок и поднос.

Возраст ребенка – рисовать песком может и годовалый ребенок. Для развития мелкой моторики рисование простым песком не менее полезно, чем рисование пальчиковыми красками, работа с пластилином.

Эстетичность – рисунки песком эстетичны и позволяют ребёнку проявить свою фантазию.

Пластичность – на одной поверхности можно создавать различные образы бесконечное количество раз.

Оборудование:

Световой стол для рисования песком. Замена светового стола: стол, поднос, бумага,

Кварцевый песок (можно иметь несколько вариантов цветного песка для арт-терапии)

Альтернатива песку: крупа манная, гречневая, рисовая, пшено, соль.

Условия при работе с песком:

Согласие и желание ребенка.

Специальная подготовка педагога, его творческий подход к проведению занятий.

У детей не должно быть аллергии на пыль от сухого песка, кожных заболеваний и порезов на руках.

Способы засыпания поверхности стола:

• Просеивание,

• Расхлопывание,

• Дождик,

• Торнадо,

• Волна.

Методики рисования песком:

• Рисование кулаком,

• Рисование ладонью,

• Рисование ребром большого пальца,

• Рисование щепотью,

• Рисование мизинцами,

• Одновременное использование нескольких пальцев,

• Рисование симметрично двумя руками,

• Отсечение лишнего,

• Насыпание из кулачка,

• Рисование пальцем.

Материалы для рисования:

• использование кондитерского шприца,

• использование массажного мячика,

• использование ситечка,

• выдувание рисунка через трубочку для коктейлей,

• использование трафаретов,

• использование декоративных украшений.

При работе с песком можно также использовать различные природные материалы: ракушки, камушки, пуговицы, фасоль и т д.

Этапы работы с песком:

• Подготовительный (ритуал входа)

• Основная часть

• Заключительный этап (ритуал выхода)

Подготовительный этап

Цель:

Определить правила поведения в песочнице;

(контролировать и регулировать рамки поведения, взаимоотношения детей может сказочный персонаж).

Правила при работе с песком:

1. Береги песчинки — не выбрасывай их из песочницы. Если случайно песок высыпался, покажи это взрослому, и он поможет им вернуться обратно в песочницу. Нельзя выбрасывать песок из песочницы.

2. Песчинки очень не любят, когда их берут в рот или бросаются ими в других детей. Нельзя брать песок в рот и бросать его в других людей.

3. После игры надо помочь Песочной фее убрать все игрушки на свои места.

4. У детей всегда должны быть чистые ручки и носики. Поиграл с песком — помой ручки и покажи чистые ладошки зеркалу.

Основная часть:

Дидактические игры

с использованием песочного планшета направленные на развитие всех компонентов речевой системы и психических процессов.

Развитие мелкой моторики

• Действия с песком:

Сжать-разжать, захватить в щепотку;

Выложить по насыпанной дорожке камешки;

• Прикосновения к поверхности песка:

Ребром ладони нарисовать геометрические фигуры;

Отыскать в песочнице предметы, определённый предмет;

• Рисование на песке:

«Дорожки», «Заборчики», «Дожди», «Лесенки», «Следы»

Работа с контурами и шаблонами;

Картотека:

Название игры Методика проведения

«Дорожки» Начинаем с простых линий- «Дорожка к домику ёжика», затем переходим к ломаным линиям, прерывистым, различным по интенсивности и напряжённости

«Заборчики» Рисуем «заборчики» вокруг заданного предмета, домика, героя.

«Дожди» Отрабатываем рисование вертикальных линий

«Лесенки» Учимся совмещать вертикальные и горизонтальные линии

«Обведи по контуру» Обведение пальцем контура или шаблона-подготовка руки к письму.

• Развитие фонематического слуха

• Автоматизация поставленных логопедом звуков

• Дифференциация звуков

Картотека

Название игры Методика проведения

«Жужжалки» Двигаемся пальчиками по дорожкам и жужжим как пчёлки

«Шипелки» Двигаемся пальчиками по дорожкам и шипим как змейки

«Собери зоопарк» Нарисовать животных на заданный звук

«Кто живёт в лесу» Нарисовать животных на заданный звук

«Распредели по домикам животных» Изображаем на песочном столе два домика С и Ш- распределям фигурки животных, в названии которых заданные звуки.

• Расширение и активизация словарного запаса

• Развитие когнитивных процессов

Картотека

«Назови ласково» Пересыпаем песочек, называем его, употребляя уменьшительно-ласкательное значение

«Угадай, что я делаю?» Обогащение словаря детей глагольной лексикой-пересыпаю, насыпаю, ровняю, стряхиваю,глажу и т. д.)

«Магазин» Рисуем продукты, предлагаем покупателю.

«Разложи по корзинкам» Рисуем корзину для фруктов, заполняем её, то же самое с овощами.

«Давайте познакомимся!» Моделирование ситуации для объяснения значений новых слов.

• Выработка опыта показа значений приставок

• Активизация понимания и употребления предлогов

• Создание ситуаций, выраженных предложением, например: «Ёжик несёт яблоко», «Растёт ёлка».

Картотека

Название игры Методика проведения

«Повтори за мной» Ребёнок повторяет действия педагога, другого ребёнка по предложенной схеме, проговаривая свои движения: пересыпаю, засыпаю, подсыпаю, досыпаю.

«Рисунки-паутинки» Следуя инструкции, ребёнок рисует фигуры- «В большом квадрате рисуем цветочек, на цветке бабочку» и т. д.

«Составь предложение» Составление предложений по собственным рисункам.

• Активизация и обогащение словаря

• Развитие диалогической речи

• Формирование высказываний

Картотека

Название игры Методика проведения

«Рисуем сказку» Рисуем декорации к знакомой сказке-обыгрываем словесно,

Рисуем героев сказки, которую читает педагог, рассказывает кто-то из детей.

«Превращалки» Педагог составляет диалог между персонажами, создаёт мотив для активного говорения и формирует ситуацию успеха.

Заключительный этап.

Ритуал выхода

Сказочный персонаж, который приглашал детей к игре, объявляет об окончании игры, напоминает о необходимости убрать «песочную страну», привести в первоначальный вид.

Ритуал выхода необычайно важен благодарностью педагога от имени хозяина песочной страны.

Рекомендуемая литература:

1. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке. Песочная игротерапия». – СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 1998. – 50 с.

2. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. «Чудеса на песке: Практикум по песочной терапии». СПб. : Речь, 2005 -340 с.

3. Грабенко Т. М., Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Фролов Д. Волшебная страна внутри нас // Зинкевич-Евстигнеева Т. Д. Тренинг по сказкотерапии. М. : Речь, 2005

4. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Грабенко Т. М. «Игры в сказкотерапии». _ СПб. : Речь, 2006 – 208 с.

5. Зинкевич-Евстигнеева Т. Д., Нисневич Л. А. «Как помочь "особому" ребенку». Книга для педагогов и родителей. 2-е издание. - СПб. : Институт специальной педагогики и психологии, 2000. – 96 с.

6. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста: Конспекты занятий. Картотека игр. - СПб. :ООО «Издательство «Детство-пресс»,2011

7. Козуб Н. В., Осипчук Э. И. В гостях у Песочной Феи. Организация педагогической песочницы и игр с песком для детей дошкольного возраста. Методическое пособие для воспитателей и психологов дошкольных учреждений. – СПб. : Речь; М. : Сфера, 2011.

8. Справочник старшего воспитателя дошкольного учреждения. №5 май 2012. Статья О. А. Белоусова «Обучение дошкольников рисованию песком. С. 30.

9. Журнал «Дошкольное образование», июнь 2012. Статья М. Базыкина. Кино про лето. С. 41.

10. Журнал «Обруч», №3,2012. Статья Н. Иванова. По ту сторону стекла. С. 30.

Я глажу ладошками

Тёплый песок

Рисую кораблик,

А рядом –цветок.

И мамина кошка,

И деда гармошка,

Летящий журавлик

И буква : «А-нтошка».

Струятся песчинки,

Сижу - не дышу,

Ведь мира картинки

В ладошках держу.

В. Шипунова

Публикации по теме:

Из опыта проведения педагогом-психологом декады игры в детском садуИз опыта проведения педагогом-психологом декады игры в детском саду Утверждаю : Заведующая МБДОУ №11 «Родничок» г. Тихорецка Савосько О. А. ПЛАН МЕРОПРИЯТИЙ ДЕКАДЫ ИГРЫ В ДЕТСКОМ САДУ. Декада проводится с.

Конспект ООД в средней группе с использованием нетрадиционной техники рисования цветным песком «Подводный мир» .

Конспект проведения педагогом-психологом занятий «Станция «Позитивная» в рамках дня здоровьяКонспект проведения педагогом-психологом занятий «Станция «Позитивная» в рамках дня здоровья Сценарий дня ЗДОРОВЬЯ в детском саду «РОДНИЧОК» «Станция ПОЗИТИВНАЯ» Ведущая – педагог-психолог Виткова Татьяна Анатольевна Дата проведения.

Конспект занятия в старшей группе с использованием нетрадиционной техники рисования цветным песком «Аквариум» Программные задачи: Образовательные: - Учить детей создавать узоры цветным песком на бумаге. - Учить детей использовать простейшие техники.

Мастер-класс для воспитателей по использованию техники «рисования песком».Мастер-класс для воспитателей по использованию техники «рисования песком». 1. Вступление. Проблемы и задачи. Здравствуйте уважаемые коллеги! Сегодня вашему вниманию я предлагаю познакомить с техникой «Рисование.

Методы, применяемые педагогом-психологом для развития эмоциональной отзывчивости и навыков общения у дошкольников 3–7 лет Социо-игровая педагогика Педагог здесь существует наравне с детьми. Он стремится не научить своих подопечных чему-то (передать им информацию.

Цикл развивающих занятий с педагогом-психологом для детей старшего дошкольного возраста Цель: развивать у старших дошкольников эмпатию, коммуникативные навыки, продолжить психопрофилактику и психокоррекцию агрессивности, конфликтности,.

Развитие творческих способностей старших дошкольников посредством использования нетрадиционной техники рисования на стекле В соответствии с ФГОС дошкольного образования: • Сегодня на первом месте стоит задача развития ребенка, которая позволяет сделать более.

Закрепление знаний (об эталонах формы): круг, квадрат, треугольник, с использованием песочного светового стола.Закрепление знаний (об эталонах формы): круг, квадрат, треугольник, с использованием песочного светового стола. Коррекционно-развивающее занятие Закрепление знаний (об эталонах формы): круг, квадрат, треугольник, с использованием песочного светового.

Занятие с педагогом — психологом в подготовительной группе. Тема: «Смешарики о правах ребенка» Программное содержание: Познакомить детей с правами: право на имя, фамилию, образование и право на жизнь. Развивать творческое воображение.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование педагогом-психологом ДОУ светового стола и техники «рисования песком» для развития речи старших дошкольников
Опубликовано: 12 апреля 2016 в 20:08
+26Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 14.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
2024 - Год Семьи. Передвижка «Год семьи»

Президент Российской Федерации Владимир Путин подписал 22 ноября Указ об объявлении 2024 года в России Годом семьи.

18 апреля. День отпечатка пальца. Передвижка «Пальчиковая живопись»

 18 апреля 1902 года впервые был использован метод установления личности человека по его отпечаткам пальцев. Эта дата считается днем рождения дактилоскопии, поэтому 18 апреля отмечаем с детьми...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД