МААМ-картинки

Использование пейзажной живописи в развитии связной монологической речи у детей с ОНР

Татьяна Тукиш
Использование пейзажной живописи в развитии связной монологической речи у детей с ОНР

Рассматривая пейзажную картину ребенок дошкольного возраста способен воспринимать как образы, изображенные на картине, так и средства художественной выразительности, при этом, обращая внимание на окружающую красоту природы. Художественный пейзаж помогает развивать воображение, эстетический вкус, ассоциативное и образное мышление, что является немаловажным в развитии дошкольников с общим недоразвитием речи. Пейзажная живопись вполне доступна для детского восприятия. Главное место в картине занимает первый план, помогающий распознать ос-новную идею произведения, которую хотел передать художник. В свою очередь, большую роль играет цветовое и объективное соотношение. Так как именно пейзаж является самым ярким, по сравнению с другими жанрами живописи, он способен передать те чувства, эмоции, то настроение, ощущаемое автором произведения. Предлагая детям к рассматриванию пейзажную картину, педагог ставит основную задачу: пробудить у детей интерес к пейзажной живописи, расширяя при этом их представления о природе в целом, и обогащая тем самым словарь детей.

Публикация «Использование пейзажной живописи в развитии связной монологической речи у детей с ОНР» размещена в разделах

Использовать необходимо особый вид высказывания — рассказы описания. Рассказы-описания сложны для детей, так как на пейзажных картинах отсутствуют живые объекты, или же они играют не первостепенную роль. Основными элементами таких рассказов выступают объекты природы. Рассмотрев и проанализировав различные подходы по использованию пейзажной живописи в развитии связной монологической речи, необходимо определить основные требования к выбору соответствующего жанра произведений.

1. Картина обязательно должна быть высокохудожественной;

2. Картина должна быть доступной для детского взгляда по изображению и содержанию;

3. Картина должна быть интересной, понятной и предполагающей воспитательное значение;

4. Картина должна отображать положительное, сочувственное отношение ко всему живому и неживому в окружающем мире.

Существует основная методика рассматривания и описания репродукций художественной живописи, разработанная Н. М. Зубаревой. Согласно данной методике дети должны не просто увидеть всю прелесть изображенного, но и активизировать свой словарь для передачи своих впечатлений, мыслей. Н. М. Зубарева считает, что при рассматривании пейзажной картины, необходимо выполнять следующие условия:

- сочетание с наблюдениями в природе,

- восприятие художественной литературы, которая богата своим познавательным материалом, описывающим природу.

Например: рассказы В. Бианки, М. М. Пришвина, Е. Чарушина, служащие речевым образцом. В работе с дошкольниками по формированию умений составлять описательные рассказы, могут быть использованы такие репродукции картин, как: «Грачи прилетели» А. Саврасова, «Аленушка» В. Васнецова, «Утро в сосновом бору», «Сосновый лес» И. Шишкина, «Золотая осень», «Март» И. Ле-витана и многие другие интересные композиции.

Н. М. Зубаревой предложен оригинальный прием рассматривания картины, заключающийся в повышении эмоционального восприятия в сопровождении музыки. В этом случае предполагается прослушивание не только высокохудожественных произведений, но и простых по содержанию ме-лодий. Например, различные звуки природы. Еще одним действующим приемом является рассматривание не одной картины, а двух, причем разных художников, но на одну и ту же тему. Это позволяет и помогает дошкольнику увидеть различные приемы выражения замысла разных авторов.

В методике развития связной монологической речи прописывается большое количество прие-мов по использованию пейзажных репродукций : вопросы, образец, речевые творческие задания, по-яснения, игровые приемы, беседа, обобщение и многое другое. Именно от того, какими методами и приемами будет пользоваться педагог, зависит действенность работы с пейзажной живописью.

Таким образом, можно сделать вывод, что пейзажная картина является эффективным средством развития связной монологической речи, так как живопись раскрывает перед детьми всю красоту, все тонкости окружающего мира, природы. Благодаря этому, ребенок дошкольного возраста способен научиться составлять связный последовательный описательный рассказ с опорой на свои впечатления и ощущения.

Публикации по теме:

Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста Одним из важных приобретений ребенка в дошкольном детстве является овладение родной речью. Ведь речь – это не только средство общения, но.

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста Муниципальное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Светлячок» Доклад на тему: «Использование мнемотехники в развитии.

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи детей Хорошая речь - важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребенка речь, тем легче ему высказать.

Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у умственно отсталых детей Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у умственно отсталых детей На сегодняшний день - образная, богатая синонимами,.

Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей»Консультация для педагогов «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей» «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему словам – он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Консультация для родителей «Использование наглядности для формирования связной монологической речи» Консультация для родителей «Использование наглядности для формирования связной монологической речи» Подготовил воспитатель: Курносова С.

Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста»Консультация для воспитателей «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста» Консультация для воспитателей "Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи у детей дошкольного возраста" Воспитатель Захарова.

Мастер-класс «Использование мнемотехники в развитии связной речи детей» Добрый день, уважаемые коллеги! Предлагаю вашему вниманию мастер-класс на тему: «Использование приемов мнемотехники в развитии связной речи.

Использование мнемотехники в развитии связной речи детей старшего дошкольного возраста «Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучиться, но свяжите двадцать таких слов с картинками,.

Опыт работы «Использование приёмов мнемотехники в развитии связной речи детей дошкольного возраста» Учите ребёнка каким-нибудь неизвестным ему пяти словам - он будет долго и напрасно мучится, но свяжите двадцать таких же слов с картинками,.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование пейзажной живописи в развитии связной монологической речи у детей с ОНР
Опубликовано: 11 декабря 2019 в 17:57
+13Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 7.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
24 апреля. День российского стоматолога. Передвижка «Здоровье детских зубов»

Стоматологи России отмечают свой профессиональный праздник 24 апреля. Это хороший повод посетить своего зубного врача и заодно поздравить его с праздником.

24 апреля. Всемирная неделя иммунизации. Передвижка «Прививки — это серьезно»

Каждый год 24 апреля во всем мире стартует Всемирная неделя иммунизации. Цель этого мероприятия — повышение осведомленности населения о принципиальной важности полноценной иммунизации на протяжении всей...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД