Лучший педагог года

Использование пословиц и поговорок в развитии речи старших дошкольников с ОНР посредством реализации проекта «Слово учит»

Ирина Колодяжная
Использование пословиц и поговорок в развитии речи старших дошкольников с ОНР посредством реализации проекта «Слово учит»

Актуальность проекта

Основная задача речевого развития ребёнка дошкольного возраста – это владение нормами и правилами родного языка. Полноценное владение речью предполагает, прежде всего, богатый словарный запас. Словарный запас дошкольников с общим недоразвитием речи к шести годам отстает от возрастной нормы как количественно, так и качественно. Затруднения касаются подбора синонимов и антонимов, родственных слов, употребления несклоняемых слов, слов, имеющих абстрактное значение, некоторых обобщений. В словаре детей зачастую отсутствуют сложные слова. Дети не всегда точно и полно могут объяснить значение знакомого слова. При этом дошкольники достаточно эмоциональны и восприимчивы к слову и следует только их увлечь, заинтересовать. Как это сделать? Одним из действующих средств, на наш взгляд, является устное народное творчество, а именно пословицы и поговорки.

Публикация «Использование пословиц и поговорок в развитии речи старших дошкольников с ОНР посредством реализации проекта „Слово учит“» размещена в разделах

Пословицы и поговорки образны, поэтичны, они наделены сравнениями, яркими эпитетами и метафорами, в них много олицетворений, метких определений, образных выражений. Пословицы и поговорки помогают более ярко выразить свои мысли, наиболее точно передать информацию о том или ином явлении человеческой жизни, в них заключена вековая народная мудрость, опыт, мечты простого народа.

К сожалению, наши дети плохо знают пословицы и поговорки русского народа, не используют их в повседневной жизни, путают между собой пословицы и поговорки, жанры устного народного творчества, не всегда понимают их значение.

Надеемся, детско-родительских речевой проект «Слово учит, слово лечит, слово душу веселит» позволит объединить всех участников образовательных отношений и успешно использовать развивающие и коррекционные возможности устного народного творчества (пословицы и поговорки) в развитии речи старших дошкольников с ОНР.

Вид проекта : речевой

Сроки проведения: средней продолжительности (декабрь 2021 года - февраль 2022 года)

Участники проекта : дети, родители, воспитатели и учитель - логопед старшей логопедической группы «Звёздочки»

Цель проекта : использование развивающих и коррекционных возможностей устного народного творчества (пословиц и поговорок) в развитии речи старших дошкольников с ОНР.

Задачи проекта :

вовлечь родителей непосредственно в совместную деятельность по созданию условий для целенаправленного использования воспитанниками пословиц и поговорок дома и в детском саду;

познакомить детей с жанром устного народного творчества – пословицами и поговорками;

формировать понимание многозначности слов, представление о роли и значении пословиц и поговорок в жизни людей;

побуждать и поддерживать желание воспитанников самостоятельно использовать в речи пословицы и поговорки;

развивать воображение, мышление, память, интонационную выразительность, лексико-грамматической строй речи, красочность и связанность высказывания;

воспитывать интерес к пословицам и поговоркам, стремление справедливо оценивать свои действия и действия окружающих.

Этапы реализации проекта : подготовительный, практический, заключительный

I. Подготовительный этап – создание специализированных условий :

изучение теоретико-методической литературы, передового опыта по применению пословиц и поговорок в образовательной деятельности старших дошкольников с ОНР;

выбор эффективных форм, методов и приемов работы с участниками проекта;

разработка перспективного планирования по проекту посредством интеграции образовательных областей в различных видах детской деятельности;

встреча в семейной гостиной «Звёздочки» по теме «Детско-родительский речевой проект «Слово учит, слово лечит, слово душу веселит. Запуск и перспективы реализации»;

формирование информационного и методического фонда:

- наглядная агитация для родителей «Пословицы и поговорки для речевого развития детей», обзор тематических пословиц и поговорок по различным темам в соответствии с возрастом детей;

- методические рекомендации по применению пословиц и поговорок с детьми старшего дошкольного возраста в различных режимных моментах и ситуациях;

- картотека «Народные пословицы и поговорки», «Значение пословиц и поговорок», «Игры и занимательные упражнения с использованием пословиц и поговорок», «Загадки по народным пословицам и поговоркам»;

- иллюстративный материал, уместно отражающий смысл пословиц и поговорок о слове, речи, языке, природе, труде, дружбе, семье, Архангельской области и другое;

- художественные литературные произведения, отражающие смысл пословиц и поговорок в соответствии с возрастом детей: сказка С. Я. Маршака «Двенадцать месяцев», К. И. Чуковского «Федорино горе», «Сивка-Бурка», В. Осеева «Волшебное слово», стихотворение С. Я. Михалкова «Живёт на свете Саша, во рту у Саши каша»;

- настольно-печатные игры «Собери пословицу», «Найди пословицу», «Подбери пословицы к картинкам по смыслу», «Найди и назови пословицу, поговорку» и другие;

- конспекты беседы «Устное народное творчество — сила народной мудрости», ООД «Жанры устного народного творчества», «О пословицах и поговорках», сценарий викторины «Пословица недаром молвиться».

II. Практический этап:

реализация перспективного планирования по проекту посредством интеграции образовательных областей в различных видах детской деятельности:

Познавательное развитие : беседа-рассказ «Устное народное творчество — сила народной мудрости», ООД «Жанры устного народного творчества», «О пословицах и поговорках»; совместное рассматривание иллюстративных пословиц и поговорок; просмотр презентаций.

Речевое развитие : знакомство с пословицами и поговорками о слове, речи, языке, природе, труде, дружбе, семье, Архангельской области с последующим объяснением смысла, значения новых слов; загадки по пословицам и поговоркам; чтение художественных произведений про пословицы, беседы по ним; чтение и разучивание пословиц и поговорок с отстукиванием, отшагиванием, отхлопыванием ритма; проговаривание пословиц и поговорок с изменением громкости, высоты и темпа; автоматизация звуков в процессе произнесения пословиц и поговорок; рассказывание пословиц и поговорок с использованием схем мномотехники; словесные игры и упражнения «Я начну, а ты продолжи», «Кто знает, пусть продолжает», «Объяснялки», «Восстанови пословицу и объясни её», «Подбери слово в рифму», «Подбери противоположное слово к пословице», игра-соревнование «Кто больше скажет пословиц, настольно-печатные «Найди пословицу», «Подбери пословицы к картинкам по смыслу», «Найди и назови пословицу, поговорку», «Собери пословицу», «Пословица рассыпалась», «Соедини начало и окончание», «Какая пословица лишняя», «Подбери пословицу, которая учит добру (труду)»; применение пословиц и поговорок на занятиях, в повседневной жизни и в определённой ситуации.

Социально-коммуникативное развитие : беседа о моральных качествах человека, связанных со смыслом пословиц; игра-драматизация «Живёт на свете Саша, во рту у Саши каша», инсценирование пословиц и поговорок «Делу - время, а потехе - час», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Язык до Киева доведёт», обыгрывание пословиц и поговорок в сюжетно-ролевых играх «Семья», «Кафе» и другие.

Художественно-эстетическое развитие : пропевание пословиц и поговорок с отстукиванием ритма; рисование по пословицам «Терпение и труд, всё перетрут», «Сделал дело – гуляй смело», «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Труд человека кормит, а лень портит», «Конь узнаётся при горе, а друг при беде», лепка «За всякое дело берись смело».

Физическое развитие : эстафета «Чья команда быстрее соберет пословицу», соревнование «Смелый боец – в бою молодец», подвижная игра «Не говори, что делал, а покажи, что сделал», «Животные в пословицах».

вовлечение родителей непосредственно в совместную деятельность по созданию условий для целенаправленного использования воспитанниками пословиц и поговорок дома и в детском саду:

- подбор родителями пословиц и поговорок, иллюстрационного материала, уместно отображающего их смысл, в соответствии с заданной темой;

- знакомство, объяснение смысла и разучивание пословиц и поговорок с детьми дома;

- совместное детско-родительское рисование по выбранным пословицам и поговоркам;

- оформление родителями страниц рукотворной книги.

III. Заключительный этап – подведение итогов, рефлексия:

оформление продукта детско-родительского речевого проекта «Слово учит, слово лечит, слово душу веселит» – рукотворных книг совместного творчества педагогов и семей воспитанников «Удивительный мир пословиц и поговорок»;

викторина для воспитанников группы «Пословица недаром молвиться»;

обобщение опыта;

презентация проекта «Слово учит, слово лечит, слово душу веселит» педагогам МКДОУ № 1.

Итоги реализации проекта :

обогатилась развивающая предметно-пространственная среда группы («методическая копилка», иллюстративный материал, настольно-печатные игры);

удалось вовлечь родителей непосредственно в совместную деятельность по созданию условий для целенаправленного использования воспитанниками пословиц и поговорок дома и в детском саду - 70% активных семей;

у воспитанников:

- сформировался устойчивый интерес к пословицам и поговоркам, представление о роли и значении пословиц и поговорок в жизни людей, желание самостоятельно использовать их в речи;

- повысился уровень речевого развития различных компонентов речи (фонетики, лексики, грамматики).

Они определяют пословицы и поговорки среди других жанров устного народного творчества, понимают разницу между пословицами и поговорками, могут объяснить их значение, овладели семантикой слов и словосочетаний в них, с удовольствием поддерживают применение пословиц и поговорок на занятиях, в повседневной жизни и в определённой ситуации, оценивая свои действия и действия окружающих посредством данного жанра устного народного творчества.

Таким образом, целенаправленная и систематическая работа в рамках реализации детско-родительского речевого проекта «Слово учит, слово лечит, слово душу веселит» позволила в увлекательной форме дать детям возможность проявить свои способности и успешно решить развивающие и коррекционные задачи в развитии речи старших дошкольников с ОНР.

Список информационных источников

1. Кузьмина М. Пословицы. М. : Хатбер-пресс, 2014.- 16 с.

2. Тарабарина Т. И., Елкина Н. В. Пословицы, поговорки, потешки, скороговорки. Популярное пособие для родителей и педагогов. — Ярославль: Академия развития, 1996. — 224 с.

3. Ушакова О. С. Знакомим с литературой детей 5-7 лет: конспекты занятий: [методические рекомендации] / О. С. Ушакова, Н. В. Гавриш. - М. : Творческий Центр Сфера, 2009. - 223 с.

4. Интернет-ресурсы:

5. https:/slavianin.ru/

https://doshkolnik.ru/

https://infourok.ru/

https://logoped.ru/

https://maam.ru/

Публикации по теме:

Использование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольниковИспользование дидактического пособия «Телевизор» в речевом развитии старших дошкольников В организации образовательного процесса с детьми старшего дошкольного возраста большое внимание я уделяю использованию наглядного материала,.

Использование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольниковИспользование координационной лестницы в физическом развитии старших дошкольников «Чтобы сделать ребенка умным и рассудительным, сделайте его крепким и здоровым. Пусть он бегает, работает, действует – пусть он находится.

Использование приемов театрализации в развитии речи дошкольниковИспользование приемов театрализации в развитии речи дошкольников Обучение детей дошкольного возраста происходит в игровой деятельности. Это естественно для них. Театрализация – тоже игра. В обычной жизни.

Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольниковИспользование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников Использование приемов ТРИЗ в развитии речи современных дошкольников. Речь относится к числу психических функций, принципиально отличающих.

Картотека пословиц и поговорок об учебе, знаниях для начальной школы С самого детства человека сопровождают короткие и мудрые изречения - пословицы и поговорки. В них - народная мудрость. Они актуальны на.

Конспект НОД по развитию речи «Конкурс знатоков пословиц и поговорок» Тема: Конкурс знатоков пословиц и поговорок Цель: вызвать интерес к пословицам и поговоркам как яркой, образной форме народного творчества.

Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников»Отчет по самообразованию «Использование мультимедийных дидактических игр в познавательном развитии старших дошкольников» Целью моей работы был поиск информационно-коммуникативных технологий и внедрение в игровую деятельность детей старшего дошкольного возраста.

План по реализации проекта: «Сенсорная комната в развитии дошкольников» План по реализации проекта: «Сенсорная комната в развитии дошкольников». Реализация проекта. Для реализации поставленной цели решались следующие.

Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников Уважаемые коллеги предлагаю вашему вниманию презентацию:«Использование театрализованной деятельности в развитии речи дошкольников» Театрализованная.

Презентация проекта «Театр Добра» о развитии эмпатии старших дошкольниковПрезентация проекта «Театр Добра» о развитии эмпатии старших дошкольников Театр - один из самых зрелищных и доступных детям видов искусства, так как он, учитывая определенные особенности детей дошкольного возраста.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование пословиц и поговорок в развитии речи старших дошкольников с ОНР посредством реализации проекта «Слово учит»
Опубликовано: 19 марта 2022 в 21:38
+1Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 1.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
В 2024 году БАМ отмечает 50-летний юбилей. Передвижка «БАМ»

8 июля – памятная дата в честь строительства Байкало-Амурской магистрали, знаменитого БАМа. В этот день, 8 июля 1974 года, было подписано постановление о начале строительства Байкало-Амурской магистрали....

День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД