Лучший педагог года

Использование пластико-ритмической гимнастики в воспитании детей с нарушениями речи

Татьяна Дедловская
Использование пластико-ритмической гимнастики в воспитании детей с нарушениями речи

Использование пластико-ритмической гимнастики в воспитании детей с нарушениями речи

Эта работа может проводиться параллельно с другими коррекционными мероприятиями, а также может быть непосредственно включена в процесс логопедического и коррекционно-воспитательного воздействий на детей, страдающих речевыми нарушениями.

Определяющим звеном техники выполнения упражнений в пластико-ритмической гимнастике, является связь движений и музыкального сопровождения на основе ассоциаций, а главная задача обучения технике выполнения упражнений — их осмысление.

Публикация «Использование пластико-ритмической гимнастики в воспитании детей с нарушениями речи» размещена в разделах

Задание 1. «Осенние листья» (физкультминутка на логопедическом занятии по теме «Осень»)

Музыкальное сопровождение: музыка Г. Свиридова «Времена года».

Ход выполнения задания. Дети кружатся, как листья, они выполняют движения «взлет» вверх и «падение» на землю. Педагог объясняет, как выполнить кружение легко, свободно. Кружась, дети говорят, с какого дерева листья: «Мы — березовые листья (кленовые, дубовые, липовые; золотые листья каштана, багряные листья клена и т. п. ; мы легкие, быстрые, золотистые от солнца)».

Задание 2. «Вальс осенних листьев» (часть занятия по пластико-ритмической гимнастике)

Музыкальное сопровождение: музыка Г. Свиридова «Времена года».

Ход выполнения задания. Вальсирование по кругу с букетами из листьев. Легкие движения на носках к центру. «Букет раскрылся» (дети с листьями прогибаются назад).

«Маленькие разноцветные букеты» («букет распадается» на маленькие разноцветные «букеты», дети кружатся в ритме вальса — «лодочка», меняя направление).

«Налетает ветер» (музыка из спокойной становится волнующей). «Листья» кружатся хаотично, «взлетают» вверх (мимика лица — испуг, волнение) и «падают» (дети располагаются на ковре, закрываются листьями).

Мизансцена: «золотой ковер из листьев» (дети не двигаются). Появляется ребенок в «золотой» одежде с дудочкой (музыка легкая, спокойная, светлая). «Листья оживают» (дети как бы просыпаются после долгого сна, продолжается вальс. И только после появления ребенка в белой одежде («зима») — листья «засыпают».

Задание 3. «У ручья» (физкультминутка; часть занятия по пластико-ритмической гимнастике)

Музыкальное сопровождение: характер музыки должен отражать «течение струй воды в ручье».

Ход выполнения задания. Дети под руководством педагога «играют» с воображаемой водой. Сначала дети «пробуют» воду пальцами ног. Затем дети приседают у источника, трогают воду руками. Дети зачерпывают воду в пригоршни и умывают лицо, шею. Дети начинают брызгаться (озорное выражение лиц и лукавые взгляды друг на друга).

«Фонтаны». Дети изображают фонтаны из брызг (характер музыки соответственно изменяется, веселье (отражается только мимикой).

Задание 4. «У костра» (часть занятия по пластико-ритмической гимнастике)

Музыкальное сопровождение: «Пляска огня». Ход выполнения задания.

1. Под руководством педагога дети должны услышать в музыке шум деревьев, треск сучьев в огне. Сначала дети сидят в кругу, ежась от холода. Вокруг «темно», на лицах «испуг».

2. Далее дети изображают языки пламени (пальцы двигаются ритмично вверх-вниз, кисти рук «легкие, живые»,

3. Становится теплее. Лица «разгладились, потеплели», исчезает «страх» перед темнотой, лесом

4. Движения детей становятся быстрее, они изображают «языки пламени» (дети разбегаются из круга и вновь возвращаются, кружатся в быстром темпе, делают «всплеск» руками вверх-вниз, собираются в кругу плотно, их руки, пальцы находятся в движении).

5.«Танец огня».

6.«Дождь». Вдруг по листьям «забарабанил» дождь. «Язычки пламени умирают (гаснут)» ( медленная пантомима: сначала «умирает»«ломается» кисть, затем рука сгибается в локте, опускается плечо, сгибается туловище, ребенок медленно, плавно «падает на землю» — опускается на пол).

Задание 5. «Домашние и дикие животные» (может быть использовано как часть логопедического занятия)

Ход выполнения задания. Логопед (одета в костюм «волшебницы») загадывает загадки о домашних животных, дети отгадывают и получают шапочки с изображениями животных.

Затем логопед дотрагивается до шапочки каждого ребенка и говорит: «Я превращу вас в разных животных. Мы отправимся в сказочную страну. Там все оживает, звери могут говорить человеческими голосами. Но передвигаются они как животные». Звучит веселая музыка. Все «животные» отправляются за волшебницей. Во время прогулки каждый из детей изображает соответствующее животное.

Далее логопед сообщает: «Перед нами волшебная поляна. Пройти ее может тот, кто красиво расскажет о себе» (при необходимости логопед предлагает план ответа).

Примерные ответы детей : Я конь, домашнее животное. Живу рядом с человеком. У меня черная жесткая грива и хвост, гладкая шкура, сильные ноги. Я жую сено. У меня есть детеныш — жеребенок. Я сплю стоя в конюшне.

Далее «конь» «бьет копытом о землю», кричит «иго-го», бегает.

Если ребенок ошибается, звучит колокольчик (звонит логопед, другие дети помогают ему.

Публикации по теме:

Игры на формирование звуко-буквенного анализа Одним из основных условий овладения ребёнком письмом и чтением является достаточно сформированный уровень фонематического восприятия и навыков.

Картотека литературы по заиканию Шкловский В. М. Психотерапия в комплексной системе терапии логоневрозов. // Руководство по психотерапии М — 1974 С. 197-209. Анохин П. К.

Библиотека изображений:
Опубликовано в разделах:
Автор публикации:
Использование пластико-ритмической гимнастики в воспитании детей с нарушениями речи
Опубликовано: 28 января 2012 в 12:12
+4Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 6.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД