МААМ-картинки

Использование приема совместного рисования как особого метода обучения аутичных детей

Наталия Кунденок
Использование приема совместного рисования как особого метода обучения аутичных детей

Совместное рисование — особый игровой метод. В ходе совместного рисования педагог рисует предметный или сюжетный рисунок, близкий опыту ребенка, его интересам, эмоционально комментируя происходящее, а ребенок активно участвует в создании рисунка, «подсказывая» развитие сюжета, дополняя рисунок разнообразными деталями, «заказывая» новую картинку. Совместное рисование — это не рисование как вид продуктивной деятельности самого ребенка, а особый метод обучения. Его использование на занятиях с аутичным ребенком становится возможным только после того, как налажен эмоциональный контакт между ребенком и взрослым.

Публикация «Использование приема совместного рисования как особого метода обучения аутичных детей» размещена в разделах

Если педагог предлагает аутичному ребенку значимую для него тему рисунка, то на занятии возникает ситуация, побуждающая ребенка к активным действиям. Его завораживает волшебное действие, происходящее на листе бумаги. Используя такой интерес, взрослый привлекает ребенка к активному участию в процессе рисования : делая паузы, спрашивая совета, «забывая» дорисовать важную деталь, побуждает ребенка завершить рисунок. Аутичному ребенку очень важно получить значимый для него результат как можно быстрее, такой ребенок не умеет ждать. Поэтому в ситуации совместного рисования он часто соглашается на такую степень участия в совместной деятельности, какая ранее в других ситуациях оказывалась просто невозможной.

Так, ребенок впервые берет в руки карандаш и пытается что-то дорисовать самостоятельно. В этом случае возникает ситуация эмоционального и делового общения между аутичным ребенком и взрослым. Чтобы использовать эту уникальную возможность для развития аутичного ребенка, педагог должен следовать определенной тактике. Необходимо побуждать малыша выражать свои желания любым приемлемым способом — словом, жестом. Для этого следует прерывать рисование, комментировать свои действия, задавать вопросы, делать паузы, как бы дожидаясь ответа и действий со стороны ребенка. Так взрослый дает ребенку понять, что результат совместной работы зависит и от его участия.

Помимо побуждения к активным действиям, ситуация совместного рисования открывает новые возможности для ознакомления аутичного ребенка с окружающим миром. В ходе совместного рисования удается уточнить часть представлений, которые у него уже есть. В ситуации совместного рисования становится возможным обобщение представлений об окружающем. Для этого следует предлагать различные варианты одного и того же сюжета. Но не забывайте о стереотипности мышления аутичного ребенка, и в случае его сопротивления изменениям отложите их до следующего раза.

Использование метода совместного рисования в работе с аутичным ребенком дает возможность развивать невербальные и вербальные средства коммуникации. Взрослый обозначает словом все, что происходит на бумаге. Такой комментарий позволяет уточнить значение слов, уже известных ребенку, а также знакомит его с новыми словами и их значениями, обогащая пассивный словарь. Необходимо поддерживать любую попытку ребенка «поговорить», а также специально создавать ситуации, в которых ему захочется воспользоваться активной речью.

В ходе индивидуального взаимодействия с неговорящими аутичными детьми, которые помимо отсутствия речевых и коммуникативных навыков имели еще недостаточную обучаемость и неспособность создания качественно оформленных художественных образов, мы отмечали хороший психотерапевтических эффект от арттерапии. Так, ребенок, изображая нескольких «головоногов», называл их словами «мама», своим именем, именем брата, и даже называл словом «те», имея ввиду специалиста (тетю, который работал с ним. Рисование членов семьи нравилось ребенку, он всегда при этом, радовался, выражая невербально и как умел вербально (звуками) удовольствие от самого процесса творчества и от его результата. Ребенок «просил» педагога подписать членов семьи.

Я использую рисование как изобразительную деятельность в работе с детьми, имеющими аутистичекий спектр нарушений, как один из любимых видов продуктивной деятельности, направленный на развитие речевых и коммуникативных навыков на занятиях по ознакомлению с окружающим миром и развитию речи. Помимо этого, с помощью рисования решаются задача формирования учебных навыков, развитие моторики, формирования волевых качеств личности.

Рисование как вид изобразительной деятельности не обходится без такого «работающего» метода с аутичными детьми, как метод совместного рисования. И моя задача как можно быстрее привлечь внимание аутичного ребенка к живым объектам, к окружающим его людям. Рисуем самого ребенка (что способствует возникновению особого доверия с его стороны к специалисту, рисуем членов его семьи, дом, детский сад и другие объекты ближайшего окружения. Иногда задерживаемся на рисовании объектов сверхпристрастий ребенка (у одного это могут быть технические приборы, у другого животные и т. п.) Совместное рисование также дает возможность проведения с ребенком психотерапевтической работы. Для этого рисуются сюжеты из жизни ребенка, в которых он испытывает разного рода затруднения: бытовые моменты, то, чего ребенок боится, и т. д. При этом сюжеты проговариваются. Обязательно предлагается только положительный вариант развития событий. Совместное рисование взрослого с аутичным ребенком требует поэтапного развития. Остановимся на основных этапах совместного рисования.

Обучение элементарным навыкам рисования проходит через следующие этапы:

I этап

На начальном этапе работы – это обучение формообразующим движениям через обвод и закрашивание трафаретов геометрических фигур, закрашивание по готовым трафаретам с помощью круговых, прямых, наклонных линий. Самостоятельное рисование геометрических фигур.

II этап

На этапе обучения рисования человека нельзя пропустить следующий этап – это рассматривание, понимание выражения эмоций на пиктограммах и других контурных изображениях, в последующем – это самостоятельное изображение эмоций с помощью улыбок на готовых пиктограммах с дорисовыванием частей тела.

III этап

На третьем, более высоком этапе развития – рисование по алгоритмам, поэтапно, «пошагово», по показу, по подражанию и инструкции. Это могут быть, машины, животные, другие объекты.

И только потом идет самостоятельное рисование различных объектов окружающего мира, людей, и их различных занятий.

Нужно отметить, что не всех детей, имеющих аутистический спектр нарушений, требуется обучать рисованию. Некоторые дети 3 и 4 группы «проскакивают» эти обучающие этапы и рисуют, и срисовывают вполне самостоятельно. Но в собственных рисунках дети искажают линии, формы, пропорции. Сюжет рисунков характеризуется бедностью, однообразием. Поэтому моя задача заключатся в том, чтобы совершенствовать сами техники рисования, разнообразить сюжет, тренировать волевые качества: заканчивать начатый рисунок до конца, не «хватаясь» за новый; рисовать аккуратно, не спеша.

Известно, что у аутичных детей отмечается склонность к стереотипиям. Дети изо дня в день рисуют одно и то же. Задача специалиста заинтересовать детей новым и переключить их на новую тематику, но при этом сохранять терпение и уважение к многоразовому изображению объектов своих сверхценных увлечений.

Таким образом, мы можем сделать вывод о том, что изобразительная деятельность служит не только хорошим средством для установления контакта, но и определённой коррекции недостатков интеллектуального и эмоционального развития аутичных детей. С помощью художественного творчества вносятся коррективы как в рисунок, лепку, аппликацию, так и в саму деятельность ребёнка. Рисунок, лепка, вырезание способствуют формированию у таких детей осмысленного дифференцированного восприятия предметов окружающего мира, умению различать их форму, цвет, пропорции, сходство и различия, развивают вкус, наблюдательность, пространственно-конструктивные возможности, способность анализировать предметы, а также расширяют представление об окружающей природе, мире.

Литература:

Баенская, Е. Р. Использование сюжетного рисования в коррекционногй работе с аутичными детьми / Баенская Е. Р. // Дефектология. - 2008. - № 4. - С. 85-92.

Баенская, Е. Р. Возможности использования рисунка в коррекционной работе с аутичными детьми / Баенская Е. Р. //Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2012. - № 1. - С. 46-54.

Константинова, В. В. Использование изобразительной деятельности в психологической работе с детьми с расстройствами аутистического спектра / Константинова В. В. // Аутизм и нарушения развития. - 2011. - № 1. - С. 16-32.

Янушко, Е. А. Использование метода совместного рисования в работе с аутичным ребенком / Янушко Е. А. // Воспитание и обучение детей с нарушениями развития. - 2005. - № 1. - С. 70-75.

Публикации по теме:

Презентация «Использование метода мнемотехники в обучении рассказыванию детей дошкольного возраста» В презентации освещаются проблемы речи детей дошкольников, раскрывается актуальность использования мнемотехники. Мнемотехника –технология.

Использование метода проекта в исследовательской деятельности детей среднего дошкольного возраста Актуальность включения проектной деятельности в образовательный процесс ДОУ Актуальность проектной деятельности в настоящее время обусловлена.

Использование метода моделирования в обучении детей дошкольного возраста Слайд 1 В современных условиях быстро меняющейся жизни от ребенка требуется не только владение знаниями, но и, в первую очередь, умение.

Использование метода «Замещающего онтогенеза» для эффективной коррекции умственного развития детей с ОВЗ 2сл. В последнее десятилетие идет увеличение детей с ограниченными возможностями здоровья с такими диагнозами как: - дети с ЗПР, с ОНР,.

Использование проектного метода обучения и воспитания дошкольников для развития их познавательных речевых способностей Ход педсовета Использование проектного метода обучения и воспитания дошкольников для развития их познавательных речевых и творческих способностей».

Консультация для родителей «Использование приема мнемотехники в детском саду» Все мы знаем, что главной задачей развития связной речи ребенка является совершенствование монологической речи. Оттого насколько будет.

Использование метода проектов в формировании культурно-гигиенических навыков детей Тема: «Использование метода проектов в формировании культурно-гигиенических навыков детей дошкольного возраста (из опыта работы)» Дошкольное.

Открытое занятие в старшей группе «Использование приема ММЧ при ознакомлении детей с объектами неживой природы» Тип ОД: Обучающее Направление: познавательное развитие Интеграция образовательных областей: познавательное, социально- коммуникативное развитие,.

Развитие проектного метода обучения в дошкольной педагогике Метод проектов — это способ достижения дидактической цели через детальную разработку проблемы (технологию, которая должна завер-шиться.

Использование метода сторитерллинга по ознакомлению детей с ПДД МУНИЦИПАЛЬНОЕ АВТОНОМНОЕ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ШКОЛА № 17 ГОРОДА БЕЛОГОРСК» ВЫСТУПЛЕНИЕ НА МЕТОДИЧЕСКОМ ОБЪЕДИНЕНИИ на тему:.

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приема совместного рисования как особого метода обучения аутичных детей
Опубликовано: 28 мая 2019 в 12:51
+7Карма+ Голосовать
Расскажите коллегам и друзьям!
Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев
Популярное из нового
День весенней безопасности. Передвижка «Паводок, весеннее половодье»

Стремительное таяние снега или выпадение большого количества осадков может стать причиной весеннего паводка. Необходимо знать правила поведения во время этого стихийного бедствия и рассказать о них...

27 апреля. Международный день настольных игр. Передвижка «Польза настольных игр»

Ежегодно в последнюю субботу апреля отмечается Международный день настольных игр. Настольные игры – полезный семейный досуг на все времена.


Горячие темочки



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД