Получи документы

Использование песочной терапии с детьми старшего дошкольного возраста

Надежда Голдинова
Использование песочной терапии с детьми старшего дошкольного возраста

Аннотация. В статье отображены основные инновационные технологии, анализируется метод песочной терапии в подгрупповой работе с детьми старшего дошкольного возраста, представлена система работы в рамках дошкольного учреждения.

Annotation. The article shows the main innovative technologies, the method of sand therapy is analyzed in the subgroup work with pre-school children, the system of work in pre-school education.

Публикация «Использование песочной терапии с детьми старшего дошкольного возраста» размещена в разделах

Ключевые слова: технология, педагогическая технология, песочная терапия.

Keyword : тechnology, рedagogical technology, sand therapy.

Одной из задач Федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования является обеспечение вариативности и разнообразия содержания Программ и организационных форм дошкольного образования, возможности формирования Программ различной направленности с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей, поэтому целью нашего дошкольного учреждения на 2017-2018 учебный год стало построение образовательной деятельности на основе современных образовательных технологий, обеспечивающих сотворчество взрослых и детей, ориентированных на интересы и возможности каждого ребенка и учитывающего социальную ситуацию его развития.

Поэтому вопрос использования современных инновационных технологий в работе с воспитанниками для нас является наиболее актуальным.

Сегодня любое дошкольное учреждение в соответствии с принципом вариативности вправе выбрать свою модель образования и конструировать педагогический процесс на основе адекватных идей и технологий, поэтому современному воспитателю необходимо владеть целым арсеналом педагогических технологий, позволяющих стимулировать активность ребенка. Кроме этого педагог должен быть готов гибко реагировать на возникающие изменения в содержании образования, адаптировать его с учётом возникающих и постоянно меняющихся интересов и потребностей детей и мотивировать их на достижения результатов в деятельности.

Под термином «технология» понимается совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве, а «педагогическая технология» включает в себя совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса [ 5].

В настоящее время насчитывается огромное количество современных образовательных технологий, в их числе: здоровьесберегающие, технологии проектной, исследовательской деятельности, информационно-коммуникационные, личностно-ориентированные, технология портфолио дошкольника и воспитателя, игровая технология, технология «ТРИЗ», технологии предметно-развивающей среды и другие.

Здоровьесберегающие технологии наиболее значимы среди всех известных технологий по степени влияния на здоровье детей. И главным их признаком является использование психолого-педагогических приемов, методов, подходов к решению возникающих проблем. Всем этим требованиям отвечает Арт-терапия, которая включает: изотерапию, сказкотерапию, фототерапию, музыкальную терапию, игровую терапию, песочную терапию.

А сейчас мы более подробно остановимся на одном из видов коррекционной технологии, как песочная терапия, которая входит в работу педагога-психолога детского сада и основана с учетом образовательных потребностей, способностей и состояния здоровья детей, учитывает возрастные особенности, поддерживает формы игры, познавательной и исследовательской деятельности, формы творческой активности, обеспечивает художественно-эстетическое развитие ребенка.

Психотерапевтическая работа позволяет педагогу-психологу решать следующие задачи:

- Психопрофилактические;

- Диагностические;

- Коррекционно-развивающие;

- Терапевтические;

- Творческого развития.

Модификации песочной терапии могут использоваться в работе педагогов, дефектологов, социальных работников, обученных этому методу.

К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Первые контакты детей друг с другом происходят в песочнице : на песке строится дом, высаживается дерево, строится семья.

Игры с песком имеют большое значение для поддержания психического здоровья, развития познавательных процессов, влияют на становление всех сторон личности ребенка, формируют гуманное, искреннее отношение к людям и всему живому.

Также одно из любимых занятий детей – рисование. Часто дети рисуют на бумаге, на земле, на асфальте, в песочнице.

Детям нравятся такие средства для рисования, которые позволяют:

• Не ограничивать движения;

• Свободно манипулировать изобразительными средствами;

• Оставлять чёткий, яркий след;

• Быстро получить изображение;

• Легко исправить неточность в рисунке;

• Играть, трансформировать рисунок в другое изображение;

• Экспериментировать с художественным материалом;

• Выразить посредством изобразительных материалов в рисунке свое состояние, настроение;

• Вне зависимости от способностей получить эффектный рисунок; проявлять творчество.

Всем этим запросам отвечает такой материал, как песок.

Песочная терапия помогает решить вопросы:

социально-коммуникативного развития: формирование способности детей к последовательному изложению событий знакомых и придуманных сказок, историй, обсуждению и обыгрыванию изображений песочной анимации; способствование взаимодействию детей при обсуждении и выражении эмоционального отношения к процессу и результату совместной творческой и игровой деятельности. Поддержка эмоционального комфорта и благополучия детей, гармонизирование их психоэмоционального состояния.

Познавательное развитие: развитие познавательных способностей дошкольников, высших психических функций и процессов. Формирование представления у детей об изобразительном материале – песке, его видах, свойствах, возможностях использования песка в жизни человека; ознакомление детей с окружающим миром (знакомство с временами года, явлениями природы, многообразием подводного мира, и т. д.)

Речевое развитие: развитие фонематического слуха, интонационной выразительности речи. Совершенствование грамматического строя речи, способствование словотворчеству, обогащению пассивного и активного словарного запаса, развитию связной речи.

Физическое развитие: развивать плавность, точность движений рук, умения работать пальцами обеих рук одновременно, координировать движение руки и глаза.

Художественно-эстетическое развитие: знакомство детей с искусством песочной анимации, развитие интереса к способам рисования на песочном планшете.

В настоящее время в нашем детском саду созданы следующие условия для развития детей методом песочной анимации : имеется специальное оборудование «Студия для рисования песком», она включает в себя такой вид песочной среды, как графическая песочница, которая представляет собой специально созданную песочную среду для рисования песком: световые столы-планшеты «Магия песка», световой стол «Универсальный», кварцевый песок, мультимедийное оборудование с видеокамерой.

Благодаря специально созданным условиям осуществляется психолого-педагогическая поддержка развития ребенка посредством песочной анимации.

Проектируя данную деятельность, важно отметить, что система работы выстроена со всеми участниками образовательного процесса. В контексте работы с детьми ведется индивидуальная, подгрупповая работа.

Мною разработана система мероприятий, рассчитанная на детей старшего дошкольного возраста с учётом состава группы, возрастных особенностей, интересов, предпочтений детей. Занятия проводятся один раз в неделю с подгруппой детей.

Перспективный тематический план занятий песочной анимацией.

Тема Содержание Задачи

«В стране песка»

«Знакомство с песком» Способствование становлению сотрудничества у старших дошкольников со взрослым и со сверстниками в познавательной деятельности в процессе взаимодействия с песком на световых планшетах.

«История происхождения песка» «Появление песка» Содействие формированию эмоционально положительного отношения к занятию.

«Превращения песка» «Каким бывает песок» Способствование возникновению мотивации детей к последовательному изложению придуманных историй.

«Живой песок» «Показ презентации о песке» Способствование последовательному изложению событий придуманных историй, обсуждению и обыгрыванию изображений песочной анимации.

«В подводном мире» «Необычные свойства песка» Способствование обсуждению и обыгрыванию изображений песочной анимации.

«Математические превращения песка» «Геометрические формы из песка» Способствование развитию творческих способностей старших дошкольников, способностей планировать графические действия, развитие воображения.

«Песочный город» «Древнее искусство рисования песком» Способствование установлению доверительных отношений между детьми, формирование умения договариваться между собой.

«Обитатели пустыни» «Знакомство с обитателями пустыни» Развитие эмоциональной и коммуникативной сферы детей.

«Песок-путешественник» «Знакомство с известными пустыни мира» Развитие навыков общения, умения высказывать своё мнение.

«Дружные ребята» «Коллективное рисование» Развитие сферы общения детей, навыков культурного общения.

С педагогами регулярно проводятся семинары-практикумы. В педагогической работе воспитателей с детьми в группах песок может использоваться в рамках различных средств и методов, преследуя решение определенных психолого-педагогических задач.

В младших дошкольных группах имеются зоны «воды и песка». Педагогами разработаны картотеки игр с песком. Семьи воспитанников принимают активное участие в мероприятиях, проводимых педагогом-психологом. Для них регулярно проводятся индивидуальные, подгрупповые консультации, «круглые столы» и др.

Педагоги ДОУ регулярно повышают свою квалификацию по данной теме, участвуют в вебинарах, семинарах ППМС-центра.

Метод песочной анимации позволяет продолжать качественную работу, направленную на обогащение социального опыта ребенка через реализацию различных проектов. Практические занятия показали позитивную социализацию дошкольников. Значительно заметно повышение профессионального мастерства педагогических кадров, ориентированных на применение новых педагогических и информационных технологий с целью совершенствования образовательной работы.

Литература

1. Епанчинцева О. Ю. Роль песочной терапии в развитии эмоциональной сферы детей дошкольного возраста : Конспекты занятий. Картотека игр. - СПб. : ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО»ДЕТСТВО_ ПРЕСС», 2015. – 80 с.

2. Сапожникова О. Б., Гарнова Е. В, Песочная терапия в развитии дошкольников. – М. : ТЦ Сфера, 2016.- 64 с. (Библиотека Логопеда).

3. Тупичкина Е. А. «Мир песочных фантазий : Программа обучения детей рисованию песочных картин в технике «SandArt» (для детей дошкольного и младшего школьного возраста. – М. : АРКТИ, 2016.- 112 с. – (Учимся творчеству).

4. Конаныхина Е. Ю. Волшебство в песочнице. Песочная терапия в работе с детьми. – М. : Генезис, 2016. – 128 с. + (24л.)

5. Толковый словарь: https://enc-dic.com/ozhegov/Tehnologija-35384/

Публикации по теме:

Использование музыкальной терапии в работе с детьми дошкольного возраста Термин «Музыкальная терапия» переводится как лечение при помощи музыки. Музыкотерапия – это вид арт-терапии, где музыка используется в лечебных.

Использование различных видов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речиИспользование различных видов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста с тяжелыми нарушениями речи Здорнова Ольга Валерьевна Спицына Маргарита Юрьевна Арт-терапия (от англ. art «искусство») — направление в психотерапии и психологической.

Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возрастаИспользование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста «Использование элементов арт-терапии в работе с детьми дошкольного возраста» Современная образовательная программа дошкольного.

Использование песочной терапии в работе с младшими дошкольникамиИспользование песочной терапии в работе с младшими дошкольниками К. Д. Ушинский писал: «Самая лучшая игрушка для детей – кучка песка!» Почему это именно так? Да потому, что игры с песком в песочнице оказывают.

Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ Нетрадиционные методы воздействия в работе логопеда становятся перспективным средством коррекционно- развивающей работы с детьми, имеющих.

Конспект занятия «Использование сюжета русской народной сказки в песочной терапии» Ход занятия: Педагог-психолог: здравствуйте дети, я очень рада вас видеть. А когда мы рады что мы делаем (улыбаемся) Упражнение «Улыбка».

Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии «На помощь Песочной Фее» Конспект занятия по ФЭМП с использованием песочной арт-терапии во II младшей группе «На помощь Песочной Фее»Тип занятия: закрепление изученного.

Консультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» ВидеоКонсультация «Дидактические игры по песочной терапии для детей дошкольного возраста» Видео Предлагаю вашему вниманию упражнения для игры в песочном ящике с детьми дошкольного возраста. Игры направлены на развитие творческого мышления,.

Мастер-класс «Использование песочной терапии в работе с дошкольниками» Мастер-класс для педагогов ДОУ «Использование песочной терапии в работе с дошкольниками» Мастер – класс. Подготовила и провела педагог-психолог.

Роль песочной и игровой терапии в коррекции речевых нарушений у детей дошкольного возраста В настоящее время значительно возрос интерес специалистов: педагогов, психологов, логопедов к специально организованным занятиям с использованием.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование песочной терапии с детьми старшего дошкольного возраста
Опубликовано: 17 сентября 2018 в 13:04
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
28 апреля. Вербное воскресенье. Передвижка «Вербное воскресенье»

За неделю до Пасхи христиане празднуют Вербное воскресенье. Красивый символ этого праздника – веточки вербы с белоснежными пушистыми комочками.

В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД