Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста

Елена Николаевна
Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста

Малый фольклорный жанр — это миниатюрные поэтические произведения, созданные для детей и имеющие определенную педагогическую направленность. Они окрашивают речь педагога, делая ее образной и красочной, привлекают внимание детей, оживляют обычные повседневные дела дошкольника. Песенки-потешки приносят радость, вызывают желание повторить слова за взрослым, выполнять задания педагога, участвовать в общих играх. Без считалок не обходятся игры, в которых нужно выбрать ведущего, и мы с детства помним: «Аты-баты, шли солдаты.» Колыбельные песни успокаивают, снимают напряжение, готовят ребенка ко сну, убаюкивают.

Как же использовать потешки?

Потешки просты, кратки, что помогает их быстро запомнить. Детей привлекает их звучность напевность, повторяемость.

Под потешки дети с удовольствием умываются, засыпают, обедают, занимаются различными делами. Жизнь ребенка становится ярче, интереснее. Из нее уходят скука, однообразие, монотонность. У ребенка при этом развиваются память, внимание, мышление и речь, а если он выполняет определенные движения, то дополнительно развивает координацию и ловкость.

Укладываем детей на полуденный сон, говоря ласковые слова, сопровождая их соответствующими движениями. Подходя к каждому, поправляем одеяло, гладим по головке, создаем ощущение домашнего уюта:

Баю, бай, баю, бай,

Ты собачка не лай,

Петушок не кричи,

Колю, Машу не буди.

Наши детки будут спать,

Да большие вырастать.

Вот поспят подольше –

Вырастут побольше

___

Вот лежат в кроватке

Розовые пятки.

Чьи это пятки –

Мягки да сладки?

Прибегут гусятки,

Ущипнут за пятки.

Прячь скорей, не зевай,

Одеяльцем накрывай!

___

Маленькие заиньки

Захотели баиньки,

Захотели баиньки,

Потому что заиньки.

Мы немножечко поспим,

Мы на спинке полежим.

Мы на спинке полежим

И тихонько посопим.

___

Ходит Сказка по домам,

По высоким теремам,

Жди ее, глаза закрой.

Спи, глазок, Спи, другой

Сказка добрая придет,

Сердце доброе найдет,

Жди ее, глаза закрой

Спи, глазок,

Спи, другой.

Применяем мы потешки и для подъема детей, после полуденного сна, особенно в дождливую погоду, когда просыпаться особенно трудно. Поочередно поднимая малышей, сопровождаем их пробуждение словами:

«Потягуни-потягушечки

От носочков до макушечки!

Мы потянемся-потянемся,

Маленькими не останемся!».

Существует множество потешек во время приема пищи:

Пришёл в гости – ни доктор Айболит.

Пришёл в гости – хороший аппетит.

Возьми скорее ложку,

И ну стучать по дну.

Скорее дайте супа,

Хоть ложечку одну.

___

Жили сто ребят,

Все ходили в детский сад.

Все садились за обед,

Все съедали сто котлет.

Все потом ложились спать,

Начинай опять считать.

___

А у нас есть ложки,

Волшебные немножко.

Вот – тарелка, вот – еда,

Не осталось и следа.

Младшие дошкольники часто капризничают, когда нужно одеваться на улицу, эта задача для них еще очень сложна, ее хочется выполнить самостоятельно, что не всегда получается. Мы помогаем ребенку одеться, приговаривая:

Вот они сапожки:

Это - с левой ножки,

Это - с правой ножки.

Если дождик вдруг пойдет,

Сапожок не упадет!

Чтение потешек происходит со множеством повторов, где неоднократно произносятся отдельные слова, словосочетания, предложения и даже четверостишия. Всё это способствует запоминанию слов, а затем активному их употреблению. Еще ценность потешек в том, что слово можно соединить с действием ребенка. Содержание многих потешек богато глаголами. С их использованием демонстрируются действия, обозначенные словами, тем самым, связывая само слово с действием.

Порой заставить малыша умыться очень тяжело. Попробуйте превратить это занятие в игру. С помощью веселых потешек можно заинтересовать ребенка и приучить к каждодневному умыванию с потешками.

Зайка серый умывается,

Видно в гости собирается.

Вымыл ротик,

Вымыл носик,

Вымыл ухо,

Вот и сухо!

___

Ладушки, ладушки,

С мылом моем лапушки.

Чистые ладошки,

Вот вам хлеб и ложки!

___

Плыви ко мне, рыбёшка,

Словлю тебя ладошкой.

Куда же ты уплыла,

Скользкая, как мыло?

А рыбонька купалась

И в руки мне попалась!

___

Буль, буль, буль,

Карасики.

Моемся мы в тазике.

Рядом лягушата,

Рыбки и утята.

___

Водичка, водичка

Водичка, водичка,

Умой моё личико,

Чтобы глазоньки блестели,

Чтобы щёчки краснели,

Чтоб смеялся роток,

Чтоб кусался зубок!

Если у ребенка что-то болит, он обижен, устал, приговариваем (поглаживая и успокаивая с плавными движениями):

Тихо, деточка, не плачь,

Киска принесет калач!

Недалече на мостике

Несет калач на хвостике.

На улице мы с помощью потешек изучаем с детьми окружающий мир и его явления:

Тра-та-та! Тра-та-та!

Рада снегу детвора!

Тра-та-та! Тра-та-та!

Лепим мы снеговика!

Ком на ком поставили,

Глазки подведём,

Нос-морковку вставим,

Шапочку найдем.

Вот какой снеговичок,

Толстый белый пухлячок!.

С помощью потешек также изучаем части тела:

Ротик мой умеет кушать,

Нос дышать, а ушки слушать,

Глазоньки моргать-моргать,

Ручки – все хватать-хватать.

Многие из изучаемых потешек мы используем и в ходе игр с детьми с различными предметами, запоминая их содержание и последовательность действий, например, укладывая куклу. Во время игр дети с удовольствием вспоминают и проговаривают слова потешек, если они сопровождаются рассматриванием сюжетных «живых» картинок – педагог, сами дети, куклы и игрушки – все вместе вовлекаются в процесс и позволяют наглядно представить себе жесты, мимику, позу того или иного персонажа потешки, почувствовать свое отношение к нему, правильно понять и эмоционально передать содержание потешки, ее слова.

По шоссе бегут машины,

В темноте шуршат их шины.

Огоньки и там и тут,

в дальний путь они зовут.

___

Завернем Аленку в теплую пеленку,

Колыбельную споем,

Чай на кухню пить пойдем.

Пусть приснятся нашей птичке

Желтогрудые синички,

С красным брюшком снегирек

И братишка Игорек.

___

Стул. Без молотка и без гвоздей

Стул смастерим мы для гостей.

___

Дом. Мы построим новый дом!

Дружно в доме заживем.

В нашем домике - окошко.

Загляни туда, Антошка!

___

Маленькие гномики

Ловко строят домики.

Чтоб гостей им пригласить,

Надо столик смастерить.

Чтоб гостей им посадить,

Надо стульчик смастерит.

Потешки учат ребенка видеть необычное в обычном слове, формируют уважение к результатам деятельности многих поколений и умение творчески применять полученный речевой опыт, словарный запас в нестандартных ситуациях. Кроме того, они способствуют двигательной активности ребенка, развитию мелкой моторики, активизируя работу мозга, удовлетворяют потребность ребенка в эмоциональном, тактильном контакте с взрослыми. Поэтому диапазон использования потешек крайне широк. Они таят в себе неисчерпаемые обучающие возможности, накопленные народом, прекрасный речевой материал, который можно использовать во всех видах деятельности.

Публикации по теме:

Использование тренажеров в физкультурно-оздоровительной работе с детьми дошкольного возраста Сохранение и укрепление здоровья подрастающего поколения, определяющего здоровье нации, уровень благосостояния и стабильности общества,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми старшего дошкольного возраста Забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное.

Использование ЦОР в работе с детьми раннего дошкольного возраста Мы работаем в век технологий и поэтому внедрение компьютерных технологий в дошкольное образование открывает нам новые возможности для внедрения.

Использование игровых приемов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста Использование игровых приемов в логопедической работе с детьми старшего дошкольного возраста. Уважаемые коллеги, хочу поделиться своим педагогическим.

Использование тёмной сенсорной комнаты при работе с детьми дошкольного возраста Педагог-психолог Камчаткина М. В. Тёмная сенсорная комната – это пространственная среда, которая насыщена различного рода аудиальными, визуальными.

Использование элементов экопсихогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста Использование элементов экопсихогимнастики в работе с детьми дошкольного возраста. «Человек стал человеком, когда услышал шепот листьев.

Консультация для педагогов «Использование загадок в работе с детьми дошкольного возраста» Загадки являются эффективным педагогическим средством воспитания и первоначального обучения детей. Они очень хорошо входят в тот период.

Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста Использование информационно-коммуникационных технологий в работе с детьми дошкольного возраста. Детский сад - часть общества, и в нём,.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста «Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста» Автор: Сариева Надежда Николаевна, воспитатель МКДОУ.

Использование здоровьесберегающих технологий в работе с детьми дошкольного возраста Я инструктор по физической культуре и сегодня я хотела бы поделиться с Вами своим опытом работы. Тема: Использование здоровьесберегающих.

Библиотека изображений:
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
  • Консультации для родителей, папки-передвижки, памятки
Автор публикации:
Использование потешек в работе с детьми дошкольного возраста
Опубликовано: 13 октября 2016 в 09:12
+139Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Скачать и печатать
Комментарии:
Всего комментариев: 98.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
Фотоотчёт «Наши зимние поделки»
Фотоотчёт "Наши зимние поделки" Ирина Баринова Здравствуйте уважаемые педагоги, коллеги и друзья. Сегодня вашему вниманию хочу предложить фотоотчёт , как мы...
Дидактическая игра по звуко-буквенному анализу «Волшебный коврик»
Как эффективно подготовить ребенка к школе? Умение детей слушать воспитателя и выделять звуки в слове, определять их порядок и последовательность...
Дидактическая игра своими руками «Кто где живёт?», «Кто что ест?» по принципу Кругов...
Цель игры: дать ребенку представление об особенностях жилья разных животных, расширять знания о среде их обитания; развивать мышление, память, речь;...
Фотоотчет о спонтанной акции «Помоги птицам зимой»
Доброе время суток всем, кто нашел минуточку и заглянул в гости. Сегодня я расскажу об акции, которая произошла спонтанно после организованной...
«Твои помощники — руки». Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и...
Конспект занятия по образовательной области «Ребенок и общество» ( образовательные компоненты «Здоровье и личная гигиена», «Безопасность жизнедеятельности»)...