Папки-передвижки

Использование приемов биоэнергопластики и нейростимуляции в коррекционной работе учителя-логопеда

Пехова Татьяна
Использование приемов биоэнергопластики и нейростимуляции в коррекционной работе учителя-логопеда
▼ Скачать + Заказать документы

Биоэнергопластика – это соединение движений артикуляционного аппарата с движениями рук.

Современное слово БИОЭНЕРГЕТИКА не позволяет нам забыть о пальчиковой гимнастике в коррекционной работе.

В коре головного мозга зоны движения руки и речевая находятся так близко, что опираясь на пальчиковую моторику можно помочь ребёнку сделать прорыв, часто значительный, в воспитании правильных звуков и в развитии речи в целом.

Публикация «Использование приемов биоэнергопластики и нейростимуляции в коррекционной работе учителя-логопеда» размещена в разделах

Времени всегда не хватает и хочется использовать его максимально эффективно. Именно поэтому пальчиковую гимнастику мы соединили с обучением грамоте и выбрали для этого русскую пальцевую азбуку.

Пальчиковый алфавит – это реально существующая методика, которой пользуются множество людей, при помощи которой обучают глухих и слабослышащих детей и которая вполне может пригодиться любому из нас в течение жизни. Это дактиль, которые используют в России глухие и слабослышащие. Он очень похож на пальчиковые пробы, которые редко несут смысловую нагрузку. Содержание заложено в русских народных играх с кистью руки «Идёт коза рогатая…», «Сорока, сорока кашу варила…» Больше, как говорится «с ходу», обычно не вспоминают. Книжные пальчиковые игры тяжело заучиваются и быстро забываются как взрослыми, так и детьми.

Положительное в использовании дактильной азбуки :

- Пальцевая азбука вызывает живой интерес у детей, начинающих читать.

- Она задействует все пальцы и ставит их в разные положения.

- Работает кисть руки в области запястья.

- Равноценна любой другой пальчиковой гимнастике.

- Может быть использована человеком в течение жизни, так как нам порой встречаются глухие и слабослышащие люди в трамвае, в магазине или в соседнем подъезде и общение с ними похоже на общение с иностранцами: улыбнуться, помахать рукой и испытать чувство полной беспомощности от неумения связать вместе два слова или выговорить одно-единственное нужное.

Мы не делили дактильные буквы на 4 степени сложности, как это принято в обучении слабослышащих, а использовали отдельные элементы и приёмы в методике коррекции речи детей-логопатов.

ЗНАКОМСТВО с БУКВОЙ соответствует календарно – тематическому плану и растянуто по времени. Причём, я не ставлю цели выучить весь дактильный алфавит, а решаю промежуточные сиюминутные цели.

Звукопроизношение у каждого ребёнка имеет свои особенности, как при коррекции дефектов артикулирования звука, так и в его автоматизации.

Правильно поставленный изолированно звук я, обычно, подкрепляю написанием буквы и дактильным образом этой же буквы. Дактильный образ является зрительным и кинестетическим одновременно. Это позволяет включить в работу все анализаторы, выстроить у ребёнка ассоциативную цепочку. Разные дети, во время припоминания изученного материала, опираются (вспоминают) на разные звенья такой цепочки. Это зависит от того, какой вид восприятия (тип модальности, как говорят в нейролингвистике) наиболее развит у каждого конкретного ребёнка. Визуалист и кинестетик чаще вспомнят дактильный образ буквы и связанную с ним игровой сюжет. Мы стараемся каждую такую мини историю подкрепить положительными эмоциями.

Первоначальное знакомство с образом дактильной буквы обыгрываю разными приё мами:

1. Игровые, сюжетные;

2. Приёмы связаны с фонетическим звучанием;

3. Образ связан с графическим написанием данной буквы.

А – показываю кулак и говорю: «Это малыш. Голова у него большая, а туловище ещё не выросло. Оно маленькое. Малыш пока умеет только плакать: А-А-А». Иллюстрация - кулак в чепчике и с пустышкой или с открытым широко ртом.

Ы – пальчиковая игра «Идёт коза рогатая, идёт коза бодатая… Забодает, забодает, забодает…» Предлагаю сделать «козу» из указательного пальца и мизинца и поиграть «Идёт коза …» А малыш боится козы, пугается и плачет Ы-Ы-Ы».

У – используем стишки про буквы, предложенные Волиной В. В. в книге «Занимательное азбуковедение» : «Буква У совсем проста: тянет рожки из хвоста» и одновременно показываем дактильную букву. Мизинец и большой палец – это рожки, а сама рука – хвост.

О – вспоминаем слова из подвижной игры «Колечко, колечко, выйди на крылечко» и показываем букву О (колечко из большого и указательного пальчиков).

Ш – шумит дождик и пальчики как струйки воды тянутся, льются сверху вниз. Пчела испугалась намокнуть и спряталась от дождя под крышу. И там зажужжала Ж-Ж-Ж.

Б - «Буква Б с большим брюшком, в кепке с длинным козырьком» (Волина В. В.) по аналогии с написанной буквой.

В – оловянный солдатик. Стоит как солдат на посту: спинка прямая.

Г – гусь. Вытянул шею, хочет ущипнуть за пятку. Выложим из пальчиков букву Г.

С – как написали, так и показали.

З – указательным пальчиком написали букву в воздухе.

К – «На прямую палочку посадили галочку» (Волина В. В.) Показываю и рассказываю: «галочка села и поняла крылья наверх – указательный и средний в положении зайчик. Ветер подул и галочка полетела – тряхнула кисть руки резко вперёд.

Л выложили пальцами указательным и средним. Л ходит ногами по столу.

М – «Палочка и палочка, между ними галочка» (Волина В. В.). Говорю: «Галка клюв длинный вниз свесила, ищет вкусные зёрнышки». Ходит по столу ногами и длинным клювом склёвывает червяков и хлебные крошки.

П – от папиного турника остались одни стойки. Придёт папа и турник отремонтирует.

Р на стуле покачалась, вверх ногами оказалась.

Показываем И – сверху указательный и средний наклонились к большому и сделали колечко. «Подул ветерок и прервал длинный звук И. Длинный звук И превратился в краткий, короткий». Повторяем И краткий правой, затем левой рукой, несколько раз и сопровождаем проговариванием.

Чередование движений или быстрая смена трёх позиций – это хорошая тренировка мелкой моторики:

У – Ю

В – А (ладошка - кулачок).

Чередуем: А – кулачок, У – из кулачка показали большой палец и мизинец.

Вот уже и получилось слово, которое мы покажем и повторим многократно, сначала правой рукой, потом левой, потом обеими руками одновременно. Образ буквы и произнесение звука соединяются во времени и первые простые слова дети читают с руки.

Механизм слияния букв при чтении «с руки» и чтении слова в букваре совершенно одинаков: что вижу, то и произношу.

А Б В – многократно быстро меняем положение пальчиков и сопровождаем движения произнесением этих звуков. Одной рукой, потом другой рукой – встряхнули кисти рук - и снова выполнили двумя руками вместе.

«Зайчик» ( из кулачка показали указательный и средний пальчики и сказали: «зайчик», чередуем с дактильной буквой Я (средний пальчик спрятать за указательный – зайчик ушки почесал) и дети сказали: Я. Обыграть: задать зайчику смешные вопросы:

- Кто красивый? Я!

- Кто беленький? Я!

- Кто быстрее всех бегает? Я!

О, Р, Н – сначала делаем колечки из пальчиков и называем пальцы : указательный, средний, безымянный, мизинец. Затем в этом же упражнении называем буквы: О, Р, Н, мизинец. Одной рукой, потом другой рукой. Оречевляем каждое движение.

Чередование «зайчик» буква Л (работает кисть руки).

Делаем колечки из двух пальчиков двумя руками сразу: большой плюс указательный – это О; большой плюс средний – это Р; большой плюс безымянный – это Н; большой плюс два пальца – указательный и средний - это И.

О, У, П, М, Ш, Г, З, С, Л - пальчиковые и написанные буквы имеют графическое сходство. Частично В и Б.

Графическое сходство можно найти и у гласной буквы Э «Буква Э с открытым ртом и с огромным языком» (Волина В. В.) – открытый рот – полукруг делают большой и указательный пальцы, которые стараются обхватить невидимую большую трубу. «Язык» изображаю указательным пальцем второй руки. Но на последующих физминутках вторую руку не подключаю, так как классически для дактильного показа любой буквы нужна только одна рука.

БАБА –многократно быстро меняем положение пальчиков и сопровождаем движения произнесением этих звуков, которые сливаются в слово. Ребёнок читает слово с руки. Одной рукой, потом другой рукой – встряхнули кисти рук - и снова выполнили двумя руками вместе.

ВОВА – на другой физминутке чередуем эти буквы и сопровождаем движения пальчиков произнесением этих звуков, которые сливаются в слово. Ребёнок читает показанное слово с руки.

ПОДГОТОВКА К ОБУЧЕНИЮ ГРАМОТЕ как и само обучение чтению – длительный процесс, который иногда затягивается на годы. Методика подготовки к обучению грамоте в детском саду опирается на звуковой анализ слова по исследованиям Д. Б. Эльконина. Звуковой анализ слова переходит в звуко-буквенный, когда дети становятся чуть старше и уже научились слышать отдельные звуки.

НИКОЛАЙ ЗАЙЦЕВ, создавая свою методику «Чтение по складам», одной из главных причин затруднений детей при обучении грамоте называл сложность в слиянии отдельных звуков в единое слово.

Пальцевая азбука сразу включает зрительный и тактильный анализаторы в звуковой анализ слова, создавая комплексный механизм воздействия на речевые центры в мозгу ребёнка.

Чтение «с руки» строится на быстром чередовании хорошо знакомых позиций и их назывании.

Русскую пальцевую азбуку в один клик можно найти в интернете.

Таким образом, играя с пальчиками, мы включаем механизмы НЕЙРОСТИМУЛЯЦИИ И БИОЭНЕРГОПЛАСТИКИ

в работу по коррекции речи ребёнка – логопата и одновременно обучаем его чтению.

Публикации по теме:

Использование ИКТ в коррекционно-развивающей работе учителя-логопеда В последнее время отмечается резкое увеличение числа детей с нарушениями речи. Возникает необходимость в коррекции недостатков речи данной.

Фотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздникиФотоотчет о работе учителя-логопеда ДОУ: НОД, мероприятия, праздники Уважаемые коллеги! Представляю вашему вниманию фотоматериал логопедических занятий, мероприятий и праздников в ДОУ. Возможно, у ребенка.

Годовой отчет о работе учителя–логопеда .

Консультация «Преемственность в работе учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей» Консультация – презентация на тему: «Преемственность учителя-логопеда и воспитателей по формированию звукопроизношения у детей, посещающих.

Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда»Мастер-класс «Использование логопедического пособия «Логокуб» в работе учителя-логопеда» Хочу поделиться с коллегами, как я использую логопедическое пособие «Логокуб». Пособие представляет собой куб с 6-ю гранями разного цвета.

Использование мнемотехники в коррекционной работе учителя-логопеда Инновационная технология – мнемотехника в работе с дошкольниками. Цель: Предложить педагогам приёмы мнемотехники в работе с детьми. Задачи:.

Мониторинг как одно из направлений в работе учителя-логопеда ДОУ Мониторинг – как одно из направлений в работе учителя – логопеда, работающего в условиях логопедического пункта с интернальной интеграцией.

Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя-логопеда «Совершенствование приемов работы по автоматизации звуков в работе учителя логопеда» Учитель-логопед МБДОУ д/с № 2 ст. Калининской Р. А. Штепа.

Проект «Использование песочной терапии в работе учителя-логопеда ДОУ» МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ «ДЕТСКИЙ САД № 66 «БЕЛОЧКА» СМОЛЕНСКОЙ ОБЛАСТИ ГОРОДА СМОЛЕНСКА.

Взаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движенийВзаимосвязь в работе музыкального руководителя и учителя-логопеда по коррекции речи и движений Автор: Ерохина Любовь Ивановна музыкальный руководитель МАДОУ «Центр развития ребёнка детский сад №12 Белгородской области г. Шебекино».

Библиотека изображений:
Автор публикации:
Использование приемов биоэнергопластики и нейростимуляции в коррекционной работе учителя-логопеда
Опубликовано: 12 марта 2020 в 12:47
+3Карма+ Голосовать

Юридическая информация: публикация «Использование приемов биоэнергопластики и нейростимуляции в коррекционной работе учителя-логопеда» (включая файлы) размещена пользователем Пехова Татьяна (УИ 2259756) на основе Пользовательского Соглашения МААМ. СМИ МААМ действует в соответствии со ст. 1253.1 ГК РФ. Используя МААМ принимаете Пользовательское Соглашение.

Расскажите коллегам и друзьям!
Поделитесь в сетях и мессенджерах:


Комментарии:
Всего комментариев: 3.
Для просмотра комментариев



РЕГИСТРИРУЙТЕСЬ!
Используя МААМ принимаете Cоглашение и ОД